Финансовая система государства, ее структура. Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития, а так же комплексное исследование системы управления финансов в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: раскрытие основных звеньев финансовой системы, рассмотрения главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации, исследованы теоретические вопросы управления финансами в Российской Федерации, сформулированы основные направления совершенствования управления финансами в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1. 1 ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6
1. 2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 13
1. 3 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТИПЫ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ 18
1. 4 СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 21
2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ 24
2. 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 27
2. 1-1 Финансовое планирование и прогнозирование 33
2. 1-2 Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами 40
2. 1-3 Финансовое регулирование 42
2. 1-4 Оперативное управление финансами 43
2. 1-5 Финансовый контроль в управление финансами 45
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 51
3. 1 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ 51
3. 2 ПРОЦЕСС «ФИНАНСИЗАЦИИ» ЭКОНОМИКИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Файлы: 1 файл

Финансовая система государства, ее структура. Управление финансами.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

Сектор 1. Это чистый финансовый сектор реальной финансовой системы, в котором процесс формирования денежных фондов осуществляется на эквивалентной основе в соответствии с действием закона стоимости. Чистый финансовый сектор влияет на преобладающую часть бизнеса, на население и частично на государство.

Сектор 2. Это квазичистый финансовый сектор, в котором денежные фонды сначала формируются не вследствие осуществления определенной предпринимательской (коммерческой или производственной) деятельности, а на ссудной основе в результате выпуска и реализации ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.). Выпускать акции и облигации имеют право корпорации и государство.

Сектор 3. Этот так называемый фискальный (или налоговый) сектор реальной финансовой системы, в котором денежные фонды формируются преимущественно за счет налогов. Фискальный сектор охватывает сферой своего влияния государство и его территориальные органы и реализует себя в формировании, во-первых, государственного, во-вторых, регионального (областного), в-третьих, местного (муниципального) бюджетов как определенных денежных фондов доходов и расходов соответствующих уровней государственной власти.

Соотношение между этими секторами реальной финансовой системы неодинаково во всех экономиках в различные исторические эпохи их развития.

В менеджменте по характеру и частоте взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа финансовых систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствие того, что курс валюты был строго фиксирован, собственником средств производства, земельной собственности, крупной недвижимости было государство, предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость), имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах, цены не выражались в отечественной валюте, валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.

Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.

Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.

1. 4 Структура финансовой  системы

Финансовую систему можно рассматривать по внутреннему строению и по организационной структуре.

По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой - финансовая система является совокупностью финансовых органов и институтов, руководящими денежным потоками.

Выделение составных элементов внутреннего строения финансовой системы производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.

Внутренняя сторона финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики - финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики - государственные финансы; уровень мирового хозяйства - международные финансы; обобщающий уровень - финансовый рынок. Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений. Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансов субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

Организационная структура финансовой системы характеризуется совокупностью финансовых органов и институтов, отображающих систему управления финансами. Формы и методы финансовых отношений отображают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране составляют органы государственной власти и управления.

 

2. Управление финансами

Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональном их использованием. На решение этой и направлено управление финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система – «финансовая система» - совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система – «система финансов» - совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

  • управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
    • общность функций всех финансовых учреждений;
  • общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

    1. зависимость от конечной цели;
    2. макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
    3. соответствие интересам всех членов общества;
    4. использование экономических законов;
    5. учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.

При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

Существуют основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

Увеличение  активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование  фондов.

Уменьшение  пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.

Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года.

Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством: планирования закупок необходимых материалов; введения жестких производственных систем; использования современных складов; совершенствования прогнозирования спроса; быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в обратном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредитной политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий  путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании  наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные  активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные  государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

К основным активам относятся те, которые  фирма использует больше года. Они  включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления  сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку "плюсы" добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет.

2. 1. Сущность и методы управления финансами

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

Информация о работе Финансовая система государства, ее структура. Управление финансами