Финансовая система государства, ее структура. Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития, а так же комплексное исследование системы управления финансов в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: раскрытие основных звеньев финансовой системы, рассмотрения главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации, исследованы теоретические вопросы управления финансами в Российской Федерации, сформулированы основные направления совершенствования управления финансами в Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1. 1 ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6
1. 2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 13
1. 3 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТИПЫ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ 18
1. 4 СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 21
2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ 24
2. 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 27
2. 1-1 Финансовое планирование и прогнозирование 33
2. 1-2 Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами 40
2. 1-3 Финансовое регулирование 42
2. 1-4 Оперативное управление финансами 43
2. 1-5 Финансовый контроль в управление финансами 45
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 51
3. 1 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ 51
3. 2 ПРОЦЕСС «ФИНАНСИЗАЦИИ» ЭКОНОМИКИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Файлы: 1 файл

Финансовая система государства, ее структура. Управление финансами.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Политические решения должны приниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В связи с этим важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильности финансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической и социальной сфер жизни общества.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.

Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Большое значение для подъема экономики и расширений на этой основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную действенность прямых иностранных инвестиций.

Удовлетворение тех или иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей.

Расходы могут расти только при увеличении финансовых ресурсов. При этом акцент с субсидирования потребления смещается на финансирование производства. Все мероприятия экономической и финансовой политики направлены на предоставление возможности населению повышать свои доходы, с одной стороны, и создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности - с другой. В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция заставляет предприятия постоянно заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог на другие доходы, НДС), налогообложения доходов трудящихся, финансирования целевых программ. Ожесточается система финансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественных параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.

Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов. 
Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Развитие рыночных отношений, усовершенствование методов управления привели к положительным результатам в области организации и управления имущественным и личным страхованием: развивается кооперативное страхование, возникают акционерные страховые общества; вводятся новые виды страхования; изменяется соотношение между обязательной и добровольной формами страхования. Улучшение страхового механизма направлено на качественное обслуживание страхователей, повышение эффективности страхового дела.

3. 2 Процесс «Финансизации»  экономики

В последней четверти XX века четко проявилась тенденция 
«финансизации» экономики. Она заключается в том, что финансовая система начала жить своей собственной жизнью, отодвинув на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики.

В процессе «финансизации» можно выделить следующие характерные черты.

Доля финансового сектора в мировом ВВП резко возросла. В развитых странах он стал доминировать над реальным сектором как по доле в ВВП, так и по своей роли в экономике.

Финансовые рынки значительно превзошли реальные по объемам, а цены на деривативные инструменты (часто спекулятивные) стали оказывать сильное, иногда доминирующее воздействие на рынки реальных товаров.

Доля фиктивного капитала предприятий развитых стран преобладает в структуре активов, а доходы от операций на финансовых рынках занимают существенное место в структуре их доходов.

Население развитых стран все большую часть своих свободных средств переводит в форму различных финансовых инструментов, а доля депозитов банков сокращается. Значительная часть населения в решающей степени связывает свое благосостояние с положением на финансовых рынках: 45% американцев являются держателями акций.

В процессе «финансизации» знаменитая формула Маркса Т-Д-Т сначала преобразовалась в формулу торговли Д-Т-Д', а затем и вовсе переродилась в чисто финансовую – Д-Д'. Товар в обычном смысле выпал, его заменил финансовый инструмент. Лозунг американского бизнеса «Делать деньги» окончательно трансформировался в «Делать деньги из денег». Финансовая сфера стала как бы самодостаточной - она черпает ресурсы для своего роста в себе самой.

Парадоксально, но очень похожее превращение произошло и в советской плановой экономике. Только здесь «финансизацию» заменил процесс индустриализации. Финансы при этом играли вспомогательную роль, а основное внимание было уделено росту промышленности. Постепенно индустриализация вышла из-под контроля общества и так же, как и «финансизация» в рыночной экономике, стала самодостаточной. Основные функции промышленности - обеспечение населения товарами – были отодвинуты на второй план, она все больше начинала работать сама на себя: новые станки делали для того, чтобы произвести оборудование для получения металла и энергии, необходимых для изготовления новых станков.

Избыточная «самоедская» индустриализация плановой экономики и современная финансизация рыночной имеют одну и ту же первопричину. Ее следует искать в теории экономической власти.

Для увеличения своей экономической власти группа лиц, связанная с определенной отраслью или сферой деятельности, всегда старается внедрить свои корпоративные цели в идеологию общества. Так, группа руководителей советской индустрии сумела фактически заменить коммунистический лозунг «Все для блага человека» на «Все для развития производства». Это позволило ей многие десятилетия удерживать экономическую власть, но завело страну в тупик.

Другая крайность наблюдается сейчас в рыночной экономике. Завоевавшая власть информационно-финансовая мировая элита сумела через подконтрольные ей СМИ (а это почти все СМИ) внедрить в общественное сознание развитых стран новую модель поведения – сориентированную на доминирование услуг в потреблении и финансовых инструментов в накоплениях. Это позволяет ей прочно удерживать экономическую власть в мире.

Эмиссионная функция в большинстве развитых стран передана центральным банкам, которые законодательно отделены от финансовых органов государства. В последние годы отчетливо проявляется тенденция освобождения центральных банков от функций надзора и переключение их почти полностью на монетарные вопросы (Великобритания, Япония, Корея и некоторые другие страны). Для России такой путь сопряжен с риском потери контроля над развивающейся банковской системой и пока преждевременен.

 

 

 

Заключение

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства. Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.

Следует отметить, что по вопросу о структуре финансовой системы так же нет единства взглядов. В частности, высказывается мнение, что на сегодняшний день можно выделить пять наиболее крупных сфер функционирования финансов: государственные финансы, отраслевые, кредит и денежное обращения, страхование, рынок ценных бумаг.

В целом система управления финансами в России находится в стадии становления и продолжает совершенствоваться, хотя в нашей стране в условиях экономического преобразований неоправданно недооценивают накопленный ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на экономику в прошлом. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, финансовый контроль, программирование, регулирование. Управление финансами является составной частью общей системы управления социально – экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально – экономического развития общества. Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Процесс «финансизации» заключается в том, что современная финансовая система отодвинула на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих некоторые суммы в акции предприятий.

 
 

Список использованной литературы

  1. Финансы и кредит: учебное пособие / Г.С. Карпов, Е.И. Юркова; Урал. гос. горный ун-т – Екатеринбург: изд-во УГГУ, 2010. - 490с.
  2. Экономика горного предприятия: учебное пособие / В.Е. Стровский, С.В Макарова и др.-2-е изд., исправл., доп. –Екатеринбург: изд-во УГГУ, 2007. – 407 с.
  3. Финансовый кризис августа 1998 г.: выдержал ли удар средний класс России? / Авраамова Е., Овчарова Л. / Вопросы экономики. 2000г.
  4. бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи // Финансы. 2002.
  5. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов / Бушмин Е. / Вопросы экономики. 2003г.
  6. Финансовая система и экономическое развитие / Григорьев Л., Гурвич Е. / МЭ и МО. 2003г.
  7. Формирование единой системы государственного финансового контроля / Городецкий А., Морукова А. / Вопросы экономики. 2004г.
  8. Никитин С. Прибыль: теоретические и практические подходы / С. Никитин, О. Глазунова, А. Никитин // Мировая экономика и международные отношения – 2002. - № 5. с.20-27
  9. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая / Новодворский В. Д. / Финансы. – 2003. –  № 4.  с. 64-68
  10.  

Приложение

 

 

 

Информация о работе Финансовая система государства, ее структура. Управление финансами