Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является в полной мере раскрыть основные направления расходований и поступлений средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и проанализировать их эффективность.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования в реализации социальных функций государства.
2. Рассмотреть особенности финансирования и расходования денежных средств в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.
3. Оценить финансовое состояние и определить развитие фонда.
Введение 2
1. Организационно-правовые основы деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования 4
1.1 Государственные внебюджетные фонды: понятие, структура, финансовые ресурсы и их использование 4
1.2 Финансовые ресурсы Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их использование 10
2. Анализ поступления и расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17
3. Проблемы Федерального фонда обязательного страхования, связанные с реализаций социальных функций государства 25
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение№1 35
Приложение№2 36 Приложение№3 37
Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов.
Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов.
1.2 Финансовые
ресурсы федерального фонда
Медицинское страхование
является формой социальной защиты интересов
населения в охране здоровья. Цель
медицинского страхования - гарантировать
гражданам при возникновении
страхового случая получение медицинской
помощи за счет накопленных средств
и финансировать
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
Обязательное медицинское
страхование (ОМС) – составная часть
государственного социального страхования,
оно призвано обеспечить гражданам
Российской Федерации равные возможности
в получении медицинского страхования
в объемах и на условиях, соответствующих
утвержденным программам. Обязательное
медицинское страхование было учреждено
согласно Закону РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1
«О медицинском страховании
Основные задачи Федерального
фонда обязательного
Обеспечение финансовой устойчивости
системы обязательного
Обеспечение предусмотренных
законодательством Российской Федерации
прав граждан в системе
Участие в разработке и осуществлении государственной политики в области обязательного медицинского страхования.
Разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет налоговых поступлений: единый социальный налог, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога в частях, подлежащих зачислению в фонды. Для формирования территориальных фондов обязательного медицинского страхования применяются следующие ставки:
- для налогоплательщиков
– сельскохозяйственных
- для индивидуальных
- для всех остальных плательщиков – 2%.
За неработающих граждан
(детей, учащихся и студентов дневной
формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных
безработных) платят органы исполнительной
власти с учетом территориальных (базовых)
программ обязательного медицинского
страхования. За счет средств пенсионного
фонда Российской Федерации осуществляются
дополнительные платежи на обязательное
медицинское страхование
Гражданам Российской Федерации гарантируются предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условиях действующей на территории субъекта Российской Федерации территориальной программы ОМС, которая является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Территориальная программа обязательного медицинского страхования содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Гражданам Российской Федерации
выдается страховой медицинский
полис ОМС – документ, удостоверяющий
заключение договора по обязательному
медицинскому страхованию граждан.
Страховой медицинский полис
имеет силу на всей территории Российской
Федерации, а также на территории
других государств, с которыми Российская
Федерация имеет соглашения об обязательном
медицинском страховании
Основу доходов Федерального
фонда обязательного
- оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;
- финансирование целевых медицинских программ;
- подготовку и переподготовку специалистов;
- развитие медицинской науки;
- улучшение материально-
Основная сумма расходов
– это субвенции на выравнивание
условий деятельности территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования и финансирование целевых
программ в рамках обязательного
медицинского страхования. До 10% средств
бюджета по этому виду расходов направляется
на финансирование региональных целевых
программ по охране материнства и
детства. Особое значение в современных
условиях имеет контроль за рациональным
и эффективным использованием средств
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования. Все годы
своего существования он имел переходящий
остаток средств на начало следующего
года, однако говорить об их достаточности
и удовлетворенности
Особое значение в функционировании
системы обязательного
Доходы бюджета
- единый социальный налог,
зачисляемый в территориальные
фонды обязательного
- единый налог, взимаемый
в связи с применением
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- единый сельскохозяйственный
налог, в том числе единый
сельскохозяйственный налог,
- страховые взносы на
обязательное медицинское
- недоимки, пени и штрафы
по страховым взносам на
- недоимки, пени и штрафы
по обязательным поступлениям
в территориальные фонды
- прочие поступления.
Остатки средств на начало
и конец отчетного периода
не относятся к доходам
Общая сумма расходов на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования складывается из расходов:
- на финансирование страховых
медицинский организаций,
- оплату медицинских услуг,
оказываемых гражданам,
- оплату лечения жителей других субъектов РФ;
- формирование нормированного
страхового запаса
2. Анализ поступления
и расходования средств
Проанализируем данные, взятые
из Российского статистического
ежегодника (2006), раскрывающие поступление
и расходование средств федерального
фонда обязательного
Таблица 1.Поступление и
расходование средств федерального
фонда обязательного
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Остаток средств на начало года |
42 |
25 |
33 |
21 |
73 |
Поступление |
3988 |
5089 |
5795 |
6813 |
83003 |
в том числе: |
|||||
страховые взносы, налоговые платежи |
3966 |
5058 |
5771 |
6784 |
31708 |
от вклада на депозит и прочих финансовых вложений |
21 |
29 |
22 |
1 |
- |
возврат ранее размещенных средств |
- |
- |
- |
- |
- |
штрафы, пени, прочие санкции |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
из федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
51292 |
прочие поступления |
1 |
2 |
2 |
28 |
3 |
Расходование |
4005 |
5081 |
5807 |
6762 |
71507 |
в том числе: |
|||||
на финансирование целевых
программ обязательного медицинского
страхования и отдельных |
351 |
502 |
600 |
690 |
340 |
на субвенции территориальным фондам |
3562 |
4481 |
5095 |
5972 |
29266 |
на субсидии территориальным
фондам на обязательное медицинское
страхование неработающего |
- |
- |
- |
- |
4750 |
на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами |
- |
- |
- |
- |
37004 |
на финансирование расходов по науке и научному обслуживанию |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
на финансирование расходов по образованию |
3 |
3 |
3 |
3 |
8 |
на финансирование исполнительной дирекции Фонда |
39 |
40 |
52 |
47 |
82 |
на финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда |
40 |
38 |
40 |
40 |
46 |
платежи в бюджет |
0,04 |
- |
5 |
2 |
- |
финансовые вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
прочие расходы |
6 |
12 |
8 |
4 |
7 |