Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является в полной мере раскрыть основные направления расходований и поступлений средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и проанализировать их эффективность.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования в реализации социальных функций государства.
2. Рассмотреть особенности финансирования и расходования денежных средств в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.
3. Оценить финансовое состояние и определить развитие фонда.
Введение 2
1. Организационно-правовые основы деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования 4
1.1 Государственные внебюджетные фонды: понятие, структура, финансовые ресурсы и их использование 4
1.2 Финансовые ресурсы Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их использование 10
2. Анализ поступления и расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17
3. Проблемы Федерального фонда обязательного страхования, связанные с реализаций социальных функций государства 25
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение№1 35
Приложение№2 36 Приложение№3 37
Сводная таблица поступлений и расходований федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2001-2005 гг. позволяет сделать следующие выводы.
Проведя вертикальный анализ можно увидеть, что общая сумма поступлений в федеральный фонд обязательного медицинского страхования увеличилась с 3988 млн. руб. до 83003 млн. руб. Рассчитаем темп роста в 2005 году по сравнению с 2001 годом:
83003 (млрд. руб.) * 100 (%) / 3988 (млн.
руб.) = 2081,32%, что говорит о том,
что поступления увеличились
за 5 лет почти в 21 раз. Из
таблицы, очевидно, что резкое
увеличение поступлений
Из данных расчетов следует, что
наивысший рост поступлений произошел
в 2005 году (рис. 1).
Рис. 1. Динамика роста поступлений средств в ФФОМС
Сумма расходов федерального
фонда обязательного
71507 (млрд. руб.) * 100 (%) / 4005 (млн.
руб.) = 1785,44%, что говорит о значительном
увеличении расходов средств
федерального фонда
Рис. 2. Динамика роста расходов средств в ФФОМС
Сравнивая сумму поступлений
и расходований средств федерального
фонда обязательного
Если проранжировать поступления по удельному весу, то в 2001, 2002, 2003, 2004 годах на первом месте оказались поступления от страховых взносов и налоговых платежей, их доля колеблется от 99,39% до 99,59%, но в 2005 году ситуация кардинально изменилась и первое место заняли поступления из федерального бюджета, что составило 61,80% всей суммы и только на втором месте оказались поступления от страховых взносов и налоговых платежей – 38,20%.
Если проанализировать расходы средств федерального фонда обязательного медицинского страхования по удельному весу, то первое место в 2001, 2002, 2003, 2004 годах занимают расходы на субвенции территориальным фондам, их доля колеблется в пределах от 87,74% до 88,94%, на втором месте находятся расходы на финансирование целевых программ обязательного медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению, их доля колеблется от 8,76% до 10,33%, а в 2005 году, в связи с дополнительным финансированием из федерального бюджета, первое место заняли расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами – 51,75% (данный вид расходов ранее не имел место и был равен нулю), второе место занимают расходы на субвенции территориальным фондам – 40,93%.
Таким образом в 2005 году большая
часть поступлений средств
Проведем горизонтальный
анализ. Рассчитав темпы роста (Приложение
1), можно сделать следующие
Также высоки темпы роста расходов в целом в 2005 году по сравнению с 2001 годом составили 1785,44%. Очень высок темп роста расходов на субвенции территориальным фондам, что составляет 821,62%, также в 2005 году появился новый вид расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, который составил основную долю расходов в размере 37004 млн. руб.
Если пропорционально сравнить поступления денежных средств от всех источников в 2005 году, то получается следующая диаграмма (рис. 3)
Рис. 3. Удельный вес поступлений денежных средств в 2005 году
Анализируя данную диаграмму
(рис. 3), можно без труда сделать
вывод о том, что значительная
доля поступлений средств в
Таким же способом, если проанализировать расходы средств федерального фонда обязательного медицинского страхования, можно сделать выводы (рис. 4).
Рис. 4. Удельный вес расходования денежных средств в 2005 году
Статьи расходов средств
федерального фонда обязательного
медицинского страхования более
разнообразны, чем поступления. Здесь
проглядываются три основных направления
затрат. На первом месте с большим
преимуществом оказываются
Сравнив расходы и поступления
средств в федеральный фонд обязательного
медицинского страхования за последний
исследуемый год, можно сделать
выводы о том, что федеральный
бюджет делает значительные денежные
вклады в Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования, чего ранее
не наблюдалось. Также заметны существенные
изменения в расходованиях
3. Проблемы федерального
фонда обязательного
Более чем десятилетний опыт
функционирования внебюджетных фондов
свидетельствует о достаточно высокой
эффективности этого звена
Особую тревогу вызывает
непредсказуемость и
Большие трудности возникли с принятием мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами. Несмотря на хорошие финансирование, многие категории граждан не были в полной мере оснащены необходимыми лекарственными препаратами в нужные сроки. А на данную статью расходов потрачено значительное количество средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Готовый проект бюджета Федерального
фонда обязательного
В доходной части бюджета
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования предусмотрены
поступления из федерального бюджета
в сумме 38,49 млрд. руб. Эти средства
пойдут на выплаты участковым врачам-терапевтам
и врачам-педиатрам, врачам общей (семейной)
практики, а также работающим с
ними медицинскими сестрам в размере
10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. в месяц соответственно;
обязательное медицинское страхование
неработающего населения (детей); реализацию
мероприятий в рамках базовой
программы обязательного
Основную часть расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования составят субсидии на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы в сумме 41,82 млрд. руб.
В последние годы очень
много говориться о проблемах, которые
накопились в российском здравоохранении.
Важная роль в решении этих проблем
отводится Фонду обязательного
медицинского страхования. До настоящего
времени в нашей стране сохраняются
огромные различия в системе финансирования
и управления сферой здравоохранения
в регионах. В настоящее время
в России еще не созданы необходимые
условия для предоставления квалифицированной
высокотехнологичной
Национальный проект «Здоровье»
- первый шаг на пути разрешения накопившихся
в здравоохранении проблем, количественного
и качественного развития этой сферы
до уровня, при котором российское
здравоохранение будет реально
способно охранять здоровье нации. От
решения задачи, поставленной Президентом,
зависит качественное совершенствование
людских ресурсов в стране, повышение
уровня человеческого капитала. В
долгосрочном плане развитие человеческого
капитала через повышение
Координация работы по реализации
национального проекта «