Анализ поступления и расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является в полной мере раскрыть основные направления расходований и поступлений средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и проанализировать их эффективность.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования в реализации социальных функций государства.
2. Рассмотреть особенности финансирования и расходования денежных средств в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.
3. Оценить финансовое состояние и определить развитие фонда.

Оглавление

Введение 2
1. Организационно-правовые основы деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования 4
1.1 Государственные внебюджетные фонды: понятие, структура, финансовые ресурсы и их использование 4
1.2 Финансовые ресурсы Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их использование 10
2. Анализ поступления и расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17
3. Проблемы Федерального фонда обязательного страхования, связанные с реализаций социальных функций государства 25
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение№1 35
Приложение№2 36 Приложение№3 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа финансы переделать.docx

— 68.89 Кб (Скачать)

 

Сводная таблица поступлений  и расходований федерального фонда  обязательного медицинского страхования  за 2001-2005 гг. позволяет сделать следующие  выводы.

Проведя вертикальный анализ можно увидеть, что общая сумма  поступлений в федеральный фонд обязательного медицинского страхования  увеличилась с 3988 млн. руб. до 83003 млн. руб. Рассчитаем темп роста в 2005 году по сравнению с 2001 годом:

83003 (млрд. руб.) * 100 (%) / 3988 (млн.  руб.) = 2081,32%, что говорит о том,  что поступления увеличились  за 5 лет почти в 21 раз. Из  таблицы, очевидно, что резкое  увеличение поступлений средств  в ФФОМС произошло в 2005 году. Если считать цепной темп роста,  то в 2002 году он составил 127,61% по отношению к 2001 году, в 2003 году будет равен 113,87% по отношению  к 2002 году, в 2004 году – 117,57% по  отношению к 2003 году, а в 2005 году – 1218,30% по отношению к  2004 году.

 
Из данных расчетов следует, что  наивысший рост поступлений произошел  в 2005 году (рис. 1).

Рис. 1. Динамика роста поступлений средств в ФФОМС

Сумма расходов федерального фонда обязательного медицинского страхования увеличилась с 4005 млн. руб. до 71507 млн. руб. Рассчитаем темп роста  в 2005 году по сравнению с 2001 годом:

71507 (млрд. руб.) * 100 (%) / 4005 (млн.  руб.) = 1785,44%, что говорит о значительном  увеличении расходов средств  федерального фонда обязательного  медицинского страхования за 5 исследуемых  лет. Из таблицы, очевидно, что  резкое увеличение расходов средств в ФФОМС произошло в 2005 году. Если считать цепной темп роста, то в 2002 году он составил 126,87% по отношению к 2001 году, в 2003 году будет равен 114,29% по отношению к 2002 году, в 2004 году – 116,45% по отношению к 2003 году, а в 2005 году – 1057,48% по отношению к 2004 году. Из данных расчетов следует, что расходы средств федерального фонда обязательного медицинского страхования значительно увеличились в 2005 году (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика роста расходов средств в ФФОМС

Сравнивая сумму поступлений  и расходований средств федерального фонда обязательного медицинского страхования по годам, очевидно, что  в 2001 году расходы превышали над  доходами на 17 млн. руб., в 2002 году ситуация изменилась и поступления превысили  расходы на 8 млн. руб., но в 2003 году расходы  превысили поступления на 12 млн. руб., в 2004 году расходы составили 6762 млн. руб., а поступления – 6813 млн.руб., что составляет разницу равную 51 млн. руб., в 2005 году поступления были больше расходов на 11496 млн. руб. На основе данных показателей можно сделать  вывод о том, что в 2001 и в 2003 годах поступлений средств федерального фонда обязательного медицинского страхования не хватало для покрытия расходов, но небольшой дефицит покрывал остаток средств на начало года, так как в 2002, 2004 и 2005 годах поступления, наоборот, значительно превышали  расходы.

Если проранжировать поступления  по удельному весу, то в 2001, 2002, 2003, 2004 годах на первом месте оказались  поступления от страховых взносов  и налоговых платежей, их доля колеблется от 99,39% до 99,59%, но в 2005 году ситуация кардинально изменилась и первое место заняли поступления из федерального бюджета, что составило 61,80% всей суммы и только на втором месте оказались поступления от страховых взносов и налоговых платежей – 38,20%.

Если проанализировать расходы  средств федерального фонда обязательного  медицинского страхования по удельному  весу, то первое место в 2001, 2002, 2003, 2004 годах занимают расходы на субвенции  территориальным фондам, их доля колеблется в пределах от 87,74% до 88,94%, на втором месте находятся расходы на финансирование целевых программ обязательного  медицинского страхования и отдельных  мероприятий по здравоохранению, их доля колеблется от 8,76% до 10,33%, а в 2005 году, в связи с дополнительным финансированием из федерального бюджета, первое место заняли расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных  категорий граждан по обеспечению  лекарственными средствами – 51,75% (данный вид расходов ранее не имел место  и был равен нулю), второе место  занимают расходы на субвенции территориальным  фондам – 40,93%.

Таким образом в 2005 году большая  часть поступлений средств федерального фонда обязательного медицинского страхования израсходована на новую  программу, связанную с реализацией  мер социальной поддержки отдельных  категорий граждан по обеспечению  лекарственными средствами, расходы  на субвенции территориальным фондам отходят на второй план.

Проведем горизонтальный анализ. Рассчитав темпы роста (Приложение 1), можно сделать следующие выводы. Темпы роста поступления в  целом в 2005 году по сравнению с 2001 годом составили 2081,32%. Наиболее высокие  темпы роста очевидны поступлений  от страховых взносов и налоговых  платежей, равны 799,50%, также впервые  в 2005 году появились поступления  из федерального бюджета в сумме 51292 млн. руб.

Также высоки темпы роста  расходов в целом в 2005 году по сравнению  с 2001 годом составили 1785,44%. Очень  высок темп роста расходов на субвенции  территориальным фондам, что составляет 821,62%, также в 2005 году появился новый  вид расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий  граждан по обеспечению лекарственными средствами, который составил основную долю расходов в размере 37004 млн. руб.

Если пропорционально  сравнить поступления денежных средств  от всех источников в 2005 году, то получается следующая диаграмма (рис. 3)

 

Рис. 3. Удельный вес поступлений  денежных средств в 2005 году

Анализируя данную диаграмму (рис. 3), можно без труда сделать  вывод о том, что значительная доля поступлений средств в федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  приходится на поступления из федерального бюджета, что составляет 61,7953%, так  же большое количество средств пополняет  казну федерального фонда обязательного  медицинского страхования от страховых  взносов и налоговых платежей (38,2010%), другие же источники финансирования не имеют существенного значения.

Таким же способом, если проанализировать расходы средств федерального фонда  обязательного медицинского страхования, можно сделать выводы (рис. 4).

 

Рис. 4. Удельный вес расходования денежных средств в 2005 году

Статьи расходов средств  федерального фонда обязательного  медицинского страхования более  разнообразны, чем поступления. Здесь  проглядываются три основных направления  затрат. На первом месте с большим  преимуществом оказываются расходы, связанные с затратами на реализацию мер социальной поддержки отдельных  категорий граждан по обеспечению  лекарственными средствами, их доля составляет 51,75%, на втором же месте находятся  расходы средств федерального фонда  обязательного медицинского страхования, предназначенные на субвенции территориальным  фондам (40,93%), а третье место занимают расходы на субсидии территориальным  фондам на обязательное медицинское  страхование неработающего населения (детей), их доля составляет 6,64%. Остальные  же статьи расходов практически не существенны по сравнению с первыми  тремя. Но все же в 2005 году имеют место  расходы средств федерального фонда  обязательного медицинского страхования  на финансирование целевых программ обязательного медицинского страхования  и отдельных мероприятий по здравоохранению, на финансирование расходов по науке  и научному обслуживанию, на финансирование расходов на образование, на финансирование исполнительной дирекции Фонда, на финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда, также на прочие расходы.

Сравнив расходы и поступления  средств в федеральный фонд обязательного  медицинского страхования за последний  исследуемый год, можно сделать  выводы о том, что федеральный  бюджет делает значительные денежные вклады в Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, чего ранее  не наблюдалось. Также заметны существенные изменения в расходованиях средств, так в 2005 году появилась новая  статья расходов на которую затрачена  большая половина денежных средств  федерального фонда обязательного  медицинского страхования, это расходы  на реализацию мер социальной поддержки  отдельных категорий граждан  по обеспечению лекарственными средствами. Из этого можно сделать вывод  о том, что из федерального бюджета  выделяются средства как раз в  основном на эту статью расходов. Также  за 5 лет значительно увеличились  расходы на субвенции территориальным  фондам, предположительно тоже за счет финансирования из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы федерального  фонда обязательного медицинского  страхования, связанные с реализацией  социальных функций государства

Более чем десятилетний опыт функционирования внебюджетных фондов свидетельствует о достаточно высокой  эффективности этого звена финансов. Однако отсутствие опыта в организации  их деятельности, сложная экономическая  ситуация, длительное время существовавшая в стране, некоторые неожиданные  изменения в концепции функционирования внебюджетных фондов, а иногда и  прямое нарушение законодательства стали причиной существенных недостатков  в их деятельности.Особенно много  вопросов по-прежнему возникает относительно проводимой в стране реформой здравоохранения. С большим опозданием выходят  комментарии к новым законам.Ожидалось, что введение единого социального  налога упростит работу бухгалтерий, будет  способствовать выведению заработной платы из «тени» и ее официальному увеличению, сокращению документооборота. Фактически этого не произошло. Использовать регрессивную шкалу налога для основной массы работодателей невозможно, поскольку наемные работники  не получают такую высокую среднюю  заработную плату. Ставка единого социального  налога слишком высока, а ее снижение может привести к дефициту средств, в первую очередь на пенсионное обеспечение  и здравоохранение, и пока неясно, за счет каких средств можно покрывать  этот дефицит.

Особую тревогу вызывает непредсказуемость и неожиданность  изменения законодательства, несоблюдение сроков утвержедения бюджетов внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении (особенно ФФОМС), отсутствие прозрачности в деятельности фондов и недостаточный  контроль за их расходованием. Так что  сфера приложения сил как научных, так и практических работников в  части совершенствования функционирования социальных внебюджетных фондов все  еще продолжает оставаться очень  широкой.

Большие трудности возникли с принятием мер социальной поддержки  отдельных категорий граждан  по обеспечению лекарственными средствами. Несмотря на хорошие финансирование, многие категории граждан не были в полной мере оснащены необходимыми лекарственными препаратами в нужные сроки. А на данную статью расходов потрачено значительное количество средств федерального фонда обязательного  медицинского страхования.

Готовый проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 г предусматривает  доходы в сумме 104,74 млрд. руб., расходы - 104,67 млрд. руб.

В доходной части бюджета  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования предусмотрены  поступления из федерального бюджета  в сумме 38,49 млрд. руб. Эти средства пойдут на выплаты участковым врачам-терапевтам и врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, а также работающим с  ними медицинскими сестрам в размере 10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. в месяц соответственно; обязательное медицинское страхование  неработающего населения (детей); реализацию мероприятий в рамках базовой  программы обязательного медицинского страхования; проведение "пилотного" проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение  качества услуг в сфере здравоохранения; проведение дополнительной диспансеризации  работающих граждан, диспансеризации  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся  в стационарных учреждениях; финансирование расходов, связанных с оплатой  приобретаемых лекарственных средств  для оказания медицинской помощи детям, страдающим онкогематологическими  заболеваниями; обеспечение отдельных  категорий граждан необходимыми лекарственными средствами.

Основную часть расходов Федерального фонда обязательного  медицинского страхования составят субсидии на выполнение территориальных  программ ОМС в рамках базовой  программы в сумме 41,82 млрд. руб.

В последние годы очень  много говориться о проблемах, которые  накопились в российском здравоохранении. Важная роль в решении этих проблем  отводится Фонду обязательного  медицинского страхования. До настоящего времени в нашей стране сохраняются  огромные различия в системе финансирования и управления сферой здравоохранения  в регионах. В настоящее время  в России еще не созданы необходимые  условия для предоставления квалифицированной  высокотехнологичной медицинской  помощи всем в ней нуждающимся. Медленно решается проблема оснащения российских лечебных учреждений современной техникой и оборудованием.

Национальный проект «Здоровье» - первый шаг на пути разрешения накопившихся в здравоохранении проблем, количественного  и качественного развития этой сферы  до уровня, при котором российское здравоохранение будет реально  способно охранять здоровье нации. От решения задачи, поставленной Президентом, зависит качественное совершенствование  людских ресурсов в стране, повышение  уровня человеческого капитала. В  долгосрочном плане развитие человеческого  капитала через повышение производительности труда должно повысить конкурентоспособность  страны на мировых рынках.

Координация работы по реализации национального проекта «Здоровье» регламентируется в настоящее время  указами и распоряжениями Правительства  РФ (14 документов), приказами Минздравсоцразвития  России (18). Эта достаточная на начальной  стадии нормативно-правовая база, естественно, в процессе реализации национального  проекта будет совершенствоваться, а количество нормативно-правовых актов  – возрастать.

Информация о работе Анализ поступления и расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования