Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа
Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке - определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств.
Введение..………………………………………………………………………..
Глава 1 Экономическое содержание финансового менеджмента……………
1.1 Сущность финансового менеджмента………………………...........
Глава 2 Структура и задачи банковского менеджмента……………………...
Глава 3 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке….
3.1 Инструменты и методы финансового управления………………..
3.2 Современные требования к технологиям финансового управления………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ БАНКОВСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА.
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это - управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.
Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора (табл. 1).
Таблица 1
Финансовый менеджмент | |
1 | Управление активами и пассивами |
2 | Управление ликвидностью |
3 | Управление собственным капиталом |
4 | Управление заемным капиталом |
5 | Управление банковскими рисками |
6 | Управление кредитным портфелем |
7 | Организация внутрибанковского контроля |
Управление персоналом | |
1 | Администрирование системы организации и оплаты труда |
2 | Организация подбора и расстановки персонала |
3 | Организация системы подготовки персонала |
Банк - это организация, осуществляющая управление капиталом - собственным и заёмным.
Банковский менеджмент - это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций.
В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчётно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.
Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах.
Управление человеческим капиталом - это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе.
Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке.
Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заёмным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в форме табл. 2.
Таблица 2
Основные задачи банковского менеджмента
Задачи | Содержание решаемых задач |
Банковская политика | 1. Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка |
2. Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка | |
3. Разработка методологии управления деятельностью банка | |
4. Разработка организационной структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка | |
5. Стратегия управления персоналом банка: | |
Банковский маркетинг | 1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг |
2. Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры | |
3. Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг | |
4. Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения |
Продолжение таблицы 2
Создание банковских продуктов | 1. Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка |
2. Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов | |
Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг | 1. Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица) |
2. Завоёвывание новых рынков банковских услуг | |
3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков | |
4. Получение прибыли | |
Экономика и финансы | 1. Приращение капитала |
2. Управление прибылью и ликвидностью | |
3. Максимизация управленческого вознаграждения | |
4. Обеспечение стабильности развития банка | |
5. Обоснование финансовых решений | |
6. Управление издержками банка | |
Информационно -аналитическое обеспечение | 1. Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций |
Администрирование | 1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка |
Как известно, основное назначение банка - это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.
Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе - финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, - владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов.
Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.
Как уже отмечалось, экономические интересы коммерческого банка и клиента не совпадают полностью — имеются лишь отдельные точки их пересечения.
Поэтому для решения вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка - потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.
Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка - глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля).
Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений.
Поэтому главная задача банковского менеджмента - это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.
Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:
- финансово-экономических показателей (ФЭ);
- организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);
- функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).
Если отранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ — ОП — ФТ.
Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент".
ГЛАВА 3 МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.
Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке:
- процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: - разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке - определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.
Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:
1. управляемой, или объекта управления;
2. управляющей, или субъекта управления.
Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке - денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Информация о работе Сущность и задачи финансового менеджмента коммерческого банка