Сущность и задачи финансового менеджмента коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке - определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств.

Оглавление

Введение..………………………………………………………………………..
Глава 1 Экономическое содержание финансового менеджмента……………
1.1 Сущность финансового менеджмента………………………...........
Глава 2 Структура и задачи банковского менеджмента……………………...
Глава 3 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке….
3.1 Инструменты и методы финансового управления………………..
3.2 Современные требования к технологиям финансового управления………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 175.50 Кб (Скачать)
>Объект управления - денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами).               Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо.

Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления.

В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости.

Для реализации целей финансового менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:

1. Стратегическое планирование - определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

2. Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.

3. Оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения

перспективных финансовых целей банка.

4.  Мониторинг - сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.

5.    Диагностика - оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.

6.    Цель управления - обеспечение надежности объекта управления.

Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

Банковский продукт — способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк – клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

Банковская операция — система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

Банковская услуга — форма удовлетворения потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

Продуктовый ряд банка — банковская продукция.

Простой продукт — продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

Сложный продукт — продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:

a) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;

b) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;

c) разработка регламента оказания требуемой услуги;

d) разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;

e)  решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;

f)  решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;

g)  решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;

h)  разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

По целевому назначению можно различать следующие классы операций:

1. Пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;

2. Активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;

3.  Посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

Рассмотрим более детально структуру предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.

Банковская триада — сочетание трех понятий "продукт – операция – услуга".

Продукт — регламент (документально оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.

Операция — упорядоченная совокупность действий по удовлетворению

заказанной потребности (обслуживанию) клиента.

Услуга — результат обслуживания клиента (выполнения операции).

По степени сложности можно выделить три класса триад - элементарные, комбинированные, интегрированные.

Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая:

Технология = (материал + инструмент + набор действий) -> удовлетворение потребности.

Банковская технология обслуживания клиентов = (потребности клиентов + продукты + операции) -> услуги = банковская триада + взаимосвязи между ее элементами.

Установленное соответствие позволяет классифицировать банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на элементарные, комбинированные и интегрированные.

Объектом реинжиниринга процессов обслуживания клиентов являются комбинированные и интегрированные банковские технологии обслуживания клиентов. Предметом деятельности реинжиниринга процессов обслуживания клиента является разработка и реализация индивидуальной интегрированной банковской технологии обслуживания клиентов.

Работа с клиентом формально может быть описана следующей последовательностью фаз взаимодействия сотрудников банка с клиентом.

1. Информирование клиента о сфере услуг банка.

2. Консультирование клиента о порядке оформления договоров на покупку услуг.

3.  Подготовка документов для принятия решений старшим руководством банка об условиях и системе банковского обслуживания клиента.

4. Подготовка документов для утверждения старшим руководством банка регламента (технологии) обслуживания клиента (если в этом возникает необходимость).

5. Обслуживание клиента и контроль за соблюдением им принятых обязательств.

6. Подготовка предложений по договору на следующий календарный период.

В настоящее время известны две системы работы с клиентами:

1. Система, ориентированная на функции и реализующая принцип разделения труда. Этой системе адекватны банки с иерархической пирамидальной структурой подразделений, разделенных по функциональному признаку. Управление строится исходя из административно-командных принципов. При этом клиентам отводится самый нижний уровень иерархии, где они представлены безликим "массовым потребителем".

2.Система, ориентированная на процесс и реализующая принцип интеграции отдельных операций в интегрированную технологию обслуживания клиента.

Поскольку первая система эффективна при обслуживании мелких и средних клиентов и клиентов, нуждающихся в отдельных функциональных услугах, а вторая система эффективна при обслуживании крупных клиентов, нуждающихся в комплексе взаимоувязанных банковских услуг (в банковском обслуживании своего финансового менеджмента), то современные банки применяют их в комплексе.

Таким образом, следующая предметная область финансового менеджмента — создание продуктового ряда банка — не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению его коммерческой и функциональной устойчивостью, но обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда реализуется основная концепция любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.

3.1 Инструменты и методы финансового управления.

В процессах финансового управления его субъекты оказывают системное воздействие на состояние объектов, используя следующие инструменты:

- управленческий учет;

- перспективное планирование;

- оперативное планирование;

- управление рисками.

Все инструменты финансового управления тесно связаны между собой. Прежде всего, это касается управленческого учета, так как накапливаемая в нем первичная информация для построения финансовых отчетов и прогнозов используется во всех остальных процессах ФУ.

Кроме этого, управленческий учет определяет иерархическую структуру аналитических измерений системы управленческого учета (АИСУУ), в рамках которой структурируются все плановые и оперативные отчеты, а также отчеты по рискам.

Перспективное и оперативное планирование и управление рисками также тесно взаимосвязаны информационно и методологически. В процессах финансового управления используются общие и специфические методы. К общим методам можно отнести:

- построение финансовой модели банка, определяющей принципы оценки КПР и бюджетных финансовых показателей на основе данных управленческого учета, описываемые обычно в учетной политике банка для целей управленческого учета, а также в методологии оценки рисков банка;

- определение структуры и алгоритмов расчетов бюджетных показателей;

- определение иерархической структуры объектов финансового управления в процессе выделения АИСУУ.

Данная иерархия используется для последовательного раскрытия факторов, определяющих формирование показателей консолидированного бюджета, и задается методологией управленческого учета;

- построение модели ЕИП банка, целью которого является определение структуры первичной и производной управленческой информации, накапливаемой в ИХ.

              С точки зрения автора, базовыми первичными данными для построения управленческих отчетов является информация о договорах и сделках банка, представленная в унифицированном формате, а базовой производной информацией - иерархия бюджетов (отчетных, плановых, прогнозных);

- регламентацию порядка сбора и накопления первичной управленческой информации;

- регламентацию порядка подготовки и представления отчетов для ПУР;

- определение принципов и конкретных положений системы мотивации персонала, ЦФО и руководства банка, обеспечивающей согласование целей отдельных субъектов ФУ и банка в целом.

Специфические методы ФУ используются для построения отдельных видов управленческих отчетов и расчета различных типов финансовых показателей. К ним относятся:

- методы трансфертного ценообразования;

- методы аллокации расходов банка;

- методы функционально-стоимостного анализа (ФСА);

- методы прогнозирования платежной позиции (ликвидности);

- методология сценарного финансового моделирования, разрабатываемая на базе финансовой модели банка для целей финансового планирования;

- методы прогнозирования внешних и внутренних финансовых параметров, используемых в процессе финансового планирования;

- дельта-нормальная методология и прочие параметрические модели оценки рисков;

- методология исторического моделирования, используемая для оценки рисков;

- методология стохастического финансового моделирования, используемая также для оценки рисков банка и базирующаяся на методологии сценарного финансового моделирования, и т.д.

Все методы ФУ можно классифицировать следующим образом:

- методы финансового анализа и прогнозирования;

- информационные методы;

- административные методы.

Совокупность этих методов, реализованных в едином информационном и управленческом контексте, можно рассматривать как технологию финансового управления.

Информация о работе Сущность и задачи финансового менеджмента коммерческого банка