Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:50, курсовая работа
Целью работы является сравнительный анализ расходов бюджетной системы на национальную экономику и социальную сферу.
При написании данной работы решаются следующие задачи:
1) изучить социально-экономическую сущность расходов бюджетной системы;
2) определить значение бюджетной политики в части расходования средств для социально-экономического развития страны в целом;
3) определить сущность расходов на экономику и социальную сферу, выделить их составные части, дать им характеристику;
4) произвести сравнительный анализ динамики расходов бюджета на экономику и социальную сферу на период с 2007 года по плановый 2011 год;
5) выделить задачи и особенности расходования бюджетных средств в каждом из анализируемых периодов;
6) сформулировать проблемы оптимизации расходования бюджетных средств;
7) разработать направления повышения эффективности бюджетной политики в экономике и социальной сфере.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РФ 5
1.1. Социально-экономическая сущность расходов
государственного бюджета 5 1.2. Расходы бюджета на экономическую и социальную
сферы общества 7
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА 13
2.1. Сравнительный анализ динамики бюджетных расходов
на социальную и экономическую сферы общества 13
2.2. Анализ расходов на социальную и экономическую сферы общества 18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ
РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В
СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКНОМИЧЕСКОЙ СФЕРАХ 24
3.1. Проблема оптимизации расходования бюджетных
средств 24
3.2. Направления повышения эффективности бюджетной политики в экономике и социальной сфере 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Из
рисунка 2 видно, что расходы на экономику
и на социальную сферу имеют возрастающую
тенденцию. Однако темпы роста в каждом
из периодов различны. Ниже приведен график,
отражающий темп роста расходов на национальную
экономику и социальную сферу по отношению
к предыдущему году (рис. 3).
Рис.
3. Темп роста расходов на экономику и социальную
сферу
Из графика видно, что темпы роста на экономическую сферу растут более высокими темпами, чем на социальную. В 2008 году расходы на экономику по сравнению с предшествующим 2007 годом возросли на 48,12%, на социальную сферу – на 15,88%; в 2009 году этот показатель в экономике составит 51,40%, в социальной сфере – 35,61%; в 2010 году на экономику планируется потратить на 9,64% больше по сравнению с 2009 годом, на социальную сферу – на 6,96%; и в 2011 году расходы на экономику вырастут на 17,65% по сравнению с предыдущим годом, на социальную сферу расходы сократятся на 0,06%.
Таким образом, бюджетная политика на 2009-2011 годы предусматривает значительное участие государства в экономической и социальной жизни страны. Резкое увеличение расходов на национальную экономику в 2009 году связано отчасти с подавлением негативных явлений, возникших в экономике в результате мирового финансового кризиса. В этот сложный период государство должно поддержать экономический сектор, сохранить результаты экономического роста, наметившегося в последние годы и не допустить в экономике явления регрессивного характера. В течение рост расходов на экономику несколько снижается.
В социальной сфере также происходит резкое увеличение государственного финансирования. Это связано с постепенным переходом государства на новый уровень экономического развития – переход к построению социально ориентированной экономики, который должен стать приоритетным в том числе и в бюджетной политике. Более низкие темпы роста расходов федерального бюджета на социальную сферу связаны с тем, что подавляющая часть бюджетных расходов, используемых социально-культурные мероприятия, поступает населению через территориальные бюджеты. Роль этих бюджетов велика в социальной защите населения, а федерального бюджета – в финансировании искусства, средств массовой информации, высших учебных заведений, науки.
2.2. Анализ расходов на социальную и экономическую сферы общества
Более детально рассмотрим особенности расходования бюджетных средств в каждом из периодов.
Бюджет 2007 года существенно отличался от бюджетов предыдущих лет: по расходам он более чем на триллион рублей превышает бюджет 2006 года, то есть на четверть. Эти дополнительные средства распределяются по двум главным направлениям – это увеличение социальных расходов бюджета и увеличение расходов на национальную экономику.
Анализируя финансирование национальной экономики, можно отметить рост бюджетных расходов на развитие инфраструктуры. В первую очередь это касается дорожного строительства и развития энергетики. И все же, несмотря на значительное по сравнению с предыдущими периодами увеличение финансовых вливаний в данную отрасль, финансирование строительства дорог остается на недопустимо низком уровне. В результате плохие дороги сдерживают развитие регионов и соответственно реализацию национальных проектов. В свою очередь, нужно отметить, что существенное увеличение ресурсов на реализацию приоритетных национальных проектов стало важнейшей особенностью бюджета 2007 года. К таким проектам можно отнести: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие АПК» [14].
Значительные бюджетные средства были направлены на финансирование социально-культурных мероприятий, которые позволяют государству развивать систему образования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов, затраты на эти цели далеки от оптимальных.
Важнейшими социальными приоритетами бюджета 2007 года стали: повышение заработной платы работников бюджетной сферы, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также увеличение размера пенсий, включая приближение размера социальных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера. Особое внимание уделялось решению острых демографических проблем, прежде всего за счет стимулирования рождаемости.
В 2008 году впервые в истории современной России бюджет – основной экономический закон страны был принят сразу на три года. Таким образом, государство на несколько лет вперед определило основные экономические и социальные ориентиры и гарантирует их выполнение независимо от внешних условий.
Расходы по статье "национальная экономика" в 2008 году растут наиболее быстрыми темпами – они увеличатся на 42 процента. В целом за текущий и следующий годы эти расходы более чем удваиваются. Повышаются и расходы Инвестиционного фонда1. Расходы, нацеленные на развитие экономики, ведутся по многим направлениям. Они включают финансирование инфраструктурных проектов в энергетике и на транспорте, развитие высокотехнологичных отраслей (авиастроение, судостроение, наноиндустрия), прикладных исследований. Одним из приоритетов бюджета является активная промышленная политика.
Предметом особой заботы правительства при выполнении трехлетнего бюджетного плана остается борьба с инфляцией: прибавилось количество факторов, которые носят инфляционный характер. К числу таких факторов можно отнести быстрое увеличение цен на нефть, а также огромный приток иностранного капитала. Приток иностранной валюты заставляет Центральный банк РФ либо укреплять рубль, либо за счет дополнительной эмиссии массово скупать доллары. Такая политика отражается на инфляции. Сейчас основная часть работы по борьбе с инфляцией лежит именно на Центробанке, который старается стабилизовать рост денежной массы [14].
Трехлетний бюджетный план можно назвать самым социально ориентированным документом. Если просуммировать расходы бюджетов всех уровней – федерального, региональных и муниципальных, то мы увидим, что на первом месте по объему финансовых вливаний окажется система образования; на втором – пенсионная система; здравоохранение – на четвертом месте. Однако полномочия по финансированию системы образования и здравоохранения теперь лежат преимущественно на субъектах Федерации. Передачей полномочий и обязательств с федерального на региональный уровень объясняется, в частности, и некоторое снижение финансирования из центра национальных проектов и довольно медленный темп роста расходов на культуру, здравоохранение, образование. Теперь ответственность за их реализацию будут нести в основном также регионы.
В законе о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов рост расходов заложен практически по всем бюджетным разделам. И все же, говоря о структуре расходов, можно отметить, что наибольший рост ассигнований предусмотрен на национальную экономику и, в особенности в части трансфертов во внебюджетные фонды (прежде всего в Пенсионный фонд). Размеры таких трансфертов увеличиваются с 3,4% ВВП в 2008 году до 4,1% в 2011 году. Это говорит о том, что приоритетами бюджетной политики на предстоящую трехлетку будут национальная экономика и социальная политика.
Очевидно, что принятый бюджет отличается своей социальной ориентированностью. В документе заложено существенное увеличение эффективности вложений в человека, который станет движущей силой в построении инновационной экономики России. Основные социально-экономические приоритеты на ближайшие три года соответствуют потребностям общества. В частности, речь идет об улучшении инвестиционного климата, диверсификации экономики, развитии инфраструктурных отраслей, обеспечении конкуренции и создании четко работающих рыночных институтов.
Главная ставка в законе о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов сделана на улучшение качества жизни людей. Несмотря на то, что российская экономика уже ощущает на себе последствия глобального кризиса, в бюджете сохранены все планировавшиеся социальные обязательства.
В общих расходах на здравоохранение значительную часть занимает нацпроект "Здоровье". Эти деньги выделяются, прежде всего, на повышение зарплат медикам из федерального бюджета – в крупных медицинских центрах, в Академии медицинских наук, на закупку новой медтехники. В бюджет включены и новые программы – по донорской крови, профилактике онкологических заболеваний.
Прописанные в отдельном разделе расходы на социальную политику растут незначительно – закладываемые 8% роста будут практически "съедены" инфляцией. Но деньги на осуществление социальной политики придут еще по одному каналу – статье "Межбюджетные трансферты". При этом одна из основных социальных статей бюджета – это расходы на пенсионное обеспечение. На поддержку Пенсионного фонда планируется направить около 1,7 триллиона рублей. В 2009 году размер социальной пенсии будет доведен до прожиточного минимума пенсионера, что будет составлять около 4,1 тысячи рублей.
Кроме того, будет увеличен с 4135 рублей до 4989 рублей среднегодовой прожиточный минимум. А именно этот показатель служит ориентиром для расчета социальной помощи населению. Индексируются практически все виды социальных пособий. Государство по-прежнему будет поддерживать семьи – размер материнского капитала в следующем году вырастет с 276 тысяч рублей до 299,7 тысячи. Также внесена поправка, предусматривающая увеличение пособия по безработице на 1,5 тысячи рублей – его максимум достигнет 4900 рублей [14].
Почти вдвое по сравнению с нынешним годом могут получить физкультура и спорт. Государство будет стимулировать деньгами спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм в Сочи, и развивать детский спорт. Задача – привлечь к регулярным занятиям физкультурой и спортом не менее 45% населения и охватить ими 80% детей и молодежи.
Большие деньги государство намерено вкладывать и в экономику. Впервые на нужды национальной экономики выделяется 1 триллион рублей, что больше расходов 2008 года на 34,8%. Кстати, впервые на экономику будет выделено средств больше, чем на такие традиционно затратные разделы, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность. К 2011 году финансирование национальной экономики по сравнению с нынешним годом вырастет уже на 80%.
Почти 40% всех денег по статье «национальная экономика» получит инфраструктура – транспорт и дорожное хозяйство. Больше чем в два раза будет увеличена поддержка авиации. 1,7 миллиарда рублей будет выделено на то, чтобы сделать доступнее перевозки с Дальнего Востока и районов Крайнего Севера в европейскую часть страны. Железнодорожники могут рассчитывать на более чем полуторный рост компенсаций потерь из-за госрегулирования тарифов в пассажирских поездах. На 43% увеличатся расходы на ремонт и содержание автомобильных трасс. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия в 2009 году получит 120 миллиардов рублей [14].
Принципиальный вопрос – насколько эффективно будут израсходованы государственные деньги. Автотрассы и железные дороги должны прокладываться только там, где будет обеспечен рыночный спрос, и тогда на это положительно отреагирует вся экономика. В противном случае мы можем повторить опыт Саудовской Аравии, где на пике больших доходов от экспорта нефти стали строить оазисы и дороги в пустыне. Потом цены упали, а трассы в песках оказались ненужными. Чтобы этого не случилось, надо менять модель общения с бизнесом – делать для него привлекательным частно-государственное партнерство.
Всего бюджетные расходы в 2009 году должны составить по плану более 9 триллионов рублей, доходы – 10,9 триллиона рублей. Впрочем, не исключено, что из-за падения цен на нефть бюджет следующего года не только не окажется профицитным, но и получит дефицит примерно в 1 процент ВВП. Бюджет верстали из цены на нефть в 95 долларов за баррель. Но мифин не исключает, что в 2009 году баррель подешевеет до 50 долларов.
Естественно,
возникает вопрос, удастся ли реализовать
масштабные планы социальной поддержки,
экономического развития, когда цены на
нефть падают, а инфляция растет. Дело
в том, что при разработке основных параметров
бюджета были учтены возможные перепады
цен на "черное золото". Бюджет 2009
года будет сбалансирован, если среднегодовая
цена на нефть составит 70 долларов за баррель.
Но даже если она упадет до 40-50 долларов,
то конструкция бюджета не прогнется.
Будет задействован Резервный фонд, который
и создавался на случай падения мировых
цен на нефть. К концу 2009 года объем Резервного
фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона
рублей, Фонда национального благосостояния
– в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и обеспечат
стабильную устойчивость бюджета. Понятно,
что бесконечно уповать на "подушки
безопасности" нельзя, надо избавляться
от зависимости бюджета от сырьевых источников,
искать новые источники пополнения бюджета.
Ведь развиваясь по двум сценариям – инерционному
и энергосырьевому – наша страна может
оказаться на периферии мировых рынков.
Необходимо съехать с сырьевой колеи и
начать строить инновационное общество
– общество, где главной движущей силой
является интеллект, творческий потенциал
человека. Именно поэтому построение социально
ориентированной экономики должно стать
приоритетными направлениями бюджетной
политики государства.