Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:50, курсовая работа
Целью работы является сравнительный анализ расходов бюджетной системы на национальную экономику и социальную сферу.
При написании данной работы решаются следующие задачи:
1) изучить социально-экономическую сущность расходов бюджетной системы;
2) определить значение бюджетной политики в части расходования средств для социально-экономического развития страны в целом;
3) определить сущность расходов на экономику и социальную сферу, выделить их составные части, дать им характеристику;
4) произвести сравнительный анализ динамики расходов бюджета на экономику и социальную сферу на период с 2007 года по плановый 2011 год;
5) выделить задачи и особенности расходования бюджетных средств в каждом из анализируемых периодов;
6) сформулировать проблемы оптимизации расходования бюджетных средств;
7) разработать направления повышения эффективности бюджетной политики в экономике и социальной сфере.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РФ 5
1.1. Социально-экономическая сущность расходов
государственного бюджета 5 1.2. Расходы бюджета на экономическую и социальную
сферы общества 7
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА 13
2.1. Сравнительный анализ динамики бюджетных расходов
на социальную и экономическую сферы общества 13
2.2. Анализ расходов на социальную и экономическую сферы общества 18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ
РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В
СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКНОМИЧЕСКОЙ СФЕРАХ 24
3.1. Проблема оптимизации расходования бюджетных
средств 24
3.2. Направления повышения эффективности бюджетной политики в экономике и социальной сфере 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Основой роста национальной экономики, в свою очередь, является развитие социальной инфраструктуры, которое повышает качество жизни населения и, в конечном счете, укрепляет социальную стабильность в обществе.
Таким образом, среди функций государства выделяют социальную функцию, которая заключается в финансировании системы различных социально-культурных мероприятий. Социальная политика — это область политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях [8, c. 247].
Необходимость
бюджетного финансирования социальной
сферы обусловлена свойствами социальных
услуг как общественного
К расходам на социальные цели относятся пять разделов функциональной классификации расходов бюджета:
1) образование;
2) культура, кинематография, средства массовой информации;
3) здравоохранение;
4) социальная политика.
Образование
представляет одну из важнейших отраслей
непроизводственной сферы. В РФ более
9% населения заняты в этой отрасли.
Государственной системе
Расходы на здравоохранение ежегодно предусматриваются в бюджетах всех трех уровней, но основную нагрузку по финансированию массовой сети лечебно-профилактических учреждений и проведению мероприятий в области здравоохранения несут субъекты РФ. В этом разделе отражаются затраты на оплату труда работников здравоохранения, ассигнования на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы на мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья людей, охране материнства и детства, снижению уровня управляемых инфекций за счет вакцинации населения, и в первую очередь – детей, внедрению принципов здорового образа жизни, самосохранительного поведения и так далее.
Формой
социальной защиты интересов населения
в охране здоровья является медицинское
страхование. Оно представляет собой совокупность
видов страхования, предусматривающих
обязанности страховщика по осуществлению
страховых выплат в размере частичной
или полной компенсации дополнительных
расходов застрахованного за медицинские
услуги, включенные в программу медицинского
страхования (гарантированный перечень
медицинских услуг, предоставленных всем
категориям населения и финансируемых
за счет средств
Фонда медицинского страхования). Цель
медицинского страхования — гарантировать
гражданам при возникновении страхового
случая (заболевания) получение медицинской
помощи за счет накопленных средств и
финансировать профилактические мероприятия.
Принцип финансирования расходов на культуру, кинематографию и СМИ – сочетание бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.
Социальная политика государства направлена на выполнение конкретных социальных функций государства, которое оказывает адресную социальную помощь путем выплаты пособий тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются. Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ).
Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др. Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.
Таким образом, в современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства.
Согласно Конституции Российской Федерации, федеральный центр должен создать основу для реализации социальной политики на местах. Важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальное государство. В основе социальных гарантий лежит принцип соблюдения единого социального стандарта на всей территории страны, единых правил дотирования регионов. Единообразие, например, распространяется на оплату труда работников социальной (бюджетной) сферы; гарантируется одинаковый объем и качество медицинского обслуживания, образования; фиксируется допустимый уровень безработицы. Однако трехуровневое построение социальной политики усложняет реализацию федеральной стратегической линии социальной защиты населения.
Реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, при безработице, а также на получение бесплатной медицинской помощи по болезни обеспечивается не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств государственных и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначения. Например, одним из основных видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение.
Таким образом, социальная политика реализует основные конституционные права граждан. Инструментами реализации социальной политики служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты и др.
Баланс
социальной и экономической политики
представляет собой соотношение целей
развития общества и средств их достижения,
конкретными формами проявления которого
являются соотношения между накоплением
и потреблением, между экономической эффективностью
и социальной справедливостью. Достижение
этого баланса должно стать отправной
точкой в формировании социально обеспеченного
общества с развитой экономикой [8, c. 245].
ГЛАВА 2. СРАНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ
И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
2.1. Сравнительный анализ динамики бюджетных расходов на социальную и экономическую сферы общества
Между производственной сферой и социальной инфраструктурой имеется прямая связь и взаимозависимость. Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Однако, с другой стороны, инфраструктура сама оказывает всесторонне влияние на производительные силы [9, с. 359]. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития. Развитие социальной сферы может стать весомым фактором в интенсификации народного хозяйства, а это значит – повышение производительности труда, снижение потребности в наращивании мощностей предприятий путем их экстенсивного развития, и в итоге экономический рост в большинстве отраслей народного хозяйства.
Рассмотрим, какие акценты между экономической и социальной сферами общества государство расставляло и планирует расставлять при расходовании федеральных бюджетных средств.
Ниже приведена таблица 1, отражающая динамику государственных расходов бюджета на национальную экономику и социальную инфраструктуру [2, 3, 4].
Таблица 1
Динамика расходов бюджета в экономической и социальной сферах
Наименование | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Сумма, тыс.руб. | |||||
Всего | 4 794 455 214,5 | 5 781 044 997,2 | 7 943 006 992,7 | 8 888 269 508,2 | 9 546 627 471,5 |
1. Национальная экономика | 494 042 059,4 | 702 319 648,2 | 1 063 308 776,0 | 1 165 779 126,3 | 1 371 487 889,6 |
2. Социальная сфера | 753 829 865,6 | 602 693 592,5 | 1 184 637 335,1 | 1 267 098 564,5 | 1 255 166 338,3 |
|
270 926 326,4 | 307 193 978,2 | 410 443 669,0 | 448 503 253,0 | 465 424 257,1 |
|
67 683 753,7 | 83 813 337,7 | 114 064 957,1 | 114 128 619,9 | 114 318 617,4 |
|
199 654 028,1 | 211 686 276,6 | 349 870 366,3 | 365 847 716,2 | 367 542 268,6 |
|
215 565 757,4 | 270 863 655,9 | 310 258 342,7 | 338 618 975,4 | 307 881 195,2 |
Представленные
данные для наглядности изобразим
графически (рис. 1, рис. 2).
Рис.1. Динамика расходов федерального бюджета
Рис. 2. Динамика расходов бюджета
на
экономическую и социальную сферы
Из рисунка 1 видно, что из года в год растет общее число расходов федерального бюджета: с 4794455214,5 тысяч рублей в прошедшем 2007 году до 9546627471,5 тысяч рублей в плановом 2011 году, то есть ожидается почти двукратное увеличение бюджетных расходов.
Такая тенденция связана, прежде всего, с активным развитием и ростом экономики в последние несколько лет. Так, например, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП в январе-июне 2008 года к соответствующему периоду предыдущего года составил 8,0%.
Однако
негативные явления, возникшие в
мировой финансовой системе, могут
значительно повлиять на дальнейшее
социально-экономическое
Вливания в экономику всегда имели важное значение для развития национального хозяйства в целом. В свою очередь, развитие социальной сферы общества приобретает одну из ведущих ролей в экономическом развитии страны в условиях усиливающегося процесса общественного разделения труда, научно-технической революции, когда от состояния социальной инфраструктуры все более зависят темпы роста производства и его эффективность.