Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является сравнительный анализ расходов бюджетной системы на национальную экономику и социальную сферу.

При написании данной работы решаются следующие задачи:

1) изучить социально-экономическую сущность расходов бюджетной системы;

2) определить значение бюджетной политики в части расходования средств для социально-экономического развития страны в целом;

3) определить сущность расходов на экономику и социальную сферу, выделить их составные части, дать им характеристику;

4) произвести сравнительный анализ динамики расходов бюджета на экономику и социальную сферу на период с 2007 года по плановый 2011 год;

5) выделить задачи и особенности расходования бюджетных средств в каждом из анализируемых периодов;

6) сформулировать проблемы оптимизации расходования бюджетных средств;

7) разработать направления повышения эффективности бюджетной политики в экономике и социальной сфере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РФ 5

1.1. Социально-экономическая сущность расходов
государственного бюджета 5 1.2. Расходы бюджета на экономическую и социальную
сферы общества 7

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА 13

2.1. Сравнительный анализ динамики бюджетных расходов
на социальную и экономическую сферы общества 13

2.2. Анализ расходов на социальную и экономическую сферы общества 18

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ
РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В
СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКНОМИЧЕСКОЙ СФЕРАХ 24

3.1. Проблема оптимизации расходования бюджетных
средств 24

3.2. Направления повышения эффективности бюджетной политики в экономике и социальной сфере 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Курсовик (ФИНАНСЫ).doc

— 182.50 Кб (Скачать)

 

        ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ 

       РАСХОДОВ  БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКНОМИЧЕСКОЙ СФЕРАХ 

       3.1. Проблема оптимизации расходования бюджетных средств

       Субъекты  хозяйствования и население, а также само государство должны расходовать свои ограниченные ресурсы с точки зрения обеспечения решения наиболее актуальных и насущных задач с максимально возможной эффективностью. Реализовать необходимые мероприятия оптимальным способом лишь на основе интуитивного и субъективного принятия решений или директивных предписаний субъектам хозяйствования представляется весьма затруднительным. Государство (в лице органов власти) может успешно выполнять возложенные на него функции только в случае, если оно предложит обществу такую модель своей деятельности, которая отвечала бы требованиям общества. Решение данной задачи лежит в области выработки стратегических целей развития общества и формирования действенного механизма управления, способного обеспечить достижение этих целей[11].

       Осуществление расходов бюджета без оценки их обоснованности и эффективности означает, что  государство не может ни оценить  само, ни объяснить обществу, как  и на решение каких задач тратятся средства налогоплательщиков.

       Единственной объективной оценкой результатов, достигнутых теми или иными отраслями экономики и социальной сферы вследствие осуществления расходов бюджета, может являться анализ статистической отчетности и декларируемых государством и отдельными регионами показателей социально-экономического развития страны или региона. При отсутствии в официально публикуемых статистических данных показателей развития экономики и бюджетной сферы, отражающих ход решения обществом актуальных задач, сделать окончательный вывод о том, насколько рационально и эффективно были потрачены средства налогоплательщиков, ни государство, ни сами налогоплательщики не смогут [9, c. 451].

       Добиться  наиболее рационального использования  общественных средств можно через  точное определение их отдачи, ее сопоставление с затратами, сравнение различных вариантов реализации мероприятий за счет средств бюджета с точки зрения издержек и выгод. Четкие формализованные процедуры оценки и соизмерения затрат и результатов способны служить альтернативой субъективному принятию решений и планированию предстоящих расходов «от достигнутого уровня»[9, c. 453]. Кроме того, для повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо оценивать степень выполнения принятых на себя государством обязательств.

       Не  менее важно, чтобы параллельно  с совершенствованием методик планирования расходов бюджета и формирования структуры государственных расходов в практику бюджетного финансирования внедрялись наиболее эффективные методы финансирования и формы расходов бюджета, которые позволят заинтересовать бюджетополучателя в целевом и рациональном использовании бюджетных средств. Субъекты современной экономики понимают, что расходы бюджета – это мощный экономический стимул, во многом определяющий конфигурацию социокультурной структуры общества и базовые тенденции развития всей национальной экономики [9, c. 454].

       Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов существенно  влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед обществом вопросов.  

       3.2.  Направления повышения эффективности бюджетной политики в экономике и социальной сфере

       На  современном этапе перед Россией  встает задача перехода от экстенсивного к интенсивному способу развития экономики, что даст возможность перехода на качественно новый уровень экономического развития – построение социально ориентированной экономики. Решение данной задачи окажет, в итоге, существенное влияние на распределение ресурсов между производственной и непроизводственной сферами.

       В России в течение многих веков экономика в основном развивалась экстенсивно. При этом подавляющая часть инвестиционных ресурсов направлялась в сферу материального производства. Это было вызвано необходимостью ускоренного наращивания производственного потенциала для преодоления экономического отставания страны. Однако эта вынужденная мера привела к диспропорции в сфере материального производства и социальной инфраструктуры. Многолетняя ориентация большей части ресурсов на расширение производства, на создание новых рабочих мест, с одной стороны, и замедленные (из-за отсутствия ресурсов) темп развития социальной сферы общества – с другой, в условиях научно-технического прогресса неоправданна. Экономические потери, не говоря уже о социальных, из-за слабого развития социальной инфраструктуры могут быть значительными.

      Интенсификация  народного хозяйства является одной  из важнейших черт развития современной  экономики и, на мой взгляд. Это правильный выбор. Интенсификация экономики значительно увеличит производительность труда, что, в свою очередь, снизит потребность в наращивании мощностей предприятий путем их экстенсивного развития.

      Необходимо  сделать выбор в пользу инновационного сценария развития. В противном случае, развиваясь по двум другим возможным сценариям – инерционному и энергосырьевому, – наша страна окажется на периферии мировых рынков. Съехать с сырьевой колеи будет непросто, но это необходимо. И ситуация, сложившаяся сегодня на мировых нефтяных рынках, это доказывает.

      Более того, необходимо строить инновационное общество, где главной движущей силой является интеллект, творческий потенциал человека.

       Все это ожидает Россию в будущем, а пока необходимо обеспечивать стабильное развитие экономической и социальной сфер общества. Для этого необходимо наиболее оптимально и рационально расходовать бюджетные средства на те цели и нужды, обеспечение которых даст наибольший социально-экономический эффект. Исходя из этого определим основные цели бюджетной политики на ближайшие годы:

  • сохранение бюджетной политики в качестве важнейшего инструмента макроэкономического регулирования и сбалансированного развития экономики в целом;
  • усиление роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения;
  • обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
  • создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал, включая сферы образования и здравоохранения, ускорение инновационного развития страны.
  • формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу;
  • развитие механизмов частно-государственного партнерства;
  • повышение финансовой прозрачности государственного сектора [13].

       Целями  бюджетной политики в реальном секторе  экономики должны стать развитие конкурентных основ деятельности в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных и муниципальных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной экономики.

       Осуществление такой политики возможно путем решения  следующих задач:

       1) сокращение объема бюджетных  средств на прямое субсидировнаие  отраслей экономики;

       2) направление бюджетных расходов  на финансирование исследований, способствующих развитию экономического и научного потенциала государства;

       3) отказ от датирования неэффективных  производств;

       4) внедрение современных методов  размещения на конкурсной основе  бюджетных средств, предусмотренных  на инвестиции в отрасли промышленности, энергетику и строительство;

       5) переход на осуществление непосредственной  финансовой поддержки граждан  на приобретение или строительство  жилья вместо прямых инвестиций  в жилищное строительство;

       6) отказ от поддержки коммерчески  окупаемых и исключение присутствия  государства в потенциально конкурентных между собой инвестиционных проектах;

       7) рационализация государственных  программ поддержки сельского  хозяйства о повышение прозрачности  государственных операций в данной  области;

       8) поэтапный перевод учреждений  коммунальной инфраструктуры в частный сектор.

       Основными целями бюджетной политики в социальной сфере должны быть следующие:

       1) в области здравоохранения –  улучшение качества жизни и  здоровья путем повышения уровня  профилактики, а также повышения  эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения;

       2) в области образования – повышение  качества образования и формирование  конкурентных основ предоставления  образовательных услуг частными, государственными и муниципальными  организациями;

       3) в области культуры, искусства  и СМИ – обеспечение участия  граждан в культурной жизни  и пользования учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям,  сохранения историко-культурного наследия, поддержка культурного творчества;

       4) в области социальной политики – повышение уровня жизни населения и предоставление адресной помощи малообеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

       Достижение  подобных целей может быть обеспечено путем разрешения первоочередных задач, к которым относятся:

       а) обеспечение финансовых основ государственных  гарантий медицинского обслуживания населения  и взаимодействия системы здравоохранения  с системами социальной защиты населения;

       б) реструктуризация сети бюджетных учреждений социальной сферы, включая передачу в собственность субъектов Федерации отдельных федеральных учреждений, деятельность которых связана главным образом с решением региональных социально-культурных задач;

       в) переход на подушевой принцип  бюджетного финансирования предоставления социальных услуг;

       г) осуществление адресной поддержки  учащихся на основе академических успехов, с одной стороны, и нуждаемости  – с другой.

       Таким образом, осуществление экономической  и социальной бюджетной политики на основе приведенных выше целей  и задач поможет наиболее эффективными средствами получить оптимальные результаты, обеспечить стабильное развитие экономики и ускорит темпы роста в экономической сфере общества.

        

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы страны, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов. Именно через бюджет происходит распределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. От того, каким образом эти ресурсы будут распределены, в конечном счете, зависит состояние различных отраслей народного хозяйства, уровень социально-экономического развития страны, положение государства на международной арене.

       Важными статьями в расходах бюджета являются расходы государства на национальную экономику и социальную инфраструктуру, которые в наибольшей степени  участвуют в формировании ВВП.

       Целесообразность экономических расходов обусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, а также особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействий в условиях мирового товарно-денежного механизма. Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Основой роста национальной экономики, в свою очередь, является развитие социальной инфраструктуры, которое повышает качество жизни населения и, в конечном счете, укрепляет социальную стабильность в обществе.

Информация о работе Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества