Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:34, реферат
Задачи:
1. Определить понятие банковской системы и функции банков в рыночной экономике;
2. Проанализировать влияние макроэкономической политики на структуру и состояние банковской системы;
Введение
Глава 1 Банковская система как элемент рыночной инфраструктуры
1.1 Понятие банковской системы
1.2 Функции банков и их реализация в условиях макроэкономической нестабильности
1.3 Банковская система РФ. Специфика новой экономики
Глава 2 Основные проблемы развития банковской системы России
2.1 Развитие сети банковских учреждений
2.2 Проблема кредитных рисков
2.3 Концентрация активов и капитала в банковском секторе
Глава 3 Перспективы развития банковской системы Российской Федерации.
3.1 Институциональный подход к анализу перспектив функционирования банковской системы России
3.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2004 году
Важным направлением институционального развития банковской системы России становится превращение неформальных норм доверия на микроуровне в формальные на макроуровне на основе законов и контрактов. Для этого необходимо, во-первых, принять ряд законов, способствующих повышению доверия к банковской системе. Во-вторых, развивать такие организации, как банковские ассоциации и клубы. В-третьих, повысить доверие банков к заемщикам. Этому могут способствовать создание «кредитных бюро», предоставление достоверной информации о финансовом состоянии клиентов. Кроме того, перечисленные мероприятия по развитию институциональных норм банковской деятельности должны сочетаться с политикой макроэкономической стабильности и экономического роста.
3.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2004 году
Банк России
последовательно реализует
В целях создания
оптимальных условий для
- внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности», «Об исполнительном производстве», «О залоге» изменений и дополнений, направленных на защиту прав кредиторов, требования которых обеспечены залогом;
- формирование
правовой базы по развитию
ипотечного кредитования и секъ
- развитие операций
кредитных организаций по
По линии банковского надзора Банк России продолжит приведение действующей системы регулирования деятельности банков в соответствие с принятыми в международной практике подходами, прежде всего Базельскими принципами эффективного банковского надзора (1997 год).
Получат развитие подходы, базирующиеся на содержательной оценке деятельности кредитных организаций, определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками. Будет продолжена работа по совершенствованию методики и практики анализа устойчивости кредитных организаций.
Банком России будет продолжена работа, направленная на повышение качественных параметров банковского капитала, что предполагает предотвращение использования схем фиктивной капитализации кредитных организаций.
Планируется в основном завершить работу по созданию системы раннего предупреждения проблем в кредитных организациях и приступить к внедрению ее в надзорную практику.
Предусматривается
совершенствование надзора на консолидированной
основе, включая анализ отчетности
банковских/консолидированных
В целях развития системы организации надзора Банком России планируется внедрение в надзорную практику института кураторов кредитных организаций.
В рамках проводимой политики повышения транспорентности банковского сектора и укрепления рыночной дисциплины Банк России в 2004 году продолжит работу по раскрытию информации, включая размещение в сети Интернет ежемесячных данных о состоянии банковского сектора (макропруденциальных показателей). Будет продолжена работа по обмену информацией о деятельности кредитных организаций с органами государственного регулирования и контроля.
В 2004 году кредитные организации должны обеспечить составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО путем трансформации отчетности, составленной по российским правилам, с применением метода профессионального суждения и внесением необходимых корректировок. Финансовая отчетность, составленная таким образом, в 2004-2005 годах не будет использоваться для определения режима банковского надзора и применения мер надзорного реагирования; на ее базе будет оцениваться возможное влияние подходов, предусмотренных МСФО, на отдельные показатели деятельности кредитных организаций.
Одновременно в связи с переходом на МСФО Банком России будет продолжена работа по совершенствованию отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России в целях надзора (пруденциальная отчетность). Данная работа будет осуществляться в рамках проекта ТАСИС «Банковский надзор и отчетность», основной задачей которого является повышение эффективности деятельности Банка России по осуществлению надзора за счет совершенствования пруденциальной отчетности и разработки пакета отчетности, базирующейся на принципах и подходах, предусмотренных МСФО, и составляющей основу системы документарного анализа деятельности кредитных организаций.
Получит дальнейшее развитие анализ совокупных показателей деятельности кредитных организаций и обеспеченности банковскими услугами в регионах. Банком России будет продолжена работа по определению финансовой устойчивости банковского сектора в возможных кризисных ситуациях (стресс-тестирование).
Предполагается
достичь достаточного (с точки
зрения лучшей международной практики
банковского надзора и
Дополнительный импульс модернизации банковского сектора способно придать создание правовых условий для снижения затрат кредитных организаций, и, прежде всего, административных издержек, связанных с банковской деятельностью, упрощения, оптимизации и сокращения продолжительности процедур, связанных с вхождением на рынок, открытием филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций.
Предстоит создать условия для активизации работы руководителей и собственников кредитных организаций и принятия ими необходимых и своевременных мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
В рамках имеющихся правовых возможностей Банк России будет участвовать в контроле за ликвидацией кредитных организаций, а также в совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В этой связи принципиальным является принятие поправок в законодательство о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, предусматривающих создание института корпоративного ликвидатора.
В 2004 году предполагается закрепить в нормативных актах Банка России основные положения концепции развития инспекционной деятельности, регулирующие порядок проведения проверок кредитных организаций, а также организации инспекционной деятельности в Банке России. Предстоит осуществить комплекс мероприятий, в том числе:
- обобщение
и анализ результатов
- ориентирование
проверок на текущую и
- проведение
проверок по соблюдению
- осуществление
мероприятий по
1 См Каменева Н.Г. Указ. соч. С.30
1 См.: Алексеев С.С. Кодекс цивилизованного права // Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под. Ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 217.
2 Для системности правового регулирования нужно в Конституции РФ закрепить обязанности государства в сфере экономики и финансов с тем, чтобы экономическое движение приобрело некоторые цели и стабильность. Можно было бы учесть опыт зарубежных стран, в том числе и СНГ. Например, в Конституции Республики Молдова имеется разд. IV «Национальная экономика и публичные финансы», в п. 1 ст. 126 которого («Экономика») говориться: «Экономика Республики Молдовы является рыночной, социально ориентированной, основанной на частной и публичной собственности и свободной конкуренции». Далее, в п. 2 той же статьи перечисляются обязанности государства. Среди них, в частности, называются обязанности государства обеспечивать: регулирование экономической деятельности и управление принадлежащей ему публичной собственностью в соответствии с законом; свободу предпринимательской деятельности и защиту добросовестной конкуренции; защиту национальных интересов в сфере экономической, финансовой и валютной деятельности; увеличение количества рабочих мест, создание необходимых условий для повышения жизненного уровня; стимулирование научных исследований; неприкосновенность инвестиций физических и юридических лиц; и др. (см.: Конституции государств – участников СНГ. М., 1999. С. 410).
3 Борисова Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М., 1997. С. 498
4 См.: Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. М., 1999. С. 312
5 См.: Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. М., 1997. С. 15
6 См.: Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. М., 1998. С. 297.
7 Не является препятствием для нарушения конкуренции принятый в июне 1999г. и вступивший в силу в декабре 1999г. Закон о защите конкуренции на финансовом рынке. Поскольку в нем отсутствуют какие-либо действенные механизмы, обеспечивающие конкуренцию.
8 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 499.
9 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. №16
10 Глазычев М. Неестественная монополия: При нынешней политике властей Сбербанк может остаться единственной крупной кредитной организацией // НГ-Политэкономия. 1999. № 7.С. 1
11 Вестник Банка России. 2000. № 2; Бизнес и банки. 2000. №6.
12 Используемая в разделе статистическая информация рассчитана на основе данных Департамента банковского регулирования и надзора и Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций. Здесь и далее все показатели рассчитаны по действующим кредитным организациям.
13 Для определения темпов роста показатели активов и пассивов в иностранных валютах пересчитаны в долларовый эквивалент.
14 www.iet.ru
15 www.cbr.ru
16 Таранкова Л.Г. Институциональный анализ проблем банковской системы России // Бизнес и банки, 2001, №31, с. 2.