Современное состояние банковской системы России, основные проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:34, реферат

Краткое описание

Задачи:
1. Определить понятие банковской системы и функции банков в рыночной экономике;
2. Проанализировать влияние макроэкономической политики на структуру и состояние банковской системы;

Оглавление

Введение
Глава 1 Банковская система как элемент рыночной инфраструктуры
1.1 Понятие банковской системы
1.2 Функции банков и их реализация в условиях макроэкономической нестабильности
1.3 Банковская система РФ. Специфика новой экономики
Глава 2 Основные проблемы развития банковской системы России
2.1 Развитие сети банковских учреждений
2.2 Проблема кредитных рисков
2.3 Концентрация активов и капитала в банковском секторе
Глава 3 Перспективы развития банковской системы Российской Федерации.
3.1 Институциональный подход к анализу перспектив функционирования банковской системы России
3.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2004 году

Файлы: 1 файл

банк[1].система2004.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

Важным направлением институционального развития банковской системы России становится превращение неформальных норм доверия на микроуровне в формальные на макроуровне на основе законов и контрактов. Для этого необходимо, во-первых, принять ряд законов, способствующих повышению доверия к банковской системе. Во-вторых, развивать такие организации, как банковские ассоциации и клубы. В-третьих, повысить доверие банков к заемщикам. Этому могут способствовать создание «кредитных бюро», предоставление достоверной информации о финансовом состоянии клиентов. Кроме того, перечисленные мероприятия по развитию институциональных норм банковской деятельности должны сочетаться с политикой макроэкономической стабильности и экономического роста.

 

3.2. Мероприятия  Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2004 году

 

 

Банк России последовательно реализует задачи, определенные банковским законодательством и получившие конкретизацию и развитие в «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации». В 2004 году Банк России продолжит решение намеченных Стратегией задач - комплекс мер по развитию банковского сектора будет ориентирован прежде всего на создание условий, обеспечивающих повышение его устойчивости и усиление функциональной роли в экономике.

В целях создания оптимальных условий для развития деятельности кредитных организаций  по кредитно-расчетному обслуживанию реальной экономики Банк России будет  проводить работу по следующим основным направлениям:

- внесение в  Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности», «Об исполнительном производстве», «О залоге» изменений и дополнений, направленных на защиту прав кредиторов, требования которых обеспечены залогом;

- формирование  правовой базы по развитию  ипотечного кредитования и секъюритизации активов (в первую очередь через механизм ипотечного кредитования), включая принятие Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах», внесение изменений и дополнений в законы «Об инвестиционных фондах», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О несостоятельности (банкротстве)»;

- развитие операций  кредитных организаций по доверительному  управлению, ограничение рисков  кредитных организаций, связанных с проведением ими операций доверительного управления.

По линии  банковского надзора Банк России продолжит приведение действующей системы регулирования деятельности банков в соответствие с принятыми в международной практике подходами, прежде всего Базельскими принципами эффективного банковского надзора (1997 год).

Получат развитие подходы, базирующиеся на содержательной оценке деятельности кредитных организаций, определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками. Будет продолжена работа по совершенствованию методики и практики анализа устойчивости кредитных организаций.

Банком России будет продолжена работа, направленная на повышение качественных параметров банковского капитала, что предполагает предотвращение использования схем фиктивной капитализации кредитных организаций.

Планируется в  основном завершить работу по созданию системы раннего предупреждения проблем в кредитных организациях и приступить к внедрению ее в надзорную практику.

Предусматривается совершенствование надзора на консолидированной  основе, включая анализ отчетности банковских/консолидированных групп (банковских холдингов) и оценку влияния операций, проводимых не кредитными участниками групп (холдингов).

В целях развития системы организации надзора  Банком России планируется внедрение в надзорную практику института кураторов кредитных организаций.

В рамках проводимой политики повышения транспорентности банковского сектора и укрепления рыночной дисциплины Банк России в 2004 году продолжит работу по раскрытию информации, включая размещение в сети Интернет ежемесячных данных о состоянии банковского сектора (макропруденциальных показателей). Будет продолжена работа по обмену информацией о деятельности кредитных организаций с органами государственного регулирования и контроля.

В 2004 году кредитные  организации должны обеспечить составление  финансовой отчетности в соответствии с МСФО путем трансформации отчетности, составленной по российским правилам, с применением метода профессионального суждения и внесением необходимых корректировок. Финансовая отчетность, составленная таким образом, в 2004-2005 годах не будет использоваться для определения режима банковского надзора и применения мер надзорного реагирования; на ее базе будет оцениваться возможное влияние подходов, предусмотренных МСФО, на отдельные показатели деятельности кредитных организаций.

Одновременно  в связи с переходом на МСФО Банком России будет продолжена работа по совершенствованию отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России в целях надзора (пруденциальная отчетность). Данная работа будет осуществляться в рамках проекта ТАСИС «Банковский надзор и отчетность», основной задачей которого является повышение эффективности деятельности Банка России по осуществлению надзора за счет совершенствования пруденциальной отчетности и разработки пакета отчетности, базирующейся на принципах и подходах, предусмотренных МСФО, и составляющей основу системы документарного анализа деятельности кредитных организаций.

Получит дальнейшее развитие анализ совокупных показателей  деятельности кредитных организаций  и обеспеченности банковскими услугами в регионах. Банком России будет  продолжена работа по определению финансовой устойчивости банковского сектора в возможных кризисных ситуациях (стресс-тестирование).

Предполагается  достичь достаточного (с точки  зрения лучшей международной практики банковского надзора и характера  развития рыночных отношений в экономике в целом и банковском секторе в частности) уровня требований, обеспечивающих допуск на рынок и расширение деятельности только финансово устойчивых кредитных организаций, препятствующих участию в управлении кредитными организациями руководителей и реальных владельцев с сомнительной деловой репутацией и неустойчивым финансовым положением. Для решения данной задачи важное значение имеет укрепление банковского законодательства в части раскрытия информации о реальных владельцах кредитных организаций, а так же предоставления Банку России права оценки их финансового состояния и деловой репутации.

Дополнительный  импульс модернизации банковского  сектора способно придать создание правовых условий для снижения затрат кредитных организаций, и, прежде всего, административных издержек, связанных  с банковской деятельностью, упрощения, оптимизации и сокращения продолжительности процедур, связанных с вхождением на рынок, открытием филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций.

Предстоит создать  условия для активизации работы руководителей и собственников кредитных организаций и принятия ими необходимых и своевременных мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

В рамках имеющихся  правовых возможностей Банк России будет  участвовать в контроле за ликвидацией  кредитных организаций, а также в совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В этой связи принципиальным является принятие поправок в законодательство о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, предусматривающих создание института корпоративного ликвидатора.

В 2004 году предполагается закрепить в нормативных актах  Банка России основные положения концепции развития инспекционной деятельности, регулирующие порядок проведения проверок кредитных организаций, а также организации инспекционной деятельности в Банке России. Предстоит осуществить комплекс мероприятий, в том числе:

- обобщение  и анализ результатов проводимых  проверок кредитных организаций с целью совершенствования методологии проверок, внесения изменений в нормативные документы Банка России, а при необходимости – подготовка изменений в действующее законодательство;

- ориентирование  проверок на текущую и перспективную  оценку финансовой устойчивости  кредитных организаций, качества  их управления и внутреннего контроля с применением мотивированного суждения;

- проведение  проверок по соблюдению кредитными  организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», развитие методики таких проверок;

- осуществление  мероприятий по профессиональной  переподготовке сотрудников инспекционных подразделений Банка России.

 

1 См Каменева Н.Г. Указ. соч. С.30

1 См.:  Алексеев С.С. Кодекс цивилизованного права // Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под. Ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 217.

2 Для системности правового регулирования нужно в Конституции РФ закрепить обязанности государства в сфере экономики и финансов с тем, чтобы экономическое движение приобрело некоторые цели и стабильность. Можно было бы учесть опыт зарубежных стран, в том числе и СНГ. Например, в Конституции Республики Молдова имеется  разд. IV «Национальная экономика и публичные финансы», в п. 1 ст. 126 которого («Экономика») говориться: «Экономика Республики Молдовы является рыночной, социально ориентированной, основанной на частной и публичной собственности и свободной конкуренции». Далее, в п. 2 той же статьи перечисляются обязанности государства. Среди них, в частности, называются обязанности государства обеспечивать: регулирование экономической деятельности и управление принадлежащей ему публичной собственностью в соответствии с законом; свободу предпринимательской деятельности и защиту добросовестной конкуренции; защиту национальных интересов в сфере экономической, финансовой и валютной деятельности; увеличение количества рабочих мест, создание необходимых условий для повышения жизненного уровня; стимулирование научных исследований; неприкосновенность инвестиций физических и юридических лиц; и др. (см.: Конституции государств – участников СНГ. М., 1999. С. 410).    

3  Борисова Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М., 1997. С. 498

4 См.: Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. М., 1999. С. 312

5 См.: Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. М., 1997. С. 15

6  См.: Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. М., 1998. С. 297.

7 Не является препятствием для нарушения конкуренции принятый в июне 1999г. и вступивший в силу в декабре 1999г. Закон о защите конкуренции на финансовом рынке. Поскольку в нем отсутствуют какие-либо действенные механизмы, обеспечивающие конкуренцию.

8 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 499.

9 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. №16

10 Глазычев М. Неестественная монополия: При нынешней политике властей Сбербанк может остаться единственной крупной кредитной организацией // НГ-Политэкономия. 1999. № 7.С. 1

11 Вестник Банка России. 2000. № 2; Бизнес и банки. 2000. №6.

12 Используемая в разделе статистическая информация рассчитана на основе данных Департамента банковского регулирования и надзора и Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.  Здесь и далее все показатели рассчитаны по действующим кредитным организациям.

13 Для определения темпов роста показатели активов и пассивов в иностранных валютах пересчитаны в долларовый эквивалент.

14 www.iet.ru

15 www.cbr.ru 

16 Таранкова Л.Г. Институциональный анализ проблем банковской системы России // Бизнес и банки, 2001, №31, с. 2.


Информация о работе Современное состояние банковской системы России, основные проблемы и перспективы развития