Современное состояние банковской системы России, основные проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:34, реферат

Краткое описание

Задачи:
1. Определить понятие банковской системы и функции банков в рыночной экономике;
2. Проанализировать влияние макроэкономической политики на структуру и состояние банковской системы;

Оглавление

Введение
Глава 1 Банковская система как элемент рыночной инфраструктуры
1.1 Понятие банковской системы
1.2 Функции банков и их реализация в условиях макроэкономической нестабильности
1.3 Банковская система РФ. Специфика новой экономики
Глава 2 Основные проблемы развития банковской системы России
2.1 Развитие сети банковских учреждений
2.2 Проблема кредитных рисков
2.3 Концентрация активов и капитала в банковском секторе
Глава 3 Перспективы развития банковской системы Российской Федерации.
3.1 Институциональный подход к анализу перспектив функционирования банковской системы России
3.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2004 году

Файлы: 1 файл

банк[1].система2004.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

 

Анализ  показывает, что динамика показателей, характеризующих выполнение банками требований по покрытию кредитных рисков, свидетельствует о дальнейшем повышении защитного потенциала банковского сектора. Вместе с тем в 2003 году рост просроченной задолженности, прежде всего по рублевым кредитам реальному сектору экономики, опережал темпы увеличения объемов кредитования.

Давая оценки развитию российского банковского  сектора, международные эксперты отмечают высокие темпы роста кредитных операций (т.н. “кредитный бум”, lending boom). Данные процессы, как показывают примеры других стран, как с развитыми, так и с переходными экономиками, часто сопровождаются накапливанием в банковском секторе кредитных рисков и со временем ведут к созданию предпосылок для неблагоприятного развития ситуации в банковском секторе. Вероятность реализации этих рисков повышается по мере ухудшения общеэкономической конъюнктуры (возможен также спад в отдельных отраслях экономики), что может привести к ослаблению финансового положения заемщиков и снижению их способности обслуживать свою задолженность перед банками.

Данное обстоятельство является на сегодняшний день наряду с проблемой долгосрочной ликвидности одним из реальных факторов формирования системного риска в банковской сфере. Требуется более жесткая позиция банковского надзора в отношении соблюдения установленных предельных величин кредитования заемщиков, особенно аффилированных, а также в отношении классификации и создания резервов под ссудную задолженность.

 

Глава 3. Перспективы развития банковской системы Российской Федерации.

3.1. Институциональный  подход к анализу перспектив функционирования банковской системы России.

 

Решение современных  проблем российской банковской системы  целесообразно рассматривать в  ракурсе различных методологических подходов. Одним из новых и перспективных направлений исследования проблем банковской системы является институциональный анализ.

Масштабные реформы  перехода к рыночной экономике, происходившие в странах Центральной и Восточной Европы и России в 90-х годах, способствовали развитию теории институциональных экономических изменений. Недостаточное внимание к этой теории привело к тяжелым последствиям, не предсказанным экспертами. Например, либерализация торгово-экономических и финансовых отношений, ослабление государственного контроля над потоками ресурсов с целью создания конкурентной среды привели к невиданному ранее распространению коррупции, а также расцвету теневой экономики. Растаскивание государственной собственности и образование на ее основе многочисленных фирм-посредников способствовали значительному росту трансакционных издержек в экономической системе. Функции государственного контроля и защиты собственности часто переходили к теневым структурам. Между тем все вышеперечисленное можно было предвидеть и исследовать с помощью методологии институционального анализа.

Применяя институциональный  анализ к банковской системе, можно выделить следующие виды институциональных норм:

  1. по сфере действия — экономические, юридические, этические, социальные;

2) по способу установления - формальные и неформальные.

Формальные экономические институциональные нормы банковской деятельности определяют экономические правила функционирования кредитных организаций и устанавливаются в законах, нормативных документах, договорах. Согласно ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», органом банковского регулирования в России является ЦБ РФ. Действительно, именно он непосредственно обеспечивает исполнение банковского законодательства и регулирует банковскую деятельность на подзаконном уровне. Следовательно, субъектом банковского регулирования в соответствии с законодательством является Банк России, а объектами такого регулирования - кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Главная цель банковского регулирования — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Институциональные нормы  в области банковского регулирования могут быть:

- организационными, т.е.  способствующими созданию, регистрации, лицензированию кредитных организаций;

- операционными, т.е.  связанными с регулированием банковских операций, платежно-расчетных систем;

- стандартизирующими, т.е.  направленными на создание единых стандартов, обеспечивающих эффективность и стабильность банковской системы и кредитных организации.

Законодательно должны разрабатываться «встроенные институциональные стабилизаторы» в виде органов банковского надзора, процедур первичной диагностики финансового состояния банка, систем гарантирования вкладов ч санирования проблемных банков, агентств по реструктуризации и других институциональных стабилизаторов.

Юридические институциональные  нормы в банковской деятельности обеспечивают реализацию правомочий (собственности, совершения операций, регулирования верхним уровнем нижнего уровня банковской системы), санкции за нарушение законов, договоров, кодексов. Формальные юридические нормы также устанавливаются в законах, кодексах, нормативных документах. Наряду с правами продуктом правил являются обязанности, так как речь идет о взаимодействии людей, в рамках которого одни экономические агенты должны соблюдать права других.

Спецификация и защита прав собственности в банковском бизнесе требуются при создании банка, распределении доходов, приеме и возврате вкладов, погашении ссуды, ликвидации банка и др. Существенное значение для содержательной характеристики права собственности имеет ее спецификация, содержательным моментом которой является определение субъекта и объекта права, а также набора правомочий, которыми располагает данный субъект. При этом важно, кто именно обеспечивает спецификацию прав собственности. Если речь идет о формальных правах, то спецификацию осуществляет, как правило, государство. Для банковской системы России актуален вопрос и об альтернативном способе спецификации и защиты прав собственности. Если государство не может выполнить эту функцию достаточно эффективно, то за рамками законов возникают теневые структуры, самостоятельно регулирующие отношения собственности.

Цивилизованной формой, структурирующей обмен между двумя экономическими агентами па основе спецификации обмениваемых прав и взятых на себя обязательств, служат контракты, основная особенность которых — соглашение, договор между экономическими агентами. Предпосылкой заключения соглашения служит определенный уровень доверия, которое само по себе не может быть результатом соглашения, а основано на ожиданиях экономических агентов, формируемых на основе собственного опыта и опыта предшественников, конкурентов и т.н. Следует отметить, что доверие не обязательно связано с рациональностью повеления экономических агентов. Пример формирования доверия в банковском бизнесе свидетельствует о тесном взаимодействии формальных и неформальных институциональных норм. Нормы доверия относятся к неформальным институциональным нормам координации действия экономических субъектов. Резюмируя, можно отметить недостаточность существующих норм доверия для рыночной координации. Сложившееся обстоятельство можно преодолеть только созданием формальных институтов, в основе которых лежат нормы доверительных отношений, важную роль при этом может сыграть принятие закона о гарантировании вкладов граждан. Другим способом развития норм доверия в банковской деятельности является совместное участие в саморегулируемых профессиональных ассоциациях. В частности, в России действует Ассоциация российских банков (АРБ) и другие банковские ассоциации. В АРБ в настоящее время входят 75% российских банков и их филиалов. Положительную роль должно также сыграть создание в России различных банковских клубов, например «Клуба банковских аналитиков". Итак, деперсонифицированные отношения в банковском бизнесе основаны на доверии, деловой репутации экономических агентов и правовых контрактах.

Трансакционные издержки банковской системы.

Применительно к банковской системе трансакционные издержки — это затраты на эксплуатацию банковской системы. В ходе привлечения и размещения банками временно свободных денежных средств происходят спецификация и защита прав собственности, поиск наиболее выгодных вложений денежных средств и оценка банковских рисков. Поскольку клиент передает банку денежные средства во временное пользование, а банк размещает привлеченные ресурсы от своего имени и за свой счет, возникают проблемы защиты прав собственности, поиска информации, оценки рисков, контроля за исполнением банковских договоров и применения санкций в случае их нарушения.

Эффективность банковской системы можно оценить по величине и структуре следующих трансакционных издержек:

— на заключение контрактов (физические, умственные, организационно-технические и др.);

— на защиту и спецификацию прав собственности (государству, частным фирмам, теневым структурам);

— на поиск информации и оценку рисков;

— на подчинение формальным институтам (получение лицензий, предоставление отчетности, отчисление и фонд обязательных резервов и др.);

— на подчинение неформальным институтам (рэкет, коррупция, ведение двойной бухгалтерии и др.)

В переходных экономиках резкий рост трансакционных издержек объясняется следующими причинами:

- увеличением затрат  в связи с проблемами по  спецификации и защите прав собственности;

- растаскиванием государственной собственности и образованием многочисленных посреднических звеньев,

- усилением коррупции и расширением сферы деятельности теневых структур;

- неразвитой информационной  системой;

- невысоким уровнем  доверия к обязательности партнеров.

О большом значении трансакционных издержек в современной банковской системе России свидетельствует высокий уровень процентных ставок, учитывающих риски экономических агентов. Так, например, процентные ставки по предоставленным кредитам в 2000 г. в США варьировались в диапазоне 8,5—9,5 % годовых; Германии — 9,01—10,3 %; Китае - 8,5-9,5%, Литве - 10,66-13,85%. В России средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам, предприятиям и организациям (в рублях, по всем срокам), находились в пределах 21,9—38,5 % годовых16.

Другой показатель высокого уровня трансакционных издержек в российской банковской системе — уровень операционных расходов банков к их активам. Исследование аудиторской компании Arthur Andersen показывает, что у российских банков отношение операционных расходов (затрат на собственную деятельность) к активам вдвое больше, чем у западных, и составляет в среднем 7—10% от их активов, тогда как в развитых странах этот показатель 3—5%. По мнению главного эксперта Центра экономического анализа «Интерфакса» М. Матовникова затраты российских коммерческих банков от их активов равны 5-7%.

Для снижения трансакционных издержек современной российской банковской системы необходимы следующие мероприятия:

— более полное и достоверное  предоставление информации о финансовом состоянии банков и заемщиков с целью снижения затрат на поиск информации и оценку рисков;

— государственная ответственность за регистрацию прав собственности и сделок по ее передаче;

— совершенствование  процедуры банкротства кредитных  организаций;

— проведение открытых конкурсов  и аукционов по продаже государственной собственности и выдаче государственных заказов;

— эффективная стоимостная  оценка объектов собственности, необходимая для спецификации прав собственности.

Важным направлением снижения трансакционных издержек стало  развитие инфраструктуры рынка банковских услуг. Целесообразно создавать специализированные фирмы, обслуживающие банковские институты, например, организации, занимающиеся куплей-продажей банковских долгов и производных финансовых инструментов на основе кредитов, слияния и поглощения банков, разработки и внедрения новых компьютерных технологий. Обслуживающие банки институты могут разделить с ними финансовые риски. Банки могут снизить кредитные риски разными способами, в частности конвертацией ссуд в ценные бумаги и дальнейшей их продажей. Поэтому нужны фирмы, которые занимались бы секьюритизацией и продажей долгов и ссуд банков. Все большее место в международной банковской практике занимает продажа производных финансовых инструментов на основе кредитов, в частности, так называемых «свопов» . Услуга по принятию учреждением риска невыполнения заемщиком обязательств обходится банкам в пятую часть суммы, которую им пришлось бы зарезервировать под кредиты, если бы такой договоренности не существовало. В целях стандартизации контрактов с данными производными финансовыми инструментами и минимизации спорных ситуаций и судебных разбирательств Международная ассоциация банков, специализирующаяся на своих и производных финансовых инструментах, выпустила проект соглашения об основных условиях свопов и четко определила понятие «кредитный случай» для соглашения о кредитном риске.

Другое важное условие  эффективного проведения в России трансформационных реформ — поддержание разнообразных институциональных норм. В условиях функционирования переходных норм и отсутствия эффективных долгосрочных институтов вследствие определенного периода их создания важно использовать весь имеющийся арсенал эффективных институциональных норм. Целесообразно также учитывать положительный исторический опыт функционирования тех или иных институтов в России, в  том числе и институтов банковской системы. Наглядный пример - использование в России в конце XIX - начале XX веков разнообразных организационно-правовых форм кредитных организаций, инструментов регулирования их деятельности и системы ответственности.

Поэтому важным направлением современного институционального развития является создание многоукладной банковской системы: по организационно-правовым формам учреждений, по способам формирования капиталов и их величине, по способам предоставления и видам банковских услуг. Различные способы предоставления и виды банковских услуг предполагают функционирование как универсальных, так и специализированных кредитных организаций. Для всех коммерческих банков должен действовать принцип равных конкурентных условий. Одной из важнейших задач государственной политики в отношении банковского сектора служит создание благоприятных условий для формирования в банковском секторе здоровой конкурентной среды.

Информация о работе Современное состояние банковской системы России, основные проблемы и перспективы развития