Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель: рассмотреть комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.
Задачи:
1. определить условия наиболее эффективного государственного финансового регулирования;
2. проанализировать влияние различных форм финансового регулирования на основные экономические показатели;
3. определить проблемы и уровень развития финансовой политики России на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства…………5
Сущность, цели и задачи финансовой политики………………….5
Структура финансовой системы Российской Федерации……….11
Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………………18
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования…………………….18
2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. Денежно-кредитная политика России в средней долгосрочной перспективе……………………………………………………...28
2.3. Налоговая политика Российской Федерации как способ стимулирования экономического роста………………………………………..33
Глава 3. Современная финансовая политика России………………………….41
3.1. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51
Важнейшей составной частью финансовой системы является налоговая политика. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объёма ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых для государства и участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
Бюджетная политика призвана установить оптимальные взаимоотношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, распределять расходы между бюджетами разных уровней, управлять государственным долгом и так далее.
В процессе экономического
регулирования государство
Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землёй, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от цен на товары и услуги названных отраслей.
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Она во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.
Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
Главная задача инвестиционной политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Её основными целями являются: изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда, изменение объёма экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами.
В качестве главной цели
финансовой политики государства могут
выступать только общие интересы
всего населения – повышение
благосостояния каждого человека. В
результате кризиса 1998 года произошло
перераспределение финансовых ресурсов
и накопленного национального богатства
среди узкой группы лиц из сферы
финансово-банковского сектора, а
благосостояние основной массы населения,
наоборот, ухудшилось. Это шло «в
разрез» с основой целью
Целью финансовой политики
является наиболее полная мобилизация
финансовых ресурсов, необходимых для
удовлетворения насущных потребностей
общества. Финансовая политика призвана
создать благоприятные условия
для активизации
В отдельных регионах и на разных этапах развития экономики может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.
Целью финансовой политики российского государства должно быть увеличение уровня реальных доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране и на уровне каждого региона.
Таким образом, к основным целям финансовой политики следует отнести:
1. повышение объёма и
эффективности использования
2. оздоровление и структурная перестройка экономики;
3. достижение более высокого
уровня жизни населения на
основе развития отраслей
Также выделяют такие цели, как снижение темпов инфляции, сглаживание экономических циклов (использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Но по своей сути они являются способами достижения улучшения уровня жизни всего населения.
К основным задачам финансового регулирования экономики можно отнести:
Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.
«Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют её на три вида:
1. Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени.
2. Если же правительство
использует меры фискальной
3. В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью предотвращения кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом».3
Реализация финансовой политики проводится в 3 этапа:
1. определение её целей и выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
2. обеспечение необходимой величины ресурсов и выработка для этого наиболее рациональных путей их достижения;
3. реализация конкретных
практических действий для
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.
Существует 2 типа финансовой политики:
1. дискреционная политика
(проводимая непосредственно
2. недискреционная политика (встроенные стабилизаторы).
Под недискреционной политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Также к ней относят следующие стабилизаторы: социальные выплаты, включая пособия по безработице, благотворительные выплаты; программы помощи фермерам (при кризисе перепроизводства экономики государство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции); эффект надёжности компаний (сохранение уровня выплачиваемых дивидендов при резком изменении доходов); инертность склонности к потреблению.
Но регулирование экономики нельзя осуществлять только при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики необходимо.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Её основными орудиями являются: общественные работы и другие программы, связанные с расходами (следует отметить, что это орудие является неэффективным); социальные программы; правительственные закупки (стимулирует развитие промышленности); государственные инвестиции; изменение расходов трансфертного и перераспределительного типа; управление налоговым гнётом (определение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот и т.д.).
1.2. Структура финансовой системы Российской Федерации
Согласно автору книги «Финансы» В.М. Родионовой «финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование».4