Современная финансовая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.
Задачи:
1. определить условия наиболее эффективного государственного финансового регулирования;
2. проанализировать влияние различных форм финансового регулирования на основные экономические показатели;
3. определить проблемы и уровень развития финансовой политики России на современном этапе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства…………5
Сущность, цели и задачи финансовой политики………………….5
Структура финансовой системы Российской Федерации……….11

Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………………18
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования…………………….18
2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. Денежно-кредитная политика России в средней долгосрочной перспективе……………………………………………………...28
2.3. Налоговая политика Российской Федерации как способ стимулирования экономического роста………………………………………..33

Глава 3. Современная финансовая политика России………………………….41
3.1. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики………………………………………………………………………….41

Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 249.53 Кб (Скачать)

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

  1. государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;
  2. финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
  3. страхование;
  4. кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая из этих сфер имеет  организационную структуру и  складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы –  государственных финансов – относятся  к централизованным финансам и используются для регулирования экономики  и финансовых распределительных  отношений на макроуровне, а местные  финансы – соответственно на местном  уровне управления.

Звенья второй сферы (финансы  хозяйствующих субъектов) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений  на микроуровне.

Страхование включает различные  формы и виды страхования (добровольное, обязательное, личное, имущественное  и т.д.).

Кредитно-банковская сфера  состоит из банков и иных кредитных  учреждений страны. К финансовой системе  страны относятся государственные  финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.

Структура финансовой системы, сложившейся в РФ в результате рыночных преобразований 90-х годов, и система государственных финансовых органов (Приложение 1).

Разграничение финансовой системы  на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями  функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и  использования фондов денежных средств  и, следовательно, особой ролью в  финансовой системе.

В составе государственных  финансов выделяются государственные  финансы на федеральном уровне, включающие государственный (федеральный) бюджет РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов и государственный кредит, и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне), включающие госбюджеты субъектов  РФ и бюджеты государственных  территориальных внебюджетных фондов.

Эти две подсистемы различаются  методами формирования и использования  фондов денежных средств. Государственные  финансы на федеральном уровне –  это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путём  распределения и перераспределения  национального дохода, созданного в  отраслях материального производства (финансах предприятий). Необходимость  концентрации в распоряжении государства  значительной части финансовых ресурсов вызвана той же важной ролью, которое  оно выполняет в области экономического и социального развития страны. Формами  использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства  при решении экономических, политических и социальных задач.

Объединяющей основой  единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку  они непосредственно участвуют  в процессе материального производства. Источником централизованных государственных  фондов денежных средств выступает  национальный доход, создаваемый в  сфере материального производства, т.е. на тех же предприятиях. Аккумулировав  за счёт предприятий сферы материального  производства средства в централизованных государственных фондах (например, в бюджете), государство часть  этих ресурсов направляет также на развитие материального производства, но уже наиболее необходимых в данное время отраслей экономики.

Государственные и местные  финансы включают бюджетную систему (государственные бюджет, бюджеты  субъектов РФ, местные бюджеты, государственные  внебюджетные фонды) и государственный  кредит.

Государственный (федеральный) бюджет РФ – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства, это главное звено всей финансовой системы. Он представляет собой централизованный денежный доход государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики, а в расходной – направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Государственный бюджет обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения. По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере её экономического строя и материальном положении основной части населения.

В настоящее время бюджетная  система России состоит из бюджетов трёх уровней:

  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

 Государственный (федеральный)  бюджет на соответствующий год  разрабатывается и утверждается  в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации  (территориальные бюджеты) – в  форме законов субъектов Федерации;  местные бюджеты – в форме  правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований. Правовую основу бюджетной политики в России составляют Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответствующий год и аналогичные законы местных органов власти.

Составным звеном государственных  финансов являются государственные внебюджетные фонды. Это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Их формирование осуществляется за счёт обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости  и установлены в процентах  к фонду оплаты труда. Общее число  федеральных внебюджетных фондов составляет более 40. Основными являются социальные – Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной  собственностью, но действуют как  самостоятельные финансово-кредитные  учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение – финансирование социальных услуг, предоставляемых населению. Наряду с государственными внебюджетными  фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счёт которых обеспечиваются потребности государства в решении  экономических задач. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

Организационно внебюджетные фонды отделены от федерального и  территориального бюджетов, имеют определённую самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счёт бюджета Россия использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Госкредит – это также внешние займы государства у зарубежных стран для покрытия дефицита бюджета.

Страхование как сфера финансовых отношений обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению. Наряду с государственными страховыми организациями страхование в стране осуществляют многочисленные акционерные страховые организации. Ведущую роль на страховом рынке России занимает достаточно надёжная государственная страховая компания Росгосстрах.

Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов – предприятий различных форм собственности. Хозяйствующие субъекты выступают основой финансовой системы, где формируется основная часть доходов, которые впоследствии перераспределяются по различным каналам народнохозяйственного комплекса.

В сфере финансов предприятий  выделяют следующие звенья финансовой системы:

  • финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
  • финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;
  • финансы государственных и муниципальных предприятий;
  • финансы общественных организаций (объединений).

Информация о работе Современная финансовая политика России