Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель: рассмотреть комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.
Задачи:
1. определить условия наиболее эффективного государственного финансового регулирования;
2. проанализировать влияние различных форм финансового регулирования на основные экономические показатели;
3. определить проблемы и уровень развития финансовой политики России на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства…………5
Сущность, цели и задачи финансовой политики………………….5
Структура финансовой системы Российской Федерации……….11
Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………………18
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования…………………….18
2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. Денежно-кредитная политика России в средней долгосрочной перспективе……………………………………………………...28
2.3. Налоговая политика Российской Федерации как способ стимулирования экономического роста………………………………………..33
Глава 3. Современная финансовая политика России………………………….41
3.1. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы – государственных финансов – относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне, а местные финансы – соответственно на местном уровне управления.
Звенья второй сферы (финансы
хозяйствующих субъектов) включают
децентрализованные финансы и используются
для регулирования и
Страхование включает различные формы и виды страхования (добровольное, обязательное, личное, имущественное и т.д.).
Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. К финансовой системе страны относятся государственные финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.
Структура финансовой системы,
сложившейся в РФ в результате
рыночных преобразований 90-х годов,
и система государственных
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
В составе государственных
финансов выделяются государственные
финансы на федеральном уровне, включающие
государственный (федеральный) бюджет
РФ, бюджеты государственных
Эти две подсистемы различаются
методами формирования и использования
фондов денежных средств. Государственные
финансы на федеральном уровне –
это централизованные фонды денежных
ресурсов, которые создаются путём
распределения и
Объединяющей основой
единой финансовой системы являются
финансы предприятий, поскольку
они непосредственно участвуют
в процессе материального производства.
Источником централизованных государственных
фондов денежных средств выступает
национальный доход, создаваемый в
сфере материального
Государственные и местные финансы включают бюджетную систему (государственные бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды) и государственный кредит.
Государственный (федеральный) бюджет РФ – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства, это главное звено всей финансовой системы. Он представляет собой централизованный денежный доход государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики, а в расходной – направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Государственный бюджет обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения. По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере её экономического строя и материальном положении основной части населения.
В настоящее время бюджетная система России состоит из бюджетов трёх уровней:
Государственный (федеральный)
Составным звеном государственных финансов являются государственные внебюджетные фонды. Это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.
Их формирование осуществляется
за счёт обязательных целевых отчислений.
Основные суммы отчислений во внебюджетные
фонды включаются в состав себестоимости
и установлены в процентах
к фонду оплаты труда. Общее число
федеральных внебюджетных фондов составляет
более 40. Основными являются социальные
– Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования, Государственный фонд
занятости населения, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования.
Эти фонды являются федеральной
собственностью, но действуют как
самостоятельные финансово-
Организационно внебюджетные фонды отделены от федерального и территориального бюджетов, имеют определённую самостоятельность.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счёт бюджета Россия использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Госкредит – это также внешние займы государства у зарубежных стран для покрытия дефицита бюджета.
Страхование как сфера финансовых отношений обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению. Наряду с государственными страховыми организациями страхование в стране осуществляют многочисленные акционерные страховые организации. Ведущую роль на страховом рынке России занимает достаточно надёжная государственная страховая компания Росгосстрах.
Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов – предприятий различных форм собственности. Хозяйствующие субъекты выступают основой финансовой системы, где формируется основная часть доходов, которые впоследствии перераспределяются по различным каналам народнохозяйственного комплекса.
В сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы: