Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель: рассмотреть комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.
Задачи:
1. определить условия наиболее эффективного государственного финансового регулирования;
2. проанализировать влияние различных форм финансового регулирования на основные экономические показатели;
3. определить проблемы и уровень развития финансовой политики России на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства…………5
Сущность, цели и задачи финансовой политики………………….5
Структура финансовой системы Российской Федерации……….11
Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………………18
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования…………………….18
2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. Денежно-кредитная политика России в средней долгосрочной перспективе……………………………………………………...28
2.3. Налоговая политика Российской Федерации как способ стимулирования экономического роста………………………………………..33
Глава 3. Современная финансовая политика России………………………….41
3.1. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51
Рост расходов бюджетной системы будет сдерживаться за счет снижения других видов расходов в процентах к ВВП, в том числе:
Необходимым условием перехода экономики на инновационную траекторию развития является активная инвестиционная политика государства и, соответственно, более высокий уровень государственных инвестиций в развитие страны по сравнению с текущим уровнем. Основная доля этих инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь, в транспортную, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Кроме того, развитие отраслей образования и здравоохранения потребует значительного роста инвестиций в социальную инфраструктуру.
2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. Денежно-кредитная политика России в средне- и долгосрочной перспективе.
Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Её цель – регулирование экономики посредством воздействие на состояние денежного обращения.
Формирование гибкого
Основным объектом денежно-кредитного
регулирования со стороны центрального
банка выступает совокупная наличная
и безналичная денежная масса
в экономике, от динамики которой
зависит изменение различных
компонентов совокупного
Основными инструментами денежно-
1. установление обязательств (минимальных) резервных требований;
2. учётная (процентная) политика (рефинансирование коммерческих банков);
3. операции на открытом рынке.
Основные тенденции денежно-
Объем денежной массы в национальном определении по состоянию на 1 июня 2008 года составил 13724,5 млрд. руб., увеличившись за первые пять месяцев 2008 года на 3,4% (в январе–мае 2007 года – на 18,9%).
В структуре рублевой денежной массы продолжились позитивные изменения. За первые пять месяцев 2008 года доля наличных денег в обращении снизилась на 1,3 процентного пункта (до 26,6% на 1.06.2008) в результате уменьшения объема наличных денег в обращении на 1,2% при росте безналичных средств в составе М2 на 5,2% (в январе–мае 2007 года наблюдалось увеличение обеих составляющих – на 4% и 25,6% соответственно).
Доля срочных депозитов
В январе–мае 2008 года динамика рублевых депозитов нефинансовых организаций существенно замедлилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 года (за пять месяцев 2008 года объем депозитов нефинансовых организаций в национальной валюте увеличился на 2,9%, тогда как в январе–мае 2007 года – на 39%). При этом рост срочных рублевых депозитов нефинансовых организаций составил 13,7%, их депозиты до востребования сократились на 2,5% (в январе-мае 2007 наблюдался рост на 22,7% и 44,9% соответственно).
Темпы прироста вкладов населения в национальной валюте в январе–мае 2008 года уменьшились по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в 1,7 раза (7,8% и 13,3% соответственно). Срочные депозиты населения в национальной валюте в январе–мае 2008 года возросли на 8,9%, вклады до востребования – на 3,3% (в январе–мае 2007 года их прирост составил 15,3% и 5,2% соответственно).
Депозиты населения в
Сформировавшаяся динамика депозитов
в иностранной валюте предопределила
опережающие темпы роста
Основными источниками роста широкой
денежной массы, рассчитанной с учетом
депозитов в иностранной
Объем денежной базы в широком определении,
характеризующей денежное предложение
со стороны органов денежно-
В июне 2008 года ситуация с ликвидностью банковского сектора была достаточно спокойной: ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях находилась в основном в пределах 3,1–3,7% годовых с повышением до 5,0% годовых в середине месяца. Среднее значение однодневной ставки MIACR в июне 2008 года снизилось до 3,64% годовых по сравнению с 3,71% годовых в мае 2008 года. В июне потребность кредитных организаций в рефинансировании со стороны Банка России снизилась. Объем операций прямого РЕПО сократился до 45,4 млрд. руб. (в мае 2008 года – 145,1 млрд. руб.). Банки также предъявляли спрос на ломбардные и однодневные расчетные кредиты. Для обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты, среднедневной объем которых в июне составил 59 млрд. руб. (в мае – 62 млрд. рублей).
В целях создания условий для замедления инфляции Банк России с 10 июня 2008 года повысил ставку рефинансирования с 10,5% до 10,75% годовых; одновременно на 0,25 процентного пункта были повышены процентные ставки по операциям абсорбирования и предоставления ликвидности.
«Направления совершенствования денежно-кредитной политики России, предполагают осуществление комплекса взаимозависимых и взаимоувязанных мероприятий, направленных на расширение денежного предложения во всех отраслях и сферах, параллельно с созданием условий для эффективного использования ликвидности для модернизации российской экономики (см. Приложение 2)».10
Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5–6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).
Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Ускорение инфляции, а также ожидаемые
в предстоящий период внешние
и внутренние макроэкономические условия
подтверждают необходимость осуществления
более гибкой курсовой политики и
активного использования
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России.