Современная финансовая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.
Задачи:
1. определить условия наиболее эффективного государственного финансового регулирования;
2. проанализировать влияние различных форм финансового регулирования на основные экономические показатели;
3. определить проблемы и уровень развития финансовой политики России на современном этапе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства…………5
Сущность, цели и задачи финансовой политики………………….5
Структура финансовой системы Российской Федерации……….11

Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………………18
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования…………………….18
2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. Денежно-кредитная политика России в средней долгосрочной перспективе……………………………………………………...28
2.3. Налоговая политика Российской Федерации как способ стимулирования экономического роста………………………………………..33

Глава 3. Современная финансовая политика России………………………….41
3.1. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики………………………………………………………………………….41

Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 249.53 Кб (Скачать)

Рост расходов бюджетной системы  будет сдерживаться за счет снижения других видов расходов в процентах  к ВВП, в том числе:

  • доля расходов на содержание государственных учреждений будет снижаться, в первую очередь, вследствие проводимых мероприятий административной реформы, направленных на создание оптимальной системы государственного управления, а также замедления роста тарифов на услуги естественных монополий и реализации мероприятий по энергосбережению. При этом заработная плата работников бюджетной сферы и денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц в реальном выражении будет увеличиваться;
  • расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности в процентах ВВП будут снижаться умеренными темпами. Учитывая, что к началу второго десятилетия содержание военной организации будет сбалансированным, увеличение объема товаров, работ и услуг в сопоставимых ценах будет незначительным, поэтому расходы на содержание будут расти медленнее, чем рост экономики. Вместе с тем темпы роста расходов на содержание будут превышать темпы инфляции. Одновременно предполагается сохранение тенденции к улучшению соотношения расходов на оснащение и содержание военной организации.

Необходимым условием перехода экономики  на инновационную траекторию развития является активная инвестиционная политика государства и, соответственно, более высокий уровень государственных инвестиций в развитие страны по сравнению с текущим уровнем. Основная доля этих инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь, в транспортную, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Кроме того, развитие отраслей образования и здравоохранения потребует значительного роста инвестиций в социальную инфраструктуру.

 

2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. Денежно-кредитная политика России в средне- и долгосрочной перспективе.

 

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Её цель – регулирование экономики посредством воздействие на состояние денежного обращения.

Формирование гибкого механизма  денежно-кредитного регулирования  экономики является основой развития и устойчивого функционирования банковской системы. Денежно-кредитная  политика позволяет центральному банку  эффективно воздействовать на хозяйственную  активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса  в экономике, от динамики которой  зависит изменение различных  компонентов совокупного платёжеспособного  спроса. Поскольку деньги на современном  этапе развития носят кредитный  характер, т.е. денежная масса в основном создаётся в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование  структуры и объёма денежного  оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих  методов и инструментов.

Основными инструментами денежно-кредитной  политики Центрального банка РФ являются:

1. установление обязательств (минимальных)  резервных требований;

2. учётная (процентная) политика (рефинансирование  коммерческих банков);

3. операции на открытом рынке.

Основные тенденции денежно-кредитной  сферы в первые месяцы 2008 года формировались  в условиях продолжающегося экономического роста, опирающегося на расширение внутреннего  спроса.

Объем денежной массы в национальном определении по состоянию на 1 июня 2008 года составил 13724,5 млрд. руб., увеличившись за первые пять месяцев 2008 года на 3,4% (в январе–мае 2007 года – на 18,9%).

В структуре рублевой денежной массы  продолжились позитивные изменения. За первые пять месяцев 2008 года доля наличных денег в обращении снизилась  на 1,3 процентного пункта (до 26,6% на 1.06.2008) в результате уменьшения объема наличных денег в обращении на 1,2% при  росте безналичных средств в  составе М2 на 5,2% (в январе–мае 2007 года наблюдалось увеличение обеих составляющих – на 4% и 25,6% соответственно).

Доля срочных депозитов нефинансовых организаций и населения в  объеме денежного агрегата М2 за январь-май 2008 года увеличилась на 2,7% – до 42,6% на 1.06.2008. При этом совокупный объем срочных депозитов нефинансовых организаций и населения в рублях в январе–мае 2008 года увеличился на 10,4%, а депозитов до востребования в рублях снизился на 1,2% (в январе–мае 2007 года темпы прироста соответствующих групп депозитов составили 17% и 36 процентов).

В январе–мае 2008 года динамика рублевых депозитов нефинансовых организаций существенно замедлилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 года (за пять месяцев 2008 года объем депозитов нефинансовых организаций в национальной валюте увеличился на 2,9%, тогда как в январе–мае 2007 года – на 39%). При этом рост срочных рублевых депозитов нефинансовых организаций составил 13,7%, их депозиты до востребования сократились на 2,5% (в январе-мае 2007 наблюдался рост на 22,7% и 44,9% соответственно).

Темпы прироста вкладов населения  в национальной валюте в январе–мае 2008 года уменьшились по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в 1,7 раза (7,8% и 13,3% соответственно). Срочные депозиты населения в национальной валюте в январе–мае 2008 года возросли на 8,9%, вклады до востребования – на 3,3% (в январе–мае 2007 года их прирост составил 15,3% и 5,2% соответственно).

Депозиты населения в иностранной  валюте за январь–май 2008 года увеличились в долларовом эквиваленте на 25% (в соответствующем периоде предыдущего года рост составил 0,3%). Депозиты нефинансовых организаций в иностранной валюте за пять первых месяцев 2008 года увеличились в долларовом эквиваленте на 32,4% (в январе–мае 2007 года их прирост составил 12,2 процента).

Сформировавшаяся динамика депозитов  в иностранной валюте предопределила опережающие темпы роста широкой  денежной массы (денежного агрегата М2Х) по сравнению с агрегатом  М2 – за пять месяцев 2008 года она увеличилась на 5,4%, в том числе за май – на 3,7% (в аналогичном периоде годом ранее соотношение их темпов прироста было обратным).

Основными источниками роста широкой  денежной массы, рассчитанной с учетом депозитов в иностранной валюте, в январе–мае 2008 года были увеличение требований к нефинансовым организациям и населению на 1,9 трлн. руб. (14,6%) и прирост чистых иностранных активов на 1,2 трлн. руб. (12,2 процента).

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение  со стороны органов денежно-кредитного регулирования, в 1 полугодии 2008 года сократился на 1,6% (в соответствующем периоде предыдущего года наблюдался прирост на 24,7%). Совокупные банковские резервы за январь-июнь 2008 года сократились на 114,1 млрд. руб., или на 6,3% (за аналогичный период 2007 года наблюдалось их увеличение на 57,9%). При этом остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизились почти на 210 млрд. руб., задолженность по облигациям Банка России – на 77 млрд. руб. В то же время депозиты кредитных организаций в Банке России возросли на 99 млрд. руб., их средства на счетах обязательных резервов – на 138,7 млрд. рублей.

В июне 2008 года ситуация с ликвидностью банковского сектора была достаточно спокойной: ставка MIACR по однодневным  кредитам в рублях находилась в основном в пределах 3,1–3,7% годовых с повышением до 5,0% годовых в середине месяца. Среднее значение однодневной ставки MIACR в июне 2008 года снизилось до 3,64% годовых по сравнению с 3,71% годовых в мае 2008 года. В июне потребность кредитных организаций в рефинансировании со стороны Банка России снизилась. Объем операций прямого РЕПО сократился до 45,4 млрд. руб. (в мае 2008 года – 145,1 млрд. руб.). Банки также предъявляли спрос на ломбардные и однодневные расчетные кредиты. Для обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты, среднедневной объем которых в июне составил 59 млрд. руб. (в мае – 62 млрд. рублей).

В целях создания условий для  замедления инфляции Банк России с 10 июня 2008 года повысил ставку рефинансирования с 10,5% до 10,75% годовых; одновременно на 0,25 процентного пункта были повышены процентные ставки по операциям абсорбирования и предоставления ликвидности.

«Направления совершенствования денежно-кредитной политики России, предполагают осуществление комплекса взаимозависимых и взаимоувязанных мероприятий, направленных на расширение денежного предложения во всех отраслях и сферах, параллельно с созданием условий для эффективного использования ликвидности для модернизации российской экономики (см. Приложение 2)».10

Банк России и Правительство  Российской Федерации в вариантах  развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят  из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие  три года основной задачей денежно-кредитной  политики является последовательное снижение инфляции до 5–6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

Банк России намерен в указанный  период в основном завершить переход  к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Ускорение инфляции, а также ожидаемые  в предстоящий период внешние  и внутренние макроэкономические условия  подтверждают необходимость осуществления  более гибкой курсовой политики и  активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов  будет оставаться важным индикатором  для оценки монетарных условий и  среднесрочного тренда инфляции.

Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния  экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет  постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям  Банка России.

Информация о работе Современная финансовая политика России