Современная финансовая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.
Задачи:
1. определить условия наиболее эффективного государственного финансового регулирования;
2. проанализировать влияние различных форм финансового регулирования на основные экономические показатели;
3. определить проблемы и уровень развития финансовой политики России на современном этапе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства…………5
Сущность, цели и задачи финансовой политики………………….5
Структура финансовой системы Российской Федерации……….11

Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе………………………………………………………………18
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования…………………….18
2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики. Денежно-кредитная политика России в средней долгосрочной перспективе……………………………………………………...28
2.3. Налоговая политика Российской Федерации как способ стимулирования экономического роста………………………………………..33

Глава 3. Современная финансовая политика России………………………….41
3.1. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики………………………………………………………………………….41

Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 249.53 Кб (Скачать)

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа  кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

«Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования».11

Особое значение Банк России придает  формированию доверия общества к  осуществляемой денежно-кредитной  политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

 

2.3. Налоговая политика РФ как способ стимулирования экономического роста

Современная система налогообложения  многоступенчата, имеет национальную и региональную специфику. Структура  налогов достаточно сложна. Различают  две основные группы налогов: прямого  и косвенного действия. В первом случае плательщиками налогов выступают  владельцы факторов производства, во втором случае – потребители товаров  и услуг.

 «К налогам прямого действия относятся налог на прибыль предприятия, дивиденды, биржевые операции, депозиты; налог на трудовые доходы, заработную плату и социальное страхование; земельный налог и налог на имущество. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы на товары и услуги, таможенные тарифы, пошлины и сборы при оказании услуг».12

Принцип обязательности уплаты налога закреплён в ст. 57 Конституции  РФ и в ст.3 первой части НК РФ: «Каждое лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы».

Налоговая политика государства – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством в области формирования налоговой системы страны и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения  налоговых доходов в целях  изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходов населения.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства  финансовыми ресурсами; созданию условий  для регулирования хозяйства  страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства  в уровнях доходов населения.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД) страны.

Налоговый механизм используется для выравнивания уровня развития страны по регионам, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых районах  путём частичного или полного  освобождения от налогов находящихся  там предприятий, предоставления им возможности ускоренной амортизации  основных средств и т.д.

Россия по уровню среднедушевных налогов попадает в категорию стран, занимающих последние места в разряде развитых стран, но по доле налоговых изъятий тянется за высокоразвитыми странами – более 30% ВВП. Соответственно размер налогов, приходящихся на каждую душу населения, составляет примерно 1 тыс. долл., и предполагается, что государство в адекватных размерах обслуживает нужды и защищает интересы каждого гражданина.

На современном этапе  первостепенное значение налоговой  политики заключается в том, что  она служит инструментом реализации экономической политики страны.

Правовую основу налоговой  системы России, включающей перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а  также весь комплекс взаимоотношений  с налогоплательщиками и их агентами, составляет Налоговый кодекс РФ. Его  главная задача заключается в  упорядочении, сведении воедино многочисленных нормативно-законодательных актов.

Наиболее важные реформы  налоговой системы были реализованы  в программе 2000–2002 гг.:

  • отмена неэффективных «оборотных» налогов;
  • существенное снижение налогообложения фонда оплаты труда за счёт введения пропорциональной шкалы и снижения социальных отчислений;
  • новый режим и снижение ставки налога на прибыль;
  • введение налога на добычу полезных ископаемых;
  • реформирование системы налогообложение малого бизнеса;
  • отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.

Когда говорят о неблагоприятном  инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно  существенное, но немногим тяжелее, чем  в большинстве европейских стран.

Применение российского режима налогообложения, известного иностранным  инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных  формах, следует подчеркнуть, что  прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего, активизируется деятельность частного сектора, расширяется выход  на внешние рынки и облегчается  доступ к новым технологиям и  методам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.

В целом характеризуя законодательство в области налогообложения иностранных  компаний, можно сказать, что с  каждым годом оно становится всё  более приближённым к западным стандартам. Однако при всём приближении к западным стандартам в российском законодательстве существуют уникальные моменты, не имеющие аналогов в других странах (как, например, положение о необложении доходов иностранных юридических лиц по внешнеторговым контрактам, по которым право собственности переходит за территорию России).

Процессы снижения налоговых ставок идут практически во всех странах, и  наиболее продвинувшиеся в этом направлении  достигают больших успехов в  экономическом и социальном развитии, т.к. привлекают значительную долю иностранных  инвестиций.

Помимо долларовых инвестиций, иностранные  компании начали осуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса  национальной валюты, а с другой – о начале процесса реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами от предпринимательской деятельности на территории России.

На данный момент ставки основных российских налогов таковы: НДС–18%, причём для некоторых продовольственных  товаров ставка снижена до 10%, а  для экспортируемых товаров составляет 0%; подоходный налог равен 13%, налог  на прибыль – 20% (в некоторых случаях  может быть снижена, но не ниже 13,5%); НДПИ для различных ресурсов варьируется  от 0 до 16,5%.

Главной стратегической задачей  налоговой политики является переход  от налогообложения фискального  типа к системе, учитывающей и  согласовывающей финансовые интересы и потребности всех участников налогового процесса.

«Для совершенствования российской налоговой системы в среднесрочной перспективе предполагается реализовать следующие цели:

1.   Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

2. Унификация налоговых  ставок, повышение эффективности  и нейтральности налоговой системы  за счет внедрения современных  подходов к налоговому администрированию,  оптимизации применяемых налоговых  льгот и освобождений, интеграции  российской налоговой системы  в международные налоговые отношения».13

Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой  политики, которые успешно функционируют  во многих зарубежных странах, свидетельствуют  не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем  лежат вне системы принятия решений  в отношении налоговой политики.

В среднесрочной перспективе  предполагается принимать последовательные меры по исправлению недостатков  налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер  будет их тесная координация с  социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Основным направлением совершенствования  налоговой политики должно стать  усиление стимулирующего влияния налоговой  системы на рост экономики и развитие инновационной активности.

Для реализации инновационного пути развития экономики Российской Федерации  необходимы следующие изменения  условий налогообложения:

1. Индексация пороговых уровней  для исчисления налоговой базы  единого социального налога и  страховых взносов в Пенсионный  фонд Российской Федерации с  целью поддержания эффективного  тарифа на уровне около 22 процентов.

Информация о работе Современная финансовая политика России