Рынок ценных бумаг Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить структуру рынка ценных бумаг, а также раскрыть роль фондового рынка в экономическом развитии РК.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи: 1. определить сущность и виды ценных бумаг; 2. рассмотреть становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане; 3. Изучить современное состояние рынка ценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке; 4. исследовать проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Казахстане; 5. раскрыть роль ценных бумаг в обеспечении экономического развития РК.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, казахстанский рынок ценных бумаг в последнее время является объектом критики и пессимизма. Основной причиной такого отношения стало разочарование общественности в фондовом рынке. А это в свою очередь означает, что необходима точная и эффективная программа по решению проблем непосредственно связанных с рынок ценных бумаг. 
 

     3.2 Перспективы рынка  ценных бумаг 
 

     В целях активизации фондового рынка Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам разработала проект программы развития фондового рынка на 1999 - 2000 гг., который направлен для обслуживания заинтересованным министерствам и ведомствам. Новая программа обращена на формирование фондового рынка в качестве эффективного механизма мобилизации и перераспределения средств отечественных и иностранных инвесторов, привлечения инвестиций в реальную экономику Казахстана.

     Одна из основных ее задач  – совершенствование регулирования фондового рынка и финансового рынка в целому.

    Ожидается, что в нынешнем году процесс развития казахстанского рынка

ценных  бумаг будет носить эволюционный характер. В этот период, скорее всего, не произойдет усиления стагнационных процессов. Наиболее вероятным сценарием развития событий представляется увеличение объемов сделок с наиболее популярными ценными бумагами.

     Представляются вероятными следующие изменения в инфраструктуре рынка ценных бумаг: количество небанковских организаций к концу 2008 г. составит не более 10 - 15, на базе KASE и Центрального депозитария будет создана общереспубликанская торгово - расчетная система.

Которая будет позволять: во-первых, участвовать в биржевых торгах, находясь в любом регионе Казахстана, во-вторых, осуществлять различные сделки по способам их заключения и исполнения, в-третьих, обеспечивать высокую степень прозрачности фондового рынка.

     Сокращение количества брокеров-дилеров - небанковских организаций и регистраторов - не окажет негативного влияния на общее состояние рынка ценных бумаг, так как будет компенсировано обеспечением доступа клиентов из любых регионов Казахстана к их  услугам через посредников, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, и их действующими и потенциальными клиентами.

    Для полноценного функционирования рынка ценных бумаг необходимо создание механизма государственного регулирования фондового рынка, сочетающего в себе учет интересов инвесторов и государства, с максимально возможным его невмешательством в практику фондовой торговли. Следует постоянно изучать опыт других стран, чтобы в процессе развития рынка ценных бумаг избежать многих ошибок. Значительный импульс придаст участие иностранных инвесторов, помощь компетентных  международных организаций [29,c.124].

    В Казахстане было бы полезным при Национальной комиссии по ценным бумагам организовать специализированный отдел аналитиков, готовящих аналитическую информацию для открытой печати, что заинтересует и расширит возможности инвесторов для вложения свободных средств в ценные бумаги и послужит своеобразным "толчком" развития рынка ценных бумаг.

     Планируется: 1)обеспечить развитие внутренних институциональных инвесторов итаким образом решить проблему привлечения сбережений населения в экономику Казахстана; 2)повысить инвестиционную привлекательность казахстанских негосударственных ценных бумаг; 3)сбалансировать спрос и предложение на ценные бумаги, создав, с одной стороны, широкий выбор инструментов, а с другой, устойчивую инвесторскую базу; 4) завершить приватизацию государственных пакетов акций "голубых фишек".

     Еще раз подчеркнем, что для привлечения на фондовый рынок максимально широкого спектра инвесторов государство в большей степени будет ориентироваться на возможности внутренних инвесторов. Основная ставка может быть сделана на различные формы коллективного инвестирования. Государство также должно поддерживать иностранных портфельных инвесторов, ориентированных на долгосрочное присутствие на казахстанском рынке ценных бумаг. Необходимо защитить внутренний финансовый рынок с помощью контроля притока иностранных инвестиций в те или иные секторы экономики, а также их перераспределение, исходя из приоритетов государства.

    Отечественный рынок ценных бумаг должен предоставить гражданам республики возможность беспрепятственного участия в процессе становления рынка и использования ценных бумаг как альтернативного варианта инвестирования свободных финансовых ресурсов. Именно эти возможности позволят реализовать предлагаемую  Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам модель развития рынка ценных бумаг.

    В целом, при выполнении всех запланированных мероприятий  в Казахстане удастся создать все необходимые условия для развития рынка ценных бумаг в качестве  регулятора всех рыночных отношений и механизма мобилизации свободных финансовых ресурсов в различные отрасли и секторы экономики.

    Основными направлениями дальнейшего развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг, станут:

  1. снижение доходности государственных ценных бумаг;
  2. реструктуризация внутреннего долга в пользу более долгосрочных заимствований;
  3. расширение круга держателей государственных ценных бумаг;
  4. развитие сектора государственных ценных бумаг местных органов

управления (муниципальных ценных бумаг).

     Основным условием развития финансового рынка является снижение доходности государственных ценных бумаг, так как высокая доходность ведет не только к увеличению стоимости обслуживания государственного долга, но и повышает общий уровень цен на заемные ресурсы. Сейчас  многие коммерческие банки рассматривают рынок ГЦБ как наиболее надежный и в достаточной степени доходный объект вложения свободных финансовых ресурсов. Именно поэтому в своем арсенале они в большинстве случаев имеют два основных источника доходов - вклады в инструменты рынка государственных ценных бумаг и комиссионные за предоставление услуг. Все это значительно осложняет ситуацию с инвестированием реального сектора экономики.

    Необходимо отметить, что в процессе развития все же удалось значительно снизить доходность государственных ценных бумаг, за счет активизации на рынке накопительных пенсионных фондов данная тенденция, возможно, будет сохраняться. Однако достичь оптимального уровня доходности, соответствующего реальным возможностям экономической системы,на сегодняшний день пока не удалось.

     На сегодняшний день актуальным является  привлечение  на  рынок населения и нерезидентов. Что касается населения, то сегодня оно практически не участвует на рынке государственных долговых обязательств.

     В Казахстане по-прежнему основная доля государственных ценных бумаг

приобретается первичными дилерами за свой счет. Для привлечения сбережений населения необходимо использовать новые ликвидные инструменты, которые могут быть возвращены эмитенту в любое время или по истечении определенного срока держания. При этом важную роль играет стоимость государственных облигаций, которая должна быть минимальной, т.е. доступной большинству граждан.

     Перспектива участия иностранных  инвесторов на рынке ценных бумаг будет напрямую зависеть от умения преодолеть кризис доверия со стороны западных инвесторов, которые еще очень плохо знакомы с условиями и особенностями отечественного фондового рынка, чтобы в больших масштабах заняться операциями с новыми для них инструментами.

    Дальнейшее совершенствование рынка государственных долговых обязательств предполагает развитие сектора государственных ценных бумаг местных исполнительных органов [30,c.40].

     Превратить рынок муниципальных облигаций в мощное средство привлечения капитала можно лишь предпринимая меры по дальнейшему его совершенствованию:

1) необходимо решить макроэкономическую проблему, связанную с деньгами «под матрасом», которые необходимо заставить работать на  экономику страны.

2) нужно завершить формирование первоначальной нормативно правовой базы, регулирующей выпуск государственных ценных бумаг местных исполнительных органов, а также разработать стандарты бухгалтерского учета, которые сделают местные органы управления более прозрачными структурами.

3) рынку муниципальных ценных бумаг необходима эффективно организованная и функционирующая инфраструктура в лице профессионалов по проектированию, юридическому оформлению и рейтингованию займов.

4) эффективному функционированию рынка муниципальных ценных бумаг будет способствовать развитие местного самоуправления в республике.

    Потенциал рынка муниципальных ценных бумаг неограничен, и его  развитие может стать одним из ключевых компонентов роста экономики в ближайшие годы. Говоря о дальнейшем развитии рынка государственных ценных бумаг, нельзя не затронуть вопроса о перспективах заимствования на международных рынках капитала.

    Перспективы казахстанских еврооблигационных выпусков будут зависеть как от государственного подхода к регулированию внешних займов, так и от

тенденций развития мирового рынка после недавнего кризиса. Относительная выгодность еврооблигаций по отношению к внутренним государственным ценным бумагам будет зависеть, во-первых, от сравнительной динамики их доходности, во-вторых, от темпов прироста курсов иностранных валют.

    В будущем возможен выход на рынок еврооблигаций и квазисуверенных заемщиков в лице местных органов управления. Но для начала местным исполнительным органам необходимо приобрести достаточный опыт по выпуску ценных бумаг на внутреннем рынке. В Казахстане будет сформирована система государственного регулирования фондового рынка, позволяющая обеспечить эффективную защиту прав и охраняемых законом интересов инвесторов. Для создания реальных механизмов реализации данной задачи будет, прежде всего, усилена роль Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам как органа государственного регулирования рынка ценных бумаг. В этих целях в ходе реализации Программы: будут расширены полномочия Национальной комиссии в части регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг с предоставлением ей права на самостоятельное наложение административных санкций по отношению к данным участникам;

     Итак, говоря о прогнозах по дальнейшему развитию экономики Казахстана, ожиданиях правительства и перспективах экономического роста можно сделать следующий анализ.

     В текущем году темп реального роста ВВП ниже по сравнению с прошлым годом, что явилось следствием кризиса ликвидности мировой финансовой системы. По итогам полугодия он составил 5,1%, что соответствует запланированному коридору в 5-7%. Причем рост наблюдался во всех секторах экономики Казахстана: объемы промышленности и сельскохозяйственного производства увеличились на 3,8% и 4,2% соответственно, строительные услуги - на 12,5%. Продолжился рост отраслей сферы услуг, темп роста услуг связи составил 23,4%, операций с недвижимым имуществом - 5,1%. Эти показатели позволяют говорить о росте экономики Казахстана, несмотря на нестабильность мировой экономической системы.

     В целом ожидается, что аналогичные показатели сохранятся и на будущий год. Безусловно, внешние шоки в первой половине 2008 года обнажили системные проблемы в экономике и привели к замедлению темпов экономического роста. Из данного опыта были извлечены определенные уроки, с учетом которых предполагается корректировка экономической политики. В дальнейшем правительством предполагается переход от форсированного роста к умеренным темпам развития, то есть поддерживать реальный рост ВВП на уровне 5-7%. Такие темпы позволят обеспечить выполнение стратегической задачи, определенной в Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы по утроению ВВП к 2015 году по отношению к 2005 году.

     Сегодня уже нельзя так категорично  говорить, что рост экономики Казахстана обусловлен не только ростом цен на сырьевые товары. К примеру, в структуре ВВП доля всего сырьевого сектора за 2007 год составила лишь пятую часть. В том числе нефтегазового сектора - 18,5%. В I полугодии 2008 года доля сырьевого сектора составила 22,5%. В настоящее время весомый вклад в рост экономики вносят такие несырьевые отрасли, как строительство, сфера услуг.

     Кроме того, снижение уровня мировых цен на продовольственные и энергетические товары может иметь и положительное влияние. Учитывая, что на формирование цен на внутреннем рынке значительное влияние оказывает импорт инфляции, соответственно, снижение цен на мировых рынках будет оказывать понижающее воздействие на уровень внутренних цен.

     Что касается несырьевых отраслей, то правительством целенаправленно проводится политика, направленная на стимулирование их развития. Это должно постепенно снизить зависимость экономики от сырьевого сектора экономики в целом и нефтяного в частности. Да и переход на новую Концепцию формирования Национального фонда, произошедший два года назад, позволил снизить риск последствий от колебаний цен на нефть для бюджета страны.

Информация о работе Рынок ценных бумаг Республики Казахстан