Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить структуру рынка ценных бумаг, а также раскрыть роль фондового рынка в экономическом развитии РК.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи: 1. определить сущность и виды ценных бумаг; 2. рассмотреть становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане; 3. Изучить современное состояние рынка ценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке; 4. исследовать проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Казахстане; 5. раскрыть роль ценных бумаг в обеспечении экономического развития РК.
Говоря о республике нужно обязательно упомянуть,что рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно сокращать их объемы. В 1998 году прямое кредитование правительства было полностью прекращено, а весь правительственный долг перед Национальным банком был переоформлен в специальные десятилетние облигации МЕАКАМ. Со своей стороны с 1994 года министерство финансов начало переходить к неинфляционным методам финансирования дефицита бюджета заимствованию на внутреннем рынке путем выпуска ценных бумаг.
Первыми ГЦБ были трехмесячные казначейские обязательства. В течение первых 6 месяцев аукционы по ним проводились редко и нерегулярно, примерно один раз в месяц, но уже к концу года они стали проводиться еженедельно.
К 2000 году частота проведения аукционов по размещению ГЦБ министерства финансов увеличилась. Значительно выросли и объемы размещения. Если не учитывать специальные ценные бумаги МЕАКАМ и АВМЕАКАМ, то их годовой выпуск увеличился с 1995 года по 2000 год более чем в 6 раз, с Т10,5 до Т61,2 млрд. В 1999 году в связи с апрельской девальвацией тенге интерес к тенговым ГЦБ упал. Министерство финансов с целью поддержания рынка начало выпускать краткосрочные валютные ЦБ, а также осуществило выпуск специальных валютных облигаций АВ-МЕКАМ. В настоящее время краткосрочные валютные ценные бумаги полностью погашены, а пятилетние были конвертированы в мае 2000 года в еврооблигации.
Валютные ГЦБ не принесли их владельцам каких-либо сверхдоходов. Они имели повышенную доходность только в период с апреля по июнь 1999 года (по 3-х месячным - по сентябрь). Период повышенной доходности затем сменился периодом очень низкой доходности по причине стабилизации курса тенге, после чего их доходность стала сравнима с доходностью тенговых бумаг. ГЦБ Министерства финансов являются не только инструментом заимствования правительства на внутреннем рынке, но и инструментом регулирования денежной базы Национального банка на вторичном рынке. В связи с тем, что Национальный банк не может приобретать ГЦБ на первичном рынке, а объем их на вторичном рынке пока очень невелик, то портфель ГЦБ Нацбанка недостаточен для целей регулирования денежной базы. Поэтому Национальный банк с 1995 года был вынужден выпускать свои ценные бумаги - ноты. Ноты Национального банка имеют короткие сроки обращения - от 7 до 91 дня, достаточные для оперативного регулирования денежной базы и поэтому они не конкурируют с ценными бумагами правительства. В апреле 1999 года, в период введения режима свободно плавающего обменного курса, Национальным банком также выпускались валютные ноты, в том числе в разовом порядке специальные ноты для защиты пенсионных активов.
Увеличение объемов поступлений в республиканский бюджет в 2000 году определило относительно невысокую потребность бюджета в заемных средствах, и в этом же году впервые за годы существования рынка ГЦБ объем погашения ценных бумаг превысил объем их размещения. Кроме того, министерство финансов снизило объемы заимствования и увеличило сроки размещения государственных казначейских обязательств. Наблюдалась устойчивая тенденция снижения уровня доходности на внутреннем рынке: только за 2000 год доходность по краткосрочным бумагам снизилась более чем в 2 раза.
Высокий уровень ликвидности на финансовом рынке при значительном снижении чистой эмиссии ценных бумаг правительства привел к тому, что Национальный банк для регулирования избыточной ликвидности банков был вынужден в прошлом году увеличить выпуск тенговых краткосрочных нот более чем в два раза по сравнению с 1999 годом. Объем выпуска нот составил Т132,5 млрд., что привело к значительному увеличению доли нот НБК в структуре всех государственных тенговых бумаг в обращении [19,c.188].
Начиная с 2002 года объем выпуска среднесрочных ценных бумаг становится значительным и их выпуск достигает 11,2 млрд., или 23,4 % от всего выпуска тенговых РЦБ министерства финансов. С 2004 года регулярно выпускаются двух и трехлетние дисконтированные и индексированные по инфляции ценные бумаги, по которым отмечается достаточно устойчивый спрос. Так, в 2006 году, несмотря на снижение доходности, по отдельным видам этих бумаг спрос превышал предложение более чем в 5-6раз [20, c.22].
Что же касается РЦБ в условиях кризиса в нашей республики?
Важнейшей экономической задачей казахстанского государства на современном этапе развития является обеспечение устойчивого, динамичного экономического роста преимущественно интенсивного типа. Эта задача неразрывно связана с модернизацией производства, структурной перестройкой экономики, привлечением инвестиций в реальный сектор, развитием рынка ценных бумаг.
Экономический рост, наблюдающийся в последние годы в Казахстане, нельзя назвать устойчивым, так как он происходит на фоне возрастания доли сырьевых отраслей в экономике, снижения удельного веса наукоемких производств. Достигнутые темпы экономического роста, как правило, не связаны с увеличением инвестиций, массовым обновлением основных фондов на действующих предприятиях, внедрением высоких технологий в производство и другими факторами, играющими большую роль в обеспечении экономического роста развитых стран. Рынок ценных бумаг служит важнейшим механизмом оздоровления финансовой системы и преодоления спада производства, а также в преодолении инфляционных процессов. РЦБ позволяет реализовать основное направление бюджетной политики по безинфляционному покрытию государственного бюджета.
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике инфляция в марте 2008 года составила 9% (в марте 2007 года – 18,8%).Сохранению инфляции способствует удорожание платных услуг, которые в этот период стали дороже на 3,3% (в 1 квартале 2007 года – 2,7%) в основном за счет подорожания жилищно-коммунальных услуг - на 3,6% и здравоохранения - на 2,5% .В марте 2008 года Министерство финансов разместило 7-ми летние МЕУКАМ на сумму 71,4 млн. тенге. Эффективная доходность по размещенным ценным бумагам составила 6,75%. При этом погашение государственных ценных бумаг в марте 2008 года было произведено только по процентным выплатам и составило 2,2 млрд. тенге. В результате объем ценных бумаг Министерства финансов в обращении на конец марта составил 383,6 млрд. тенге, практически не изменившись по сравнению с предыдущим месяцем (увеличение составило 0,02%). Объем эмиссии нот Национального Банка за март 2008 года по сравнению с февралем 2008 года незначительно увеличился на 0,3% до 837,5 млрд. тенге. Доходность краткосрочных нот повысилась с 4,81% в феврале до 5,68% в марте. При этом Национальный Банк нацелен на формирование «правильной» кривой доходности, т.е. ноты с более длительными сроками обращения должны иметь более высокую доходность.
Американский кризис добрался
до российской фондовой биржи.
Индексы акций российских
Впрочем, и казахстанский фондовый рынок, не столь развитый, как российский, также отреагировал на резко изменившиеся котировки на мировых рынках. Так, по итогам фиксинга на KASE 22 мая значение индикатора KazPrime относительно предыдущего торгового дня понизилось на 8 базисных пунктов и составило 12,14% годовых. Стоит отметить, что индикатор KazPrime отражает среднее значение по ставкам размещения денег на казахстанском рынке международных депозитов на срок 3 месяца. Понижение на 8 пунктов – это, конечно, далеко не кризис и даже не его предтеча. Базисом глобального кризиса на мировых рынках послужила наступившая рецессия в США. Официальные власти Америки признали уже очевидные всем спад производства и замедление экономического роста. Заявление Джорджа Буша, пообещавшего вернуть американцам часть налогов, чтобы простимулировать экономику, было воспринято инвесторами как признание властей США в своем бессилии. Именно это заявление, и стало последней искрой, из которой разгорелось пламя, охватившее фондовые рынки мира.
21 августа 2008 года самое значительное падение продемонстрировали не только азиатские и российский фондовые рынки, но и биржи Европы. Ведущие европейские индексы снизились на 5-7%, а общеевропейский индекс «FTSEurofirst» 300 упал на 5,79%. Последний раз такое резкое падение наблюдалось в сентябре 2001 года, после террористического акта в США. «То, что мы видим сегодня, – вполне логичная реакция (на замедление экономического роста США.). Остается только надеяться, что игроки и инвесторы также обратят внимание на реальную информацию о европейской экономике, и рынки успокоятся», – заявил комиссар ЕС по вопросам экономики и финансов Хоакин Альмуниа. По его мнению, сложившаяся ситуация на европейских финансовых рынках не окажет значительного влияния на экономический рост стран Европы в 2008 году [21,c.22].
Говоря о нашей республике, можно сказать что кризиса, в полном понимании этого слова, в Казахстане нет. Экономическая теория гласит, что признаками финансового кризиса являются дефолт банков, банкротство заемщиков, обвал валютного курса, бюджетный дефолт. Таких негативных процессов в республике не наблюдается, у нас не было и обвала фондового рынка ввиду его неразвитости. Тем более что, несмотря на существенное замедление, положительный темп экономического роста в республике все же сохраняется.
Но с другой стороны мировой финансовый кризис не может не влиять на Казахстан по следующим факторам. Во-первых, наша страна является экспортером в те страны, которые сегодня переживают этот кризис, и импортирует оттуда товары. Во-вторых, Казахстан очень много заимствовал за рубежом. Зарубежные инвесторы ведут себя крайне осторожно и, когда появляются признаки кризиса мирового масштаба, сразу начинают нервничать и вытаскивать свои активы из развивающихся стран, в том числе Казахстана, а также отказывают в кредитах их банкам и компаниям.
На сегоднишний день наблюдается замедление темпов роста экономик европейских стран, они уже входят в зону рецессии, США уже находятся в этой зоне, также наблюдается замедление темпов роста экономик России и Китая. Это как раз те страны, куда Казахстан больше всего экспортирует свою продукцию – сырье, которое является главным источником роста казахстанской экономики. Именно поэтому мы ощущаем влияние мирового кризиса.
С другой стороны, государство еще в 90-е годы ставили перед собой задачу – интегрироваться во всемирную экономическую систему. И, как мы видим, это уже имеет место. Интеграция произошла даже быстрее, чем мы ожидали. Значит, Казахстан не может оставаться островком стабильности, ибо таковым он мог быть только при условии полной закрытости. Лучше быть в мировой экономической системе, которая время от времени пребывает в кризисе, порой в очень тяжелом, но все-таки находящейся в поступательном развитии. Государство, оправившись от очередного кризиса, вновь быстро наберет темпы роста и следующий кризис встретит уже на более высоком уровне. В РК положение все-таки намного лучше, чем в развитых странах и в России. В этом свою роль сыграли предпринятые и предпринимаемые правительством меры. Среди них – заблаговременно принятое решение о вливании в экономику $4 млрд. после возникновения первых же трудностей в финансовой системе – кризиса ликвидности в строительных компаниях – для защиты интересов дольщиков. Иногда важны не сами меры, а вовремя сделанные шаги с упреждением возможного кризиса, главное, задолго до нынешней паники, происходящей в зарубежных странах. Выделены средства также и для поддержания самого уязвимого сектора экономики – малого бизнеса. Это то же самое, что и поддержка граждан страны. Правительству удалось удержать от дальнейшего резкого роста цены на хлеб и на некоторые продукты. Сейчас Нацбанк ведет очень жесткую антиинфляционную политику: прирост денежной массы не превышает 10-11%. У государства накоплены в большом объеме валютные резервы. Это золотовалютные резервы – около $21 млрд. и средства Нацфонда – примерно $26 млрд. В сумме, по моим оценкам, на данный момент они составляют около 50% ВВП. Это хороший запас прочности для экономики, он придает уверенности и населению, и инвесторам, и бизнесу в целом. Все-таки власти удалось не потратить, а накопить эти резервы, выдержать атаку со всех сторон с призывами вроде «не копить, а тратить» или «хватит копить, пора тратить». Теперь государство может для поддержки финансовой системы и экономики спокойно использовать часть тех средств Национального фонда, которые должны использоваться по назначению для стабилизации экономики при падении мировых цен на нефть. Все эти меры стали амортизатором для казахстанской экономики в разгар мирового финансового кризиса [22,c.129].
Важным действием правительства стали реформы, направленные на снижение административных барьеров, мешающих активным действиям частного бизнеса, а также налоговые реформы, начатые еще в 2006 году. Все эти меры заметно активизируют инициативы бизнеса в следующем году, который, по оценкам экспертов, будет нелегким периодом для мировой экономики, а значит, и для казахстанской.
Таким образом, проанализировав все высказанное
можно подчеркнуть, что казахстанский
фондовый рынок находится в зачаточном
состоянии, ни о какой его интегрированности
в мировые финансовые сферы говорить не
приходится, поэтому кризисы на фондовых
рынках ни окажут никакого влияния на
экономическую ситуацию в стране. Правительство
предпринимает множество шагов, для того
чтобы поднять уровень и статус Казахстанской
фондовой биржи, но чаще всего эти меры
упираются в нежелание самих компаний
по ряду причин размещать свои акции на
отечественной бирже.
2.2
РЦБ как регулятор экономического
роста и инфляционных
процессов
Важнейшей экономической задачей казахстанского государства на современном этапе развития является обеспечение устойчивого, динамичного экономического роста преимущественно интенсивного типа. Эта задача неразрывно связана с модернизацией производства, структурной перестройкой экономики, привлечением инвестиций в реальный сектор, развитием рынка ценных бумаг.
Экономический рост, наблюдающийся в последние годы в Казахстане, нельзя назвать устойчивым, так как он происходит на фоне возрастания доли сырьевых отраслей в экономике, снижения удельного веса наукоемких производств.
Достигнутые темпы экономического роста, как правило, не связаны с увеличением инвестиций, массовым обновлением основных фондов на действующих предприятиях, внедрением высоких технологий в производство и другими факторами, играющими большую роль в обеспечении экономического роста развитых стран [23,c.116].
В теориях экономического роста главным фактором, определяющим интенсивность экономического процесса, были и остаются инвестиции.
Модернизация и перестройка экономики невозможны без развитого механизма привлечения инвестиционных ресурсов.
Существующий уровень инвестиций в Казахстане является недостаточным для удовлетворения текущих потребностей отечественной экономики в свободных денежных средствах, а тем более устойчивого, инновационного развития производства.