Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить структуру рынка ценных бумаг, а также раскрыть роль фондового рынка в экономическом развитии РК.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи: 1. определить сущность и виды ценных бумаг; 2. рассмотреть становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане; 3. Изучить современное состояние рынка ценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке; 4. исследовать проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Казахстане; 5. раскрыть роль ценных бумаг в обеспечении экономического развития РК.
Поскольку выпуск продукции повышается в той же степени, в какой возрастают величины используемых основных фондов, материальных ресурсов и численность работников, то на неизменном уровне остаются количественные значения таких экономических показателей, как фондоотдача, материалоемкость и производительность труда.
Экстенсивное расширение производства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономики. Однако при этом неизбежно ухудшаются условия воспроизводства.
Так, все более стареет оборудование на действующих предприятиях. Из-за нарастающего истощения невоспроизводимых природных ресурсов приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья и топлива. В результате экономический рост во все возрастающей мере носит затратный характер. Долговременная ориентация на преимущественно экстенсивный путь роста выпуска продукции ведет национальное хозяйство к тупиковым ситуациям. Перечисленные проблемы наглядно показывают, что экстенсивный путь экономического роста давно исчерпал себя. Он неизбежно вел к общему упадку производства. Выходом из такой ситуации является интенсификация воспроизводства. Более сложный тип экономического роста — интенсивный (фр. intensif- напряжение). Его главный отличительный признак — повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса.
При данном типе расширенного воспроизводства появляется новый фактор экономического роста — повышение эффективности всех традиционных факторов. В силу этого производственная функция преобразуется. Ее самое простое выражение таково:
В данной формуле А — это совокупная производительность факторов. Из формулы видно: если величина затрат производственных факторов не меняется, а их совокупная производительность А увеличивается на 1%, то объем производства возрастает также на 1%. Правда, в индустриально развитых странах нельзя найти в чистом виде первый или второй тип экономического роста: они сочетаются в каком-то соотношении. Интенсивное расширенное воспроизводство обладает рядом особенностей. Оно более прогрессивно, поскольку решающую роль в подъеме эффективности вещественных условий производства начинает играть новый «мотор»- достижения науки и техники. В связи с этим в масштабе общества развивается производство научно-технической информации, которая в конечном счете воплощается во все более эффективные средства производства. Одновременно повышается культурно-технический уровень работников. При интенсивном увеличении производства преодолеваются преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов. Наиболее выгодным фактором расширения производства становится ресурсосбережение. Например, чтобы сберечь 1 т. условного топлива (7000 ккал) путем применения новой технологии, требуется в 3–4 раза меньше затрат по сравнению с расходами на добычу такого же объема топлива. Между тем интенсификация связана с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства, широкой подготовкой кадров инициативных и высокопрофессиональных работников. Особенности интенсивного типа расширенного воспроизводства состоят в том, что при нем невозможны очень высокие темпы экономического роста. Вместе с тем научно-технический прогресс может вызывать безработицу, которая усиливается в трудоизбыточных регионах страны [12,с.202].
Говоря о связи между денежно-кредитной политике, процентной ставки и рынка ценных бумаг можно сказать, что денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком страны, как правило, имеет 6 основных целей: 1)высокий уровень занятости; 2)экономический рост; 3)стабильность цен; 4)стабильность ставки процента; 5)стабильность на финансовых рынках; 6)стабильность валютного рынка. Торможение инфляционных процессов как позитивный результат осуществленных мероприятий имеет, однако, и негативные эффекты на товарных рынках, а также в сфере производства. Чем дороже кредит, тем ниже склонность к инвестированию, тем труднее финансировать капиталовложения, тем медленнее развивается народное хозяйство. Поэтому для того, чтобы борьба с инфляцией не приводила к подавлению инвестиционного процесса, государству необходимо заранее позаботиться о компенсации подобных негативных эффектов, своевременно включив соответствующие амортизаторы: сокращение ставки налога на прибыль, предоставление специального кредита для уплаты налога (налогового кредита) и т.п. Важнейшим инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке (преимущественно на рынке ценных бумаг).
Политика открытого рынка выражается, прежде всего, в выпуске, продаже и погашении центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению. Иначе говоря, центральный банк в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного долга.
Так, если появляется необходимость увеличения количества денег в обращении, то осуществляется скупка государственных долговых обязательств: владельцы облигаций государственного займа, купившие их, скажем, за 500тг., продают их центральному банку за 550 тг. При этом деньги за облигацию немедленно попадают в обращение. Например, когда во второй половине 80-х гг. в экономике США наметился длительный подъем,
Резервная система поддержала его массированными закупками государственных облигаций на рынке ценных бумаг. В то время, как масштабы продаж государственных облигаций в этот период составляли лишь 2-4 млрд. дол. в год, их ежегодные закупки составляли 20- 30 млрд. дол. Ставшее результатом данных действий ФРС увеличение предложения денег привело к уменьшению процентной ставки, а также к повышению курса акций, которое тоже стимулировало инвестиционную активностьфирм. Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются центральными банками тех стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада и др.). Неразвитость рынка ценных бумаг в нашей стране не позволяла центральному банку проводить результативную рестриктивную денежно-кредитную политику. В этих условиях доля займов у предприятий и населения в погашении дефицита бюджета оказывалась ничтожной. Дефицит финансировался в основном за счет кредитов центрального банка, т.е. путем выпуска в обращение новых денег. Но за период 1995-98 гг. масштабы купли-продажи государственных ценных бумаг возросли столь стремительно, что в экономике стал интенсивно проявляться эффект вытеснения.
Таким образом, если экономика столкнулась с безработицей и понижением цен, то необходимо увеличение предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого используются покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, сокращение резервной нормы, сокращение учетной ставки. В этом проявляется политика дешевых денег, цель которой - сделать кредит дешевым и доступным. Если же излишние совокупные расходы толкают экономику к инфляционной спирали, то реализуется обратная политика дорогих денег. Активно продавая государственные ценные бумаги на открытом рынке населению и резко расширяя их предложение, центральный банк тем самым понижает их рыночную цену, что тождественно повышению процентной ставки, доходности ценных бумаг, привлекающей их потенциальных покупателей. Население и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что неминуемо сокращает денежную массу в обращении. Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия, в них участвуют и центральный банк, и другие элементы банковской системы. Используя же третий инструмент, центральный банк уже прямо, непосредственно влияет на денежную массу. Поэтому операции на открытом рынке являются наиболее быстродействующим средством регулирования денежной массы. Резервная же норма и учетная ставка носят скорее стратегический, чем тактический характер. Они имеют не только важное практическое значение, но и дают своеобразный информационный эффект, заключающийся в том, что коммерческие структуры получают информацию о содержании и направлениях денежно-кредитной политики, рассчитанной на относительно длительную перспективу [13,с.248].
Кейнсианцы считают, что главный инструмент, регулирующий денежную массу является учетная ставка. Однако в современных условиях таковым, скорее всего, следует признать операции на открытом рынке. Ставка рефинансирования менее значима, т.к. количество денежных средств, получаемых коммерческими банками у центрального банка обычно невелико (таким способом обычно приобретаются 2-3% кредитных ресурсов). К тому же нередко именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в центральном банке: интенсивная продажа облигаций центральным банком может натолкнуться на нехватку средств у коммерческих банков для их покупки. Меньшая роль изменений резервных требований обусловлена тем, что находящиеся в резерве деньги не приносят процента, а потому более высокие резервные требования негативно сказываются на прибыли банков. Результатом становится явное или скрытое стремление последних выйти из подчинения центрального банка, что ослабляет регулирующий потенциал денежно-кредитной политики. Первостепенная роль операций на открытом рынке обусловлена тем, что данный инструмент обладает преимуществом масштабности и гибкости: государственные ценные бумаги можно продавать и покупать быстро и в значительных количествах. Так, в США банки, составляющие Федеральную резервную систему, владеют государственными облигациями примерно на 250 млрд. долл., продажа которых теоретически может уменьшить средства коммерческих банков до нуля [14,с.354].
Таким образом из выше сказанного понятно,
что для рассмотрения рынка ценных бумаг
сначала необходимо рассмотреть такие
вопросы как связь денежно-кредитной политики,
процентной ставки и ценных бумаг, также
экономический рост и его виды. А экономический
рост РК в свою очередь непосредственно
связан с развитием ценных бумаг.
2
Роль рынка ценных
бумаг в обеспечение
экономического развития
РК
2.1 Рынок ценных бумаг
в условиях кризиса
в стране и в мире
Разного рода кризисы и
Государственное регулирование позволяет смягчить кризисы, компенсировать их последствия, но полностью устранить их не может. Кризисы приобретают новые формы, проявляются в новых секторах экономики, заставляя искать новые средства борьбы с ними [15,с.354].
Многие годы ведутся дискуссии по поводу того, как и за какое время рынок акций, как барометр, предсказывает падение производства, доходов или, наоборот, экономический рост в макроэкономике. В настоящей курсовой работе нас интересует обратный вопрос каково влияние длительных и коротких циклов, переживаемых экономикой, на фондовый рынок? Действительно ли и в долгосрочном, и в краткосрочном планах положительная динамика (как их, вообще, позитивное развитие) рынков ценных бумаг невозможны вне растущей экономики?
Предметом дискуссий, несмотря
на кажущуюся очевидность
Главный акцент делался на роли финансового сектора, в том числе рынков ценных бумаг, в экономическом развитии. В самом финансовом мышлении утверждалось ощущение опережающего, стремительного развития финансовых рынков, подталкивающего рост производства. По расчетам Б.Б.Рубцова, показатель «Капитализация мирового рынка акций мировой ВВП » изменился с 1990 по 1998 гг. с 23 до 91%. И в то же самое время в хозяйствах индустриальных и развивающихся стран медленно готовился очередной экономический поворот, приведший к финансовым кризисам конца 90 годов [16,с.25].
В 70 – 80-е годы ХХ в. экономические кризисы обычно принимали мировые масштабы, охватывая в той или иной степени ведущие страны Америки, Европы и Азии. Практика 90-х годов продемонстрировала неравномерность роста и значительные расхождения в его траекториях у ведущих стран современного мира. В 1993 г. Германия, Франция и некоторые другие государства Европы переживали спад, а в 1995-1996 гг. стагнацию экономики. Япония в 1997-1999 гг. испытала настоящий кризис, который выражался в сокращении производства, финансовых потрясениях и других экономических трудностях. Государства Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также Россия и некоторые другие с переходной экономикой в 1997-1998 гг. охватил финансовый кризис, один из наиболее глубоких и масштабных в современной истории. Прокатившийся по мировой периферии он практически не затронул США, но вызвал тревогу за устойчивость своей экономики и привел к осознанию необходимости координации и регулирования в международных масштабах деятельности финансового рынка.
Эти вопросы обсуждались на совещании министров финансов Большой семерки (ныне G8) в июне 1999 г. в Кельне. На нем принято решение сосредоточить усилия на четырех направлениях:
Важным рычагом влияния США на мировое хозяйство остается вывоз капитала из страны. В последние годы его масштабы существенно увеличились по линии прямых и портфельных инвестиций, в то время как в банковские и подобные им активы заметно сократились. Так, в 1998 – 2002 гг. прямые заграничные инвестиции США увеличились с 80,7 млрд долл. до 132,8 млрд долл., портфельные – с 60,3 млрд до 102,8 млрд долл., а банковские за 2002 – 2003 гг. уменьшились с 75,1 млрд до 24,9 млрд долл.
Следует отметить устойчивое увеличение прямых инвестиций США за границей. Это еще раз свидетельствует, что политика ТНК не связана прямо с циклическим движением экономики, их долгосрочные интересы не сужаются в период активного роста. Но при этом поведение портфельных инвестиций в большей мере откликается на динамизм роста: вложения в заграничные акции увеличиваются, в то время как вложения в долговые ценные бумаги за границей в 1998 г. по причинам мирового финансового кризиса резко сократились.