Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных программ государства.

Задачи контрольной работы:

- охарактеризовать фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и систему организации;

- раскрыть особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;

- изложить перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Оглавление

Введение.


1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации……………………………………………………………...3

1.1. Система обязательного медицинского страхования России (ОМС)……..4


2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования…………...5
1.3 Территориальные фонды ОМС………………………………………………9


2. Особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………16


2.1. Особенности доходов и расходов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………16


2.2. Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 1 полугодие 2009 года……….24


2.3. Плановые показатели доходов и расходов фонда медицинского страхования на 2010 - 2012 год…………………………………………………36


3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации………………………………………………………….38


Заключение……………………………………………………………………….45


Тесты……………………………………………………………………………...46


Список использованной литературы…………………………………………...55

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 767.50 Кб (Скачать)

     В доходах бюджета ФОМС в 2010 году основную долю составляют средства ОМС в виде страховых взносов.

     Средства  федерального бюджета, передаваемые бюджету  Фонда, предусмотрены в размерах в 2010 году - 4,7 млрд. руб., в 2011 году - 18,3 млрд.руб. и в 2012 году - 20,5 млрд.рублей.

     В 2010 году 4,0 млрд. руб. предусматривается на дополнительную диспансеризацию работающих граждан, в 2011 и 2012 годах на эти цели предусмотрено направить ежегодно по 4,0 млрд. руб., 0,73 млрд.руб. - на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2011-2012 годах, расходы на указанные цели составят соответственно 0,89 млрд.руб. и 0,9 млрд.рублей.

     Выпадающие  доходы бюджета Фонда в 2011-2012 годах  в связи льготным налогообложением, предусмотренным для плательщиков, уплачивающих налоги по упрощенной системе налогообложения предусматривается компенсировать за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Объем указанной компенсации в 2011 году предусматривается в размере 13,4 млрд. рублей, в 2012 году - 15,6 млрд. рублей.

     Расходы бюджета Фонда запланированы  за счет средств обязательного медицинского страхования:

     - на ежемесячные дотации в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2010 год в сумме 85,7 млрд. рублей с сохранением объемов, утвержденных в 2009 году;

     - на оплату медицинских услуг, оказанных женщинам в период беременности и родов, послеродовом периоде и по дополнительному диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни (трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации) в сумме 17,5 млрд. рублей в 2010 году;

     - на формирование нормированного страхового запаса в 2010 году - в сумме 2,4 млрд. рублей.

     - Законом закрепляется, что условием предоставления дотаций в 2010 году является перечисление из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов ОМС ежемесячно не менее 8 процентов размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации.

     - Распределение дотаций территориальным фондам ОМС осуществлялось в соответствии с положениями Методики распределения дотаций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2010 год. 

     
  1. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
 

     Решением  Правления Федерального фонда обязательного  медицинского страхования от 24 апреля 2009 года утвержден «Перспективный план работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009-2010 годы».

     Перспективный план работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлен на своевременное и в полном объеме перечисление дотации на выполнение территориальных программ ОМС, а также субсидии на реализацию мероприятий нацпроекта «Здоровье», в части проведения дополнительной диспансеризации работающих и детей-сирот, а перечисление в Фонд социального страхования межбюджетных трансфертов на оплату «родовых сертификатов».

     Для принятия управленческих решений Фондом ежемесячно осуществлять мониторинг исполнения территориальных программ ОМС, анализ деятельности субъектов системы ОМС и защиты прав застрахованных, мониторинг поступлений в ТФОМС налоговых платежей и взносов на ОМС неработающего населения, а также учет данных по проведению диспансеризации работающих граждан и детей-сирот.

       Научно-исследовательская деятельность  и подготовка кадров осуществлять в соответствии с утвержденными планами. В рамках соответствующего обучения повысить квалификацию более 800 специалистов территориальных фондов.

     Результаты  научно-исследовательских работ  являются основой для подготовки нормативных правовых документов, направленных на совершенствование системы ОМС.

     Основными нормативными документами, направленными на развитие и модернизацию системы ОМС являются:

     - приказ Фонда о межтерриториальных  расчетах, устанавливающего источник  финансирования по межтерриториальным  расчетам, условия их осуществления,  а также форматы, структуры  и порядки ведения реестров и соответствующих актов сверки,

     - приказ об обеспечении информированности  прав граждан при получении медицинской помощи в условиях ОМС, предусматривающий унификацию подходов к обеспечению информированности со стороны территориальных фондов ОМС и СМО,

     - законопроекты об обязательном  медицинском страховании, и о  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, работа над которыми завершается в Министерстве здравоохранения после чего документы будут представлены на обсуждение на Правление ФОМС,

     - в установленные сроки принимать нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию нацпроекта «Здоровье».

     Перспективы развития ОМС планируется реализовать по нескольким основным направлениям:

     1. Увеличение финансирования фондов и всей отрасли здравоохранения.

     В сценарии инновационного развития в  условиях высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение не только государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2010 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы – до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз.

     2. Пересмотр законодательства в  области тарифов отчислений в  социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС.

     3. Формирование новых подходов  для планирующегося значительного  вброса денег в систему ОМС (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация нацпроектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей – введение накопительных счетов граждан России.

     4. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи Базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами.

     Механизмы осуществления этого важного  перспективного направления следующие:

     - увеличение ставки ЕСН в части,  зачисляемой в систему ОМС  с учетом  стоимости «страхового года»  работающих граждан;

     - отказ от регрессивной шкалы  налогообложения фонда оплаты  труда (ФОТ) налогоплательщика  и переход к плоской шкале  налогообложения фонда оплаты труда, независимо от размеров оплаты труда;

     - установление четких требований к размеру и механизмам уплаты страховых взносов за неработающее население, вносимых из региональных бюджетов;

     - установление единого порядка  определения субсидий и дотаций  регионам не только из средств ФОМС, но и федерального бюджета.

     - увеличение доли государственного финансирования здравоохранения в ближайшие годы не менее чем в 2,5 раза.

     5. Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи:

     - отказ от методов сметного финансирования сети медицинских организаций;

     - переход от метода ретроспективного возмещения расходов на медицинскую помощи (метод «зарабатывания»), не позволяющего достаточно четко контролировать затраты, к методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской помощи, сориентированных на конкретный результат по критериям доступности и качества оказанной МП;

     - в первичной медико-санитарной  помощи – сочетание подушевого  метода финансирования прикрепленного населения с ориентацией на заинтересованность медицинских работников в улучшении показателей здоровья населения, доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи.

     6. Осуществление действенного государственного регулирования платных медицинских услуг.

     Государственное регулирование платных услуг предполагает четкое определение перечня медицинских услуг, превосходящие медицинскую помощь в рамках  государственных гарантий, могут быть получены гражданами на платной основе.

     7. Развитие солидарных форм оплаты  медицинских услуг.

     В рамках нового законодательства по ОМС планируется предложить населению более солидарные формы участия в покрытии расходов на медицинскую помощь. Это прежде всего форма страхового взноса гражданина в страховой фонд по дополнительным программам медицинского страхования. Дополнительные программы будут реализоваться на тех же условиях, как и базовая программа ОМС (общая для всего населения страны), то есть являться максимально солидарными и регулируемыми. Используемые в системе ОМС финансовые механизмы, прежде всего регулируемые цены на медицинские услуги, распространяются и на дополнительные программы, делая их более доступными для населения.

     Дополнительные  программы целесообразно формировать  прежде всего по наиболее обременительным  для семейных бюджетов видам медицинской помощи, например, лекарственной и стоматологической. Не только льготник, но и обычный гражданин может присоединиться к действующей программе льготного лекарственного обеспечения. Если развивать это обеспечение действительно по страховому принципу и с большим кругом участников (например, миллион человек застрахованных), то население получит право на пакет лекарственных средств стоимостью, как минимум, в 3-4 раза выше, чем размер страхового взноса.

     8. Совершенствование деятельности СМО в системе ОМС.

     Для совершенствования деятельности СМО  в системе обязательного медицинского страхования предлагается ряд действенных мер следующего порядка:

     8.1. Создать условия для заинтересованного участия СМО в защите прав застрахованных и эффективном использовании ресурсов ЛПУ путем создания конкурентной среды между СМО за застрахованных.

     8.2. Обеспечить реальное участие СМО в планировании и организации медицинской помощи населению с целью эффективного использования материальных и кадровых ресурсов медицинских организаций, а следовательно – существенного повышения эффективности системы ОМС.

     8.3. Реализовать систему разделения финансовых рисков между ТФОМС и СМО.

     8.4. Обеспечить сбалансированность финансовых обязательств СМО в системе ОМС. Без этого система ОМС будет обречена на дальнейшую профанацию страхового принципа. Без такой сбалансированности невозможно сделать СМО реальным носителем финансовых рисков. Он так и останется  индифферентным транслятором государственных средств от территориального фонда ОМС в медицинское учреждение.

     8.5. Правила работы страховщиков и оплаты ими работы медицинских организаций должны стимулировать и тех, и других к более эффективному использованию ресурсов. Лучший способ для этого – развитие конкурентной модели страхования – то есть создать конкуренцию между СМО и между медицинскими организациями везде, где такая конкуренция осмысленна. Но для того, чтобы этого добиться, потребуется много усилий. Прежде всего, от государства. В мировой практике пока доминирует модель «одного покупателя», в роли которого выступает либо государственный, либо частный страховщик. Эта модель проще, но и потенциал роста эффективности в такой модели меньше.

     9. Совершенствование деятельности медицинских организаций.

     9.1. В финансировании медицинских организаций из государственных источников планируется финансирование медицинских учреждений по результатам их работы. Из бюджета целесообразно финансировать лишь наиболее дорогостоящие высокотехнологичные виды помощи, а также часть социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в стационарных условиях).

     9.2. Для усиления стимулов медицинских учреждений к повышению эффективности их работы, необходимо предоставить им больше хозяйственной самостоятельности. Для этого необходимо законодательно закрепить статус автономного медицинского учреждения.

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства