Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства.
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
1. Охарактеризовать основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования, причины их создания, раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов;
2. Требуется рассмотреть особенности доходов и расходов данных фондов, проанализировать их динамику и структуру и выявить основные проблемы развития;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), их цели, задачи и система организации
1.1 Основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………5
1.2 Причины создания фондов обязательного медицинского страхования…..9
1.3 Цели и задачи ФОМС……………………………………………………….10
ГЛАВА 2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
2.1 Особенности доходов и расходов ФОМС в Российской Федерации, их структура и динамика……………………………………………………………14
2.2 Основные проблемы развития ФОМС в Российской Федерации………..23
ГЛАВА 3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
3.1 Перспективы развития ФОМС и анализ официальных предложений по развитию данных фондов……………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра финансов, бюджета и страхования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету Финансы
на тему
«Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства»
Липецк 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
ГЛАВА 1. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), их цели, задачи и система организации |
1.1 Основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования…………………………………………………
1.2 Причины создания фондов обязательного медицинского страхования…..9
1.3 Цели и задачи ФОМС……………………………………………………….10
ГЛАВА 2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
2.1 Особенности доходов и расходов ФОМС в Российской Федерации, их структура и динамика…………………………………………………………
2.2 Основные проблемы развития ФОМС в Российской Федерации………..23
ГЛАВА 3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
3.1 Перспективы развития ФОМС и анализ официальных предложений по развитию данных фондов……………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. К ним и относится Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Актуальность темы курсовой работы: в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играет именно Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния этого фонда.
Целью данной работы является изучение роли фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства.
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
1. Охарактеризовать основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования, причины их создания, раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов;
2. Требуется рассмотреть особенности доходов и расходов данных фондов, проанализировать их динамику и структуру и выявить основные проблемы развития;
3. На основе выявленных в пункте 2. проблем следует проанализировать официальные предложения по развитию этих фондов и обосновать направления их дальнейшего развития.
Цели и задачи исследования предполагают следующую структуру работы: в первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты причин создания фондов обязательного медицинского страхования, раскрыта сущность и этапы их развития; во второй главе будет проведен анализ доходов и расходов ФОМС в Российской Федерации, их структуры и динамики. Кроме того здесь необходимо показать основные проблемы развития ФОМС в Российской Федерации; в третьей главе будут освещены перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
В данной работе будет использован горизонтальный метод исследования.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, периодические издания, учебники и учебные пособия, журналы и публикации, законы и нормативные акты.
ГЛАВА 1. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), их цели, задачи и система организации |
1.1 Основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования
Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.
1 этап. С марта 1861 по июнь 1903 года
В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3 процентов заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих.
2 этап. С июня 1903 - по июнь 1912 года
Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон "О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности\". По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждение потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.
3 этап. С июня 1912 по июль 1917 года
В 1912 г. Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. По Закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:
Первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях.
Амбулаторное лечение.
Родовспоможение.
Больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.
4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года
После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г), включающие следующие основные концептуальные положения:
расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных).
предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы).
повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек.
полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей.
Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.
5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 года
Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России "полного социального страхования". Основные положения Декларации были следующие:
распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;
распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы);
возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство;
возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;
Проводимые Советским Правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации. Логическим продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10 1918 г., которым было утверждено "Положение о социальном обеспечении трудящихся". В новом Положении термин "страхование" был заменен на термин "обеспечение". Это соответствовало концепции Советского Правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала "социалистической" и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10 1918 г. полностью этому соответствовало. 19.02.1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах. Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.
6 этап. С ноября 1921 по 1929 год
C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика, и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.15.11.1921 г. издается Декрет "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом", в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда. Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения.
7 этап. С 1929 по июнь 1991 года
Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.
8 этап. С июня 1991 года по настоящее время
И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране [10].
1.2 Причины создания фондов обязательного медицинского страхования
Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственной системы социальной зашиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. С другой стороны, ОМС представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг. Необходимо заметить, что в сферу ОМС включено только медицинское обслуживание населения. Возмещение заработка, потерянного за время болезни, осуществляется уже и дамках другой государственной системы - социального страхования и не является предметом ОМС.
Медицинское обслуживание в рамках ОМС предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах Федерации. Утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.09.98 г. № 1096 Базовая программа ОМС граждан России содержит основные гарантии, предоставляемые в рамках ОМС. К ним относится амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, предоставляемая в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при любых заболеваниях, за исключением тех, лечение которых должно финансироваться за счет средств федерального бюджета[4].