Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства.
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
1. Охарактеризовать основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования, причины их создания, раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов;
2. Требуется рассмотреть особенности доходов и расходов данных фондов, проанализировать их динамику и структуру и выявить основные проблемы развития;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), их цели, задачи и система организации
1.1 Основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………5
1.2 Причины создания фондов обязательного медицинского страхования…..9
1.3 Цели и задачи ФОМС……………………………………………………….10
ГЛАВА 2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
2.1 Особенности доходов и расходов ФОМС в Российской Федерации, их структура и динамика……………………………………………………………14
2.2 Основные проблемы развития ФОМС в Российской Федерации………..23
ГЛАВА 3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
3.1 Перспективы развития ФОМС и анализ официальных предложений по развитию данных фондов……………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
В конце августа в Москве состоялось Всероссийское совещание по вопросам формирования региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах РФ на 2011-2012 гг., где Татьяна Голикова подтвердила суть предстоящей реформы, предложенной премьером в апреле. По словам Министра здравоохранения и социального развития РФ «модернизация в здравоохранении – это, прежде всего, создание условий для равного доступа к качественной медицинской помощи для всех россиян». Что собирается для этого сделать государство?
Как предполагалось в апреле, с 2011 г. страховые взносы на медицину вырастут с 3,1% до 5,1% от фонда оплаты труда. Повышение страховых взносов увеличит поступления в систему обязательного медицинского страхования (это бесплатная государственная и муниципальная медицина) на 460 млрд. рублей в течение ближайших двух лет. Предполагается, что это позволит отремонтировать здания поликлиник и больниц, закупить новую технику и не забыть про нее во дворе больницы, т.к. нет ни помещения на ее установку, ни денег на ее ремонт и эксплуатацию.
С 1 января 2011 г. должен вступить в силу новый закон «Об обязательном медицинском страховании». Сейчас он дорабатывается.
«Мы обратились в Государственную думу, чтобы она изменила сроки принятия закона «Об обязательном медицинском страховании» и рассмотрела его не в начале сентября, как намечалось ранее, а в районе 1 октября», - заявила Министр на том же совещании.
По ее словам, перенос срока принятия закона даст возможность дополнительно синхронизировать данный закон с другими законопроектами в сфере здравоохранения, в частности, с законом «Об охране здоровья граждан», а также о защите прав пациентов.
Голикова сообщила, что последний законопроект скоро будет представлен на всеобщее обсуждение. Министр также считает, что к тому времени, т.е. к 1 октября регионы успеют представить в министерство свои программы модернизации здравоохранения. Государственная дума согласилась с профильным министерством.
Законопроект об ОМС вызвал критику со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза страховщиков и общественных организаций. В частности, критикуют выбор в пользу бюджетно-рапределительной системы ОМС и уход от страховой медицины. По мнению РСПП, законопроект только декларирует права застрахованных, эти права «не поддержаны действенными и реалистичными способами их реализации». Между тем Минздравсоцразвития РФ настаивает на центральной роли пациента в новой системе медицинского страхования. Гражданам будет позволено самостоятельно выбирать страховую компанию, медицинские учреждения и даже лечащего врача. Независимо от прописки и региона проживания. Полис ОМС будет электронным. На это новшество правительство собирается потратить около 24 млрд руб [12].
Скорее всего, людей еще надо будет приучать к подобному выбору. Десятилетия «привязки» к поликлинике по прописке сложно искоренить за короткий срок. В рамках реформы правительство уделит особое внимание основному контингенту поликлиник и больниц – неработающим пенсионерам. Каждому пенсионеру на его личный счет ежегодно будут класть по 1000 руб. Поликлиники и больницы будут получать их за сам факт обращения пенсионера. Пожилые люди смогут получать эти деньги как прибавку к пенсии, если в течение года не воспользуются услугами врачей.
Одной из самых серьезных проблем в отрасли здравоохранения остается кадровая. По-прежнему не хватает врачей в первичном звене, тогда как в клиниках наблюдается переизбыток специалистов некоторых направлений. Так регионам будут предоставлены дополнительные средства на привлечение молодых медицинских кадров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были полностью освещены и проанализированы те цели, которые были запланированы. В первой главе были рассмотрены и подробно описаны все основные этапы становления фондов обязательного медицинского страхования в России. Так же был раскрыт вопрос: для чего были созданы и сформированы ФОМС в России, какую цель они преследуют; кроме того были четко показаны главные функции фондов обязательного медицинского страхования.
По первой главе можно сделать следующие выводы: формирование ФОМС в России прошло 8 этапов. При всех недостатках и недоработках, можно считать, что система обязательного медицинского страхования в Росси создана и работает. Большая часть медицинских учреждений финансируется именно из этого источника, они уже накопили опыт работы с системой медицинского страхования и успешно взаимодействуют как с фондами различных уровней, так и со страховыми компаниями.
Во второй главе подробно и углубленно были проанализированы доходы и расходы ФОМС в РФ за последние 2 года, была выявлена и освещена их структура и динамика, которую можно считать вполне стабильной. Далее наступил этап оценки и анализа проблем современного состояния данных фондов, решение которых необходимо проводить в рамках новейших программ здравоохранения, способствующих скорейшему их снижению.
В третьей, заключительной главе были предложены пути решения проблем ФОМС, которые были описаны ранее. Также были освещены перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования за счет вступления в силу в ближайшие годы новых проектов, одобренных и подробно рассмотренных соответствующими структурами и Президентом РФ.
Система обязательного медицинского страхования показала свою способность к совершенствованию. Являясь по понятным причинам одним из центров внимания общества, система ОМС претерпела в последние годы значительные изменения в части сбора страховых взносов, так же впрочем, как и другие системы обязательного социального страхования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
3. Финансы: учебник под ред. Г. Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 703с.
4. Финансы: Учебник/ под ред. Проф. М. В. Романовского, проф. Врубленской-2-е изд., перераб., доп.- М.: Юрайт - Издат, 2009-462с.
5. Отчет о деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 1 полугодие 2009 года (Основные итоги) // «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации» № 4-2009.
6. Кузнецова Т.В. Проблемы и перспективы развития систем обязательного и добровольного медицинского страхования в России// Вестник Росздравнадзора, 2009, № 3
7. Лаврова Ю. Обязательное медицинское страхование - //Финансы 2008 № 8, 64с
8. Российский статистический ежегодник 2009: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2009г. №1
9. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы. - 2008. - № 7. - С.61-63.
10. Справочная правовая система «Гарант»
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, http://www.gks.ru.
12. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования, http://www.ffoms.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис.1 Структура средств, поступивших в бюджеты территориальных фондов ОМС в 2009 году на финансирование территориальной программы ОМС в разрезе источников финансирования (в процентах)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Поступление налоговых доходов в бюджет ФОМС в 2009 году
Показатели
| Поступило налоговых доходов в бюджет ФОМС(млн. руб.) | Прирост (+), снижение (-) | % исполнения | 2009г. в % к 2008г. | ||
2008г. | 2009г. | 2008г. | 2009г. | |||
Всего налоговых доходов | 89 293,5 | 89 825,0 | 531,5 | 101,2 | 96,0 | 100,6 |
|
|
|
|
|
|
|
единый социальный налог | 88 273,7 | 88 832,1 | 558,5 | 101,2 | 96,3 | 100,6 |
налоговые доходы по специальным налоговым режимам (в том числе недоимка, пени и штрафы по взносам) | 1 019,8 | 992,8 | - 27 | 97,8 | 79,2 | 97,4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Поступление налоговых доходов и средств на обязательное медицинское страхование
Показатели | Поступило в ТФОМС, млн. руб. | Структура поступлений в 2009г,% | Темп роста поступлений, % | |
| 2008г. | 2009г. |
|
|
Всего налоговых доходов и средств бюджетов РФ на ОМС неработающего населения | 341 985,6 | 363 175,2 | 100 | 106,2 |
в том числе: налоговые доходы | 162 414,5 | 162 274,5 | 44,7 | 99,9 |
в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС | 153 020,2 | 153 089,6 | 42,2 | 100,05 |
Недоимка, пени и штрафы по взносам в территориальные фонды | 306,6 | 352,3 | 0,1 | 114,9 |
Налоговые доходы по специальным налоговым режимам | 9 087,8 | 8 832,7 | 2,4 | 97,2 |
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения (включая недоимки и пени) | 179 571 | 200 900,6 | 55,3 | 111,9 |