Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства.
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
1. Охарактеризовать основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования, причины их создания, раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов;
2. Требуется рассмотреть особенности доходов и расходов данных фондов, проанализировать их динамику и структуру и выявить основные проблемы развития;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), их цели, задачи и система организации
1.1 Основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………5
1.2 Причины создания фондов обязательного медицинского страхования…..9
1.3 Цели и задачи ФОМС……………………………………………………….10
ГЛАВА 2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
2.1 Особенности доходов и расходов ФОМС в Российской Федерации, их структура и динамика……………………………………………………………14
2.2 Основные проблемы развития ФОМС в Российской Федерации………..23
ГЛАВА 3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
3.1 Перспективы развития ФОМС и анализ официальных предложений по развитию данных фондов……………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
1.3 Цели и задачи ФОМС
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее именуется - Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Основными задачами Федерального фонда являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных задач Федеральный фонд:
1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
3) осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
4) выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
5) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
6) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
7) осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
8) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
9) участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
10) осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
11) организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
12) изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
13) обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
14) участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
15) ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении [3].
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:
- аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
- осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
- проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
- выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
- совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
- согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
ГЛАВА 2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
2.1 Особенности доходов и расходов ФОМС в Российской Федерации, их структура и динамика
Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 2001 г. формируется за счет:
отчислений от единого социального налога;
отчислений от единого налога при упрощенной системе налогообложения;
отчислений от сельхозналога;
отчислений от единого налога на вмененный доход;
доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
добровольных взносов юридических и физических лиц.
Поступление единого социального налога является основным видом доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (например, в 2004 г. — 96,8% общей суммы доходов). Порядок расчета сумм единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда Российской Федерации. С 2005 г. основная ставка единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, изменена с 0,2% до 0,8%.
В качестве возможного источника доходов предусмотрены также средства федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Решение о предоставлении средств в соответствии с данными расходами принимает Комиссия Фонда по выравниванию условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования на основе полученных от территориальных фондов заявок.
За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства и детства [9, с. 21].
Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда. В 2009 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8142 медицинских учреждений (на 52 медицинских организаций больше, чем в 2008 году).
В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 451,6 млрд. рублей (97,0%) в 2009г. было израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Расходы на ведение дела составили 7,97 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2008 году.
При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов осталась на уровне 2008 года и составила 1,7%.
Выпадающие доходы бюджета Фонда в 2011-2012 годах в связи льготным налогообложением, предусмотренным для плательщиков, уплачивающих налоги по упрощенной системе налогообложения предусматривается компенсировать за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Объем указанной компенсации в 2011 году предусматривается в размере 13,4 млрд. рублей, в 2012 году - 15,6 млрд. рублей.
Расходы бюджета Фонда формируются за счет средств обязательного медицинского страхования:
- на ежемесячные дотации в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2010 год в сумме 85,7 млрд. рублей с сохранением объемов, утвержденных в 2009 году;
- на оплату медицинских услуг, оказанных женщинам в период беременности и родов, послеродовом периоде и по дополнительному диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни (трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации) в сумме 17,5 млрд. рублей в 2010 году;
- на формирование нормированного страхового запаса в 2010 году - в сумме 2,4 млрд. рублей.
- Законом закрепляется, что условием предоставления дотаций в 2010 году является перечисление из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов ОМС ежемесячно не менее 8 процентов размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации.
- Распределение дотаций территориальным фондам ОМС осуществлялось в соответствии с положениями Методики распределения дотаций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2010 год.
Территориальные ФОМС (на данный момент их 84) создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Они образуются за счет:
• отчислений от единого социального налога (основная ставка налога с 2005 г. изменена с 3,4% до 2%);
• отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения;
• поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;
• доходов от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса;
• поступлений средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;
• поступлений из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров (с 2003 г.).
Структура доходов территориальных фондов дифференцируется по различным субъектам Российской Федерации, в том числе в зависимости от того, получает ли территориальный фонд средства из Федерального фонда или нет. В городе Москве страховые взносы на неработающее население не отражаются в бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, не поступают на счета этого фонда, а непосредственно перечисляются на счета лечебно-профилактических учреждений. Но в целом в доходах территориальных фондов обязательного медицинского страхования преобладают поступления единого социального налога, уплачиваемого работодателями за работающих граждан, над поступлением взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Соотношение между поступлениями от единого социального налога и взносами за неработающее население в последние четыре года в среднем по Российской Федерации составляет примерно 2,3 к 1, не всегда соответствуя числу работающих и неработающих в отдельных регионах. По оценкам некоторых экспертов, недофинансирование из территориальных бюджетов за неработающее население в фонды обязательного медицинского страхования доходит в проблемных регионах до 70%.