Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в определении роли и места органов федерального казначейства в процессе исполнения федерального бюджета.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
выяснить, что такое бюджетная система и бюджетное устройство РФ
определить роль казначейства в исполнении бюджета;
выявить суть единого казначейского счета и бюджетной классификации РФ;
изучить этапы казначейского контроля и санкционирование расходов бюджета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ……………….6
2. КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1. Становление казначейства в России………………………………....8
2.2. Федеральное казначейство на современном этапе…...………….14
2.3. Основные этапы реформирования работы казначейства…..……19
2.3.1. Единый казначейский счет………………………………………………20
2.3.2. Реформирование Бюджетной классификации РФ
и бюджетного учета………………………..…………………………………21
2.3.3. Новая бюджетная классификация РФ………………………...………..24
2.3.4. Основные направления реализации положений
реформы бюджетного учета………………………….………………………28
2.4. Этапы казначейского контроля ………………………………...30
2.4.1. Санкционирование расходов бюджета………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…
Проблема объединения в единый План счетов бюджетного учета двух ранее обособленных по объектам и методам уровней системы бухгалтерского учета исполнения бюджета в новом Плане счетов бюджетного учета решается выделением для органов, организующих исполнение бюджетов, и бюджетных учреждений обособленных, но методически связанных друг с другом участков Плана счетов.
При этом объектами учета являются:
- по учету методом начислений – нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат (чистая стоимость активов), а также счета по учету санкционирования расходов, юридические обязательства бюджетных учреждений;
- по учету кассовым методом – кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, счета по учету санкционирования расходов бюджетов, юридические обязательства органов, организующих исполнение бюджетов (включая органы федерального казначейства), а также кассовые поступления и выбытия бюджетных учреждений, не перешедших на казначейское исполнение бюджетов.
Кроме
того, в Плане счетов бюджетного
учета решена проблема совместного
существования различных
Основными
отличиями новой бюджетной
- коды бюджетной классификации включены в состав номеров счетов бюджетного учета, что позволяет осуществлять сквозной анализ движения доходов и расходов бюджетов в бухгалтерском учете всех участников бюджетного процесса;
- вместо прежних 7-значных кодов классификации доходов бюджетов введены единые 20-значные, первые 17 разрядов которых отражаются в номере соответствующего счета бюджетного учета;
- в отношении расходной части исполнения бюджетов коды ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов объединены в номерах счетов бюджетного учета в 20-разрядный код бюджетной классификации расходов. Несколько изменились принципы отнесения затрат бюджетного учреждения на соответствующие коды экономической классификации расходов (далее – ЭКР), то есть отнесение на статью ЭКР теперь будет осуществляться четко в соответствии с сущностью осуществляемых мероприятий (заработная плата, пособия по социальному страхованию, транспортные расходы, включая соответствующие затраты при служебных командировках и т.п.), а не детализироваться по укрупненным целям расходов (оплата труда, служебные командировки и т.п.). Отражение укрупненных целей расходов будет реализовываться через отражаемые в составе номеров счетов коды функциональной классификации расходов15.
Рассмотрим только основные отличия вводимой бюджетной классификации РФ от ранее действующей.
Структура кода классификации доходов бюджетов РФ представлена в виде четырех составных частей (см. табл. 1).
Таблица 1.
Структура
кода классификации
доходов бюджетов
РФ
Администратор | Группа | Подгруппа | Статья | Подстатья | Элемент | Программа | Экономическая классификация доходов | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1-я часть | 2-я часть | 3-я часть | 4-я часть |
Первая часть – код администратора. Он соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета
Вторая часть кода бюджетной классификации доходов РФ (с 4 по 13-й разряды) раскрывает виды доходов соответствующего бюджета с детализацией на группы, подгруппы, статьи, подстатьи и элементы бюджетных доходов.
И, наконец, третья часть, представленная тремя последними знаками кода, – экономическая классификация доходов. Она раскрывает экономический смысл источников пополнения соответствующего бюджета (налоговые доходы, доходы от собственности, от оказания платных услуг, от операций с активами и т.п.)16.
С 01 января 2005 года в действие вступила новая бюджетная классификация, утвержденная приказом Минфина России от 10.12.2004 г. № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Приказ № 114н).
Распределение по уровням классификаций расходов бюджетов представлено в таблице 2.
Функциональная классификация расходов (далее – ФКР) делит расходы бюджетов в зависимости от выполнения государственных функций на 4 уровня.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации (далее –ЭКР) является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
Таблица 2
Уровни
бюджетной классификации
расходов РФ
|
В
зависимости от степени влияния
на чистую стоимость активов
- 200 – расходы;
- 300 – поступление нефинансовых активов;
- 500 – поступление финансовых активов;
- 600 – выбытие финансовых активов17.
Кроме
того, произведена увязка новой бюджетной
классификации и новой
Коды функциональной и экономической классификации расходов бюджетов определяют целевой характер бюджетных средств.
Таким образом, в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 – 2006 годах, одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» введение новой бюджетной классификации способствует смещению акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.18
Подход Главного управления федерального казначейства и Департамента бюджетной политики основан на том, чтобы в экономической классификации не был приведен исчерпывающий перечень тех или иных расходов, а была закреплена общая логика, которая давала бы возможность бухгалтеру на основании его профессионального бухгалтерского суждения принимать решения19.
Рассматривая
комментарии к Указаниям о порядке применения
бюджетной классификации РФ, следует отметить,
что при несомненном наличии ряда положительных
сторон новой бюджетной классификации
РФ (ее более продуманная структура, прозрачность,
устранение неоправданной детализации
статей экономической классификации расходов
бюджетов и т.п.) отдельные ее положения
не в полной мере соответствуют общей
логике построения системы бюджетного
учета государства и требуют дополнительных
доработок, изменений и разъяснений со
стороны законодательных органов РФ.
2.3.4. Основные направления реализации положений
реформы бюджетного учета
Основные направления реализации положений реформы бюджетного учета определены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 году»:
- использование метода начислений;
- интеграция с бюджетной классификацией;
- объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях.
Следует
отметить, что впервые не только
в российской, но даже и в мировой
практике вопросы реформы
Первое положение Бюджетного послания - использование метода начислений
В качестве примера при кассовом методе учета можно привести существующий отчет об исполнении бюджета в упрощенном виде, который состоит из трех частей: доходы, расходы и источники финансирования, которые фактически представляют собой влияние на изменение остатков денежных средств. Говоря упрощенно, доходы и расходы – это поступления и выбытия средств на счетах бюджета. Наряду с отчетом формируется баланс, в котором отражаются доходы, расходы, источники финансирования и связанные с ними финансовые активы и обязательства (бюджетные ссуды, кредиты, государственный (муниципальный) долг).
При методе начислений формируется полный баланс с доходами, расходами, активами и обязательствами, возникающими при исполнении бюджета, при этом появляется понятие остатков (запасов нефинансовых, финансовых активов, запасов обязательств), а также пересматриваются понятия «доходы» и «расходы»20.
Второе положение Бюджетного послания – интеграция с бюджетной классификацией.
Это и есть тот принцип, который отличает бюджетный учет от хозяйственного учета.
Реализация этого тезиса нашла отражение в структуре новой экономической классификации или классификации операций сектора государственного управления и, соответственно, в структуре кода счета единого Плана счетов бюджетного учета.
План счетов благодаря интеграции в него бюджетной классификации, построенной по принципу влияния операций на стоимость активов и обязательств, позволяет учитывать запасы конкретного типа активов или обязательств в начале учетного периода, провести учет изменений в этих запасах, вызванных операциями в конкретном отчетном периоде (т.е. в ходе исполнения бюджета), а также учесть запасы соответствующих активов и обязательств на конец отчетного периода.
Такая
система учета даст возможность
составить отчет об исполнении бюджета,
отчет об операциях сектора
Правовое
регулирование бюджетного учета
и отчетности осуществляется, в первую
очередь, БК РФ21.
2.4.
Этапы казначейского
контроля
Несмотря на пятнадцатилетнюю практику контрольной деятельности органов федерального казначейства, научные исследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительно тормозит ее развитие. В контрольной деятельности казначейства можно выделить два направления: контроль за доходами и контроль за расходами государства. Причем полномочия в сфере контроля за исполнением доходной части бюджета значительно уже по сравнению с полномочиями при контроле за расходной частью. При этом контрольные действия осуществляются и по горизонтали, и по вертикали. Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется в различных формах, в связи с чем возможна его классификация в зависимости от избранного критерия. По критерию времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансовых операций он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Информация о работе Роль федерального казначейства в исполнении федерального бюджета