Роль федерального казначейства в исполнении федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в определении роли и места органов федерального казначейства в процессе исполнения федерального бюджета.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
выяснить, что такое бюджетная система и бюджетное устройство РФ
определить роль казначейства в исполнении бюджета;
выявить суть единого казначейского счета и бюджетной классификации РФ;
изучить этапы казначейского контроля и санкционирование расходов бюджета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ……………….6
2. КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1. Становление казначейства в России………………………………....8
2.2. Федеральное казначейство на современном этапе…...………….14
2.3. Основные этапы реформирования работы казначейства…..……19
2.3.1. Единый казначейский счет………………………………………………20
2.3.2. Реформирование Бюджетной классификации РФ
и бюджетного учета………………………..…………………………………21
2.3.3. Новая бюджетная классификация РФ………………………...………..24
2.3.4. Основные направления реализации положений
реформы бюджетного учета………………………….………………………28
2.4. Этапы казначейского контроля ………………………………...30
2.4.1. Санкционирование расходов бюджета………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Роль федерального казначейства.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

      Предварительный казначейский контроль – это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений, других документов. Он направлен на предупреждение неэффективного, нецелевого и незаконного расходования бюджетных средств. Проведение предварительного контроля предусматривает проверку обоснованности расходов, правильности представленных расчетов, сверку соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования.

      Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета путем анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных об использовании средств бюджетополучателями. Это контроль за оперативной деятельностью на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета, состоящий в регулярной проверке соблюдения распорядителями бюджетных ассигнований финансовой дисциплины, т.е. соблюдения бюджетных норм и нормативов, своевременного осуществления финансово-денежных расчетов, а также целевого использования бюджетных средств.

      Федеральное казначейство начинает текущий контроль уже на стадии принятия денежных обязательств получателями бюджетных средств, регистрируя заключение договоров между получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (услуг, работ) в порядке, предусмотренном ст. 250 БК РФ. Текущий контроль осуществляется при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствия документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.

      Кроме того, согласно ст. 243 БК РФ при казначейском исполнении федерального бюджета на Федеральное казначейство в рамках текущего контроля возложены обязанности:

      - по регистрации поступлений, регулированию объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;

      - по совершению разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

      - по осуществлению платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

      Наряду  с этим, в соответствии со ст. 251 БК РФ Федеральное казначейство расходует средства федерального бюджета только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям Кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

      Такой контроль наиболее эффективен в целях  сохранности средств федерального бюджета и оказывает наибольшее превентивное воздействие на процесс  формирования и использования государственных  ресурсов.

      Предварительный и текущий контроль за целевым  использованием бюджетных средств, осуществляемый органами Федерального казначейства, охватывает все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета бюджетополучателей. Это обусловлено технологией прохождения средств через систему счетов федерального казначейства.10

      Федеральный закон № 131 от 06 октября 2004 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый в рамках административной реформы, предполагает образование четвертого уровня бюджетной системы – поселенческих бюджетов.

      В развитие данной законодательной нормы  был издан Приказ Казначейства России от 22 марта 2005 г. № 1н "Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства", который предусматривает несколько способов организации кассового обслуживания местных бюджетов в органах Федерального казначейства.

      Однако  чрезмерная раздробленность (количество) муниципальных образований, отягощенная обязательствами по применению программно-целевых методов при формировании бюджетов в условиях дотационности бюджетов абсолютного большинства муниципальных образований, дефицита кадров может привести:

      - к проблемам в системе государственного и муниципального управления;

      - ослаблению финансовой дисциплины;

      - осложнению проведения предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами бюджетов всех уровней бюджетной системы;

      - снижению "прозрачности" движения средств бюджетов всех уровней бюджетной системы;

      - росту управленческих расходов.

      Кроме того, в результате увеличения нагрузки на органы Федерального казначейства при сохранении текущего положения  вещей в области информационно-технического обеспечения, многовариантности схем казначейского исполнения субфедеральных бюджетов возможен срыв регламента обслуживания региональных и местных бюджетов.

      За  решение этой проблемы и целого ряда других проблем, в том числе, связанных с кассовым обслуживанием исполнения бюджетов субфедерального уровня, отвечает формирование единообразного подхода к казначейским процедурам исполнения бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны11. 

      2.3. Основные этапы реформирования работы казначейства

      Для выполнения возложенных задач на казначейство необходимо перестроить методы и способы работы казначейства. 

      2.3.1. Единый казначейский счет

      Функционирование  системы органов федерального казначейства в условиях использования единого  казначейского счета (далее – ЕКС) представляет собой качественно новую технологию исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются:

      - централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом Федеральному казначейству;

      - централизация операций по доходам бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ на одном банковском счете, для учета налогов и сборов, уплачиваемых в бюджетную систему Российской Федерации; распределение доходов от их уплаты между разными уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и проведение операций по расходам федерального бюджета на уровне УФК;

      - ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета.

      Преимущества  ЕКС для эффективной работы казначейской системы в России состоят в  следующем:

      - из-за значительного увеличения скорости получения информации об объемах поступлений в консолидированный бюджет РФ повышается ее актуальность;

      - ежедневно становится доступной информация об общем объеме налогов, сборов и иных обязательных платежей, поступающих на территориях субъектов Российской Федерации, а также о соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ нормативам их распределения, установленным законодательством РФ;

      - учет доходов от уплаты налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетной системы РФ, осуществляемый УФК, позволит органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления получать адекватную информацию о поступивших на территории соответствующего административно-территориального образования налогах и сборах;

      - Правительство РФ получает возможность ежедневно иметь информацию о движении средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства, включая операции по их расходованию. Это позволяет ему, во-первых, объективно оценить имеющиеся в наличии средства в каждом текущем периоде, что создает предпосылки для более точного прогнозирования возможных кассовых разрывов при исполнении федерального бюджета на краткосрочную и среднесрочную перспективы; во-вторых, эффективно управлять средствами федерального бюджета;

      - снизится краткосрочная ликвидность средств кредитных организаций в результате нахождения средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства, открытых в этих кредитных организациях;

      - доходы федерального бюджета быстрее становятся доступными для использования.

      Перечисленные преимущества введения ЕКС в совокупности с мероприятиями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств создают реальные предпосылки  для эффективного использования средств федерального бюджета.12 

      2.3.2. Реформирование Бюджетной классификации РФ

        и бюджетного учета

      Основными причинами, стимулировавшими разработку и внедрение новой системы бюджетного учета, были следующие:

      1. недостатком существовавшей системы можно считать отсутствие интеграции с бюджетной классификацией РФ. Указанная проблема выражалась в невозможности использования учетных регистров при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы РФ, а также соотнесения их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. Таким образом, значительно усложнялось использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов;

      2. бухгалтерский учет единиц бюджетной системы РФ, в зависимости от возложенных на них функций, в ходе исполнения бюджета делится на две области ведения учета:

      – учет по операциям кассового обслуживания бюджета;

      – учет по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением, которое должно вести учет финансово-хозяйственных операций по методу начисления.

      Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях  должна существовать единая система  ведения бухгалтерского учета для  всех единиц бюджетной системы РФ, позволяющая консолидировать учетную  информацию по правилам бухгалтерского учета.

      Третьей причиной реформирования системы бюджетного учета являлась необходимость формирования отчетности на основании Международных стандартов, что дает возможность формировать всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причем на качественно новой основе. Для внутренних пользователей формирование полной и всеобъемлющей информации об операциях сектора государственного управления может стать предметом серьезного анализа, являющегося основой для планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также для оценки влияния деятельности сектора государственного управления на экономику страны в целом и на отдельные ее секторы. Кроме того, такая информация будет способствовать информированности общества в проводимой экономической политике и укреплению доверия к деятельности правительства. Однако при существующей системе учета исполнения бюджетов, разделенной на два обособленных сегмента, опосредованно связанной с бюджетной классификацией и не в полной мере соответствующей Международным стандартам учета, сформированная на ее основе бухгалтерская отчетность не дает целостной картины состояния государственных финансов в стране и непонятна иностранным партнерам.

      И, наконец, такой важный участок финансово-хозяйственной  деятельности, как санкционирование бюджетных расходов, вообще не отражался в бухгалтерском учете участников бюджетного процесса. Учет таких операций осуществлялся вне рамок бухгалтерского учета: по Ведомости учета ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) и объемов финансирования расходов у главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (ф. № 301) и у получателя бюджетных средств (ф. № 294). В результате нарушался один из основных принципов бюджетного законодательства РФ – принцип санкционирования всех расходов бюджетных учреждений, что существенно снижало уровень контроля со стороны распорядителей бюджетных средств за их целевым использованием.

      Для реализации новых принципов формирования системы бюджетного учета и устранения вышеперечисленных и иных недостатков ранее действующей системы организации бухгалтерского учета в секторе государственного управления Приказом Министерства финансов РФ от 26.08.2004 г. № 70н была утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее по тексту – Инструкция № 70н).

      Первая  из перечисленных выше проблем реализована  в Инструкции № 70н путем включения  кодов бюджетной классификации (КБК) РФ в структуру счетов бюджетного учета в виде первых 17 знаков номера счета13.

Информация о работе Роль федерального казначейства в исполнении федерального бюджета