Регулирование национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
1.2 ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Курсовая банк дело.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов центральный банк проводит следующие операции: открытие и ведение  счетов в драгоценных металлах на территории страны и за ее пределами; покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней; залоговые операции; операции СВОП.

Операции на рынке ценных бумаг. Центральный  банк осуществляет широкий круг операций с ценными бумагами. Например, приобретает  ценные бумаги, включая выпущенные третьими лицами, на биржевом и внебиржевом  рынке, выпускает собственные долговые ценные бумаги. Центральный банк выступает посредником министерства финансов при размещении государственных ценных бумаг.

В последние  десятилетия увеличились объемы операций центральных банков по выпуску  и размещению на рынке собственных векселей, облигаций и сертификатов. Эмиссия центральным банком собственных ценных бумаг, в отличие от подобных операций коммерческих банков, характеризуется большей временной протяженностью. Она может использоваться в качестве инструмента монетарной политики. Данные операции укрепляют ресурсную базу эмиссионного банка и одновременно регулируют текущую ликвидность кредитных организаций.

Национальный  банк Республики Беларусь с 1995 г. начал  выпускать собственные ценные бумаги. Он осуществляет выпуск, размещение и погашение облигаций на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Национальный банк обязуется возвратить номинальную стоимость облигаций, выплатить по ним процентный доход в свободно конвертируемой валюте, в которой номинированы эти ценные бумаги. Размещение и погашение облигаций осуществляется через главные управления (отделения) Национального банка страны. При наличии соответствующей лицензии на проведение валютных операций и заключенного с Национальным банком договора поручения данные операции могут осуществлять и уполномоченные банки. Инвесторами в эти ценные бумаги выступают физические лица. Операции по покупке-продаже облигаций на вторичном рынке не допускаются.

Национальным  банком выпускаются простые векселя, номинированные в иностранной валюте. Цель эмиссии — формирование золотовалютных резервов Национального банка. Их первыми векселедержателями могут быть только банки. На вторичном рынке ценных бумаг их вправе приобрести любые юридические лица (резиденты и нерезиденты).

Активные депозитные операции. Это операции по размещению в других банках и кредитных организациях временно свободных средств, которыми распоряжается центральный банк. В их числе выделяют депозиты до востребования (средства на корреспондентских  счетах банков, карт-счетах и других счетах до востребования) и срочные депозиты.

Центральные банки также осуществляют операции инкассации и перевозки  денежной наличности, валютных и других ценностей; межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими  кредитно-финансовыми организациями, — переучет векселей и других денежных обязательств; прием ценностей на хранение; денежные переводы и иные расчетные операции; валютные операции; банковские услуги, оказываемые и (или) получаемые от таких контрагентов центрального банка как правительства иностранных государств, центральные банки и финансовые органы этих государств, а также международные организации; посреднические услуги в качестве финансового агента правительства страны по распространению государственных ценных бумаг; учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством страны; операции по обслуживанию государственного долга (в Республике Беларусь) и др[25;с.134].

Основные свои операции центральный банк использует в качестве инструментов денежно-кредитной политики.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

1.3 Законодательство регулирующее деятельность Национального Банка Республики Беларусь

 

Национальный банк —  центральный банк и государственный  орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального  банка Президенту Республики Беларусь означает:

утверждение Президентом  Республики Беларусь Устава Национального  банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

назначение  Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

определение Президентом  Республики Беларусь аудиторской организации  для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;

утверждение Президентом  Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба  Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место  нахождения Национального банка  – город Минск.

Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь, Уставом Национального банка, а также регулирование деятельности и направления работы Национального Банка происходит посредствам Указов, Декретов, Директив Президента Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Национальный банк совместно  с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Национальный банк ежеквартально  информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег  и о выполнении Основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально  информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми  в Основных направлениях денежно–кредитной политики Республики Беларусь[34].

Каждый банк имеет устав, утверждаемый в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Устав Национального Банка Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь. В Уставе прописаны вопросы регулирования, подотчетности, статуса, прав,  целей и способов деятельности Национального Банка Республики Беларусь.

Национальный  банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, регулярно проводят взаимные консультации.

Государственные органы не имеют права вмешиваться  в деятельность Национального банка, осуществляемую в рамках его полномочий, кроме государственных органов, уполномоченных законодательными актами.

Правление Национального  банка рассматривает для представления  Президенту Республики Беларусь предложения  о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав, в том числе по вопросу изменения размера уставного фонда Национального банка; рассматривает смету текущих расходов и капитальных вложений Национального банка на очередной год до 1 декабря предшествующего года для направления ее в десятидневный срок на согласование Президенту Республики Беларусь и в трехдневный срок после получения согласования указанной сметы Главой государства утверждает ее[8].

В соответствии со статьей 16-1 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Совет Министров  Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь и по другим вопросам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В соответствии со ст.7 Закона «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь» решение  о привлечении внешних государственных займов от имени Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь, а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных резервов - совместно Правительством и Национальным банком Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» Национальный Банк входит в число организаций, участвующих в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь. А в соответствии со ст.10 указанного Закона государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции. Порядок и условия взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, определяются ими совместно.

В соответствии со статьей 51 Банковского Кодекса  Республики Беларусь взаимоотношения между Национальным банком и кредитными организациями иностранных государств устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, а также межбанковскими соглашениями.

Для выполнения своих функций Национальный банк может открывать представительства  в иностранных государствах.

В соответствии со статьей 46 Банковского Кодекса Республики Беларусь для Национального банка устанавливается ежегодный отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно.

Национальный  банк ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет Президенту Республики Беларусь годовой отчет, утвержденный Правлением Национального банка.

Годовой отчет  Национального банка включает в  себя:

отчет о деятельности Национального банка, в том числе  перечень проведенных им мероприятий  по реализации Основных направлений  денежно-кредитной политики Республики Беларусь и анализ выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

анализ состояния  денежно-кредитных отношений, отношений  в области валютного регулирования  и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь;

годовую финансовую отчетность.

К годовому отчету Национального банка прилагается  аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Годовая финансовая отчетность Национального банка  включает в себя:

годовой бухгалтерский  баланс;

отчет о прибыли  и убытках, в том числе отчет  о полученной прибыли и ее распределении;

отчет об изменении  капитала;

отчет о формировании и использовании фондов Национального банка;

отчет об управлении долями (акциями), принадлежащими ему  в уставных фондах других организаций;

отчет о расходах на его содержание;

отчет об исполнении сметы капитальных вложений.

Годовой отчет  Национального банка после его утверждения Президентом Республики Беларусь публикуется в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями.

В соответствии со статьей 47 Банковского Кодекса  Республики Беларусь аудиторская проверка деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь.

Национальный  банк в пределах своей компетенции  принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.

Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать  законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь[2].

 

2 РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Надзор и  контроль над банковскими операциями осуществляется на международном и  национальном государственном уровнях. В целях обеспечения системной  стабильности, защиты коммерческих банков и их клиентов от риска ликвидности, кредитного и других рисков государство регулирует деятельность кредитных организаций, устанавливая законы, принимая подзаконные акты в отношении данной сферы экономической жизни страны, используя налоговую политику и политику центрального банка. Все элементы регулирования основываются на международных стандартах.

Информация о работе Регулирование национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь