Регулирование национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
1.2 ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Курсовая банк дело.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Национальным банком продолжена работа по приведению требований о формировании специальных резервов по активам и условным обязательствам, подверженным кредитному риску, в соответствие с международными стандартами.

В частности, банкам предоставлено право при формировании специальных резервов на покрытие возможных убытков по кредитам физических лиц наряду с существующим индивидуальным подходом к их классификации использовать портфельный подход. Создание резервов по портфелям однородных кредитов призвано способствовать оптимизации трудозатрат банков на осуществление процедур, связанных с классификацией и созданием специальных резервов по большому количеству однородных по своим условиям и, следовательно, уровню кредитного риска для банка кредитов.

Установлено требование к банкам о формировании специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам (за исключением средств, размещенных на корреспондентских счетах в других банках, и средств в расчетах по операциям с банками) и операциям, не отраженным на балансе, классифицированным по I группе риска, не реже одного раза в месяц и не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.

Осуществлялось дальнейшее совершенствование порядка надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе путем введения нормативов безопасного функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк; применения секторального метода расчета достаточности нормативного капитала банковской группы, банковского холдинга; изменения подходов к определению инсайдеров банковского холдинга; расширения требований к представляемой банками информации в рамках надзора за деятельностью банков на консолидированной основе. Для всех банков страны установлено требование о представлении в Национальный банк информации о лицах, способных оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банков, и связанных с ними лицах.

По приглашению Национального банка в отчетном году в рамках программы оценки финансового сектора (FSAP) экспертами Всемирного банка и Международного валютного фонда (далее - МВФ) была проведена внешняя оценка соответствия законодательства в области банковского надзора и практики его применения новой редакции Основных принципов эффективного банковского надзора. В результате отмечены значительный прогресс в совершенствовании законодательства в сфере банковского надзора со времени проведения предыдущей оценки (ноябрь 2004 г.), реализация всех предложенных рекомендаций, а также действенность запланированных мероприятий по дальнейшему повышению эффективности банковского надзора в Республике Беларусь.

В анализируемом периоде основной задачей дистанционного надзора являлось принятие комплекса мер надзорного реагирования, направленных на обеспечение безопасного и ликвидного функционирования банков, защиту интересов кредиторов банков, минимизацию частоты банкротств и издержек, связанных с ними.

Службой дистанционного надзора на постоянной основе был организован мониторинг выполнения банками параметров развития, предусмотренных в Основных направлениях, и нормативов безопасного функционирования. Продолжена работа по формированию равных условий деятельности банков и обеспечению добросовестной конкуренции, усилению документарного надзора в части анализа показателей, соблюдения нормативов безопасного функционирования, выявления негативных тенденций и кризисных явлений на ранних стадиях, применения всего спектра мер надзорного реагирования, а также по внедрению надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе.

Особое внимание уделялось финансовому состоянию банков, в которых на современном этапе государство планирует сохранить за собой контрольный пакет акций, в первую очередь ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "АСБ Беларусбанк", а также банков, имеющих лицензионные полномочия на привлечение во вклады (депозиты) средств физических лиц и претендующих на получение такого права.

В 2008 г. Национальным банком проведено 8 комплексных и 2 тематические проверки банков Республики Беларусь, в которых кроме работников Национального банка принимали участие специалисты других контролирующих органов. Основное внимание было уделено банкам, активно кредитовавшим население, в частности организации ими розничного кредитования, условий выдачи, погашения кредитов и уплаты процентов, а также соблюдения требований Национального банка по раскрытию информации.

Продолжена работа по повышению профессионального уровня работников Национального банка, занимающихся надзором за деятельностью банков, путем дистанционного обучения в рамках программы FSI Connect Института финансовой стабильности Банка международных расчетов (Швейцария), участия в национальных и международных семинарах, конференциях, обмена опытом.

 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

 

Своим созданием  центральные банки обязаны государствам с их политическими и экономическими целями. Центральные банки, в том  числе  Республики Беларусь и Российской Федерации совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогают государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Особенности и  различия в правовых статусах Национального  банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации продиктованы различиями в государственном устройстве, экономическими особенностями, политической властью, развитостью фондового рынка и т.д.

Национальный  банк Республики Беларусь работает в  соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь.

 Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 7 Банковского кодекса  Республики Беларусь (далее – Банковский кодекс) Национальный банк является центральным  банком Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные банковским кодексом.

Статьей 75 Конституции  РФ установлен особый конституционно-правовой статус Банка России – Банку России предоставлено исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1), а в качестве основной функции Банка России определены защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

В статье 24 Банковского  кодекса Республики Беларусь закреплено положение о том, что Национальный банк в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации (ст.5 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.

Деятельность  Национального банка Республики Беларусь регламентируется Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом Национального банка.

Ключевым элементом  правового статуса Банка России является принцип независимости, который  находит отражение на конституционном  и законодательном уровнях. Часть 2 ст.75 Конституции РФ устанавливает, что защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Развитие указанного принципа проводится в Федеральном законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (ст.ст.1,2).

Принцип независимости  Банка России предопределяет основные черты его гражданско-правового  статуса. В соответствии со ст.2 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, но при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая самостоятельность Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства (ст.79 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

В соответствии со статьей 7 Банковского Кодекса  РБ Национальный банк Национальный банк является центральным банком и государственным  органом Республики Беларусь.

В России же наоборот, с государственно-правовой точки зрения Банк России выступает как особый публично-правовой институт, который не является органом государственной власти. Вместе с тем, полномочия Банка России по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

В соответствии со ст.7 Федерального закона “О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)” Банк России наделен нормотворческими полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной  инициативы, однако его участие в  законодательном процессе обеспечивается тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций направляются на заключение в Банк России.

В Республике Беларусь Национальный Банк утверждает Основные направления денежно-кредитной политики. Согласно статьи 4 Банковского кодекса Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, являющиеся правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. В соответствии со статьей 27 Банковского кодекса Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Перед внесением  проекта Основных направлений на очередной год Президенту Республики Беларусь проект данного документа, согласованный с Министерством финансов и Министерством экономики, вносится на рассмотрение Правления Национального банка Республики Беларусь, после чего на одобрение Совета Министров Республики Беларусь (или Президиума Совета Министров Республики Беларусь).

Органами управления Банком России являются Председатель Банка России и Совет директоров Банка России. Коллегиальным органом  Банка России является Национальный банковский совет, численность которого составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

В Беларуси органом  управления Национального Банка  является Правление - высший орган управления банком. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка, руководящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавливается размер участия иностранного капитала в банковской системе страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка.

Правление состоит  из Председателя и десяти членов. Они  назначаются на пять лет. Уставом  Национального банка определяется компетенция Правления и порядок созыва его заседаний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Общая организация работы Правления строится в соответствии с регламентом. Банковским кодексом введен ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны).

Информация о работе Регулирование национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь