Регулирование национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
1.2 ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Курсовая банк дело.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Для современного этапа развития центральных банков государств характерны:

интеграция  национальных центральных банков в  рамках развития региональных валютных систем (наиболее ярко этот процесс  проявляется в Европейской системе  центральных банков);

увеличение  внимания центральных банков к вопросам защиты вкладов и сбережений; всех потребителей банковских услуг, проблемам  развития реального сектора экономики; [25;с.134]

публичность, открытость центральных банков перед законодательными органами, их ежегодные отчеты о своей деятельности, публикация сведений в открытой печати, в Интернете — для широкого круга пользователей, что характерно и для Национального Банка Республики Беларусь.

1.2 Функции Национального Банка Республики Беларусь

 

Центральный   банк — это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.

Задачи и  функции центрального банка в  большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. К числу основных задач центрального банка относятся:

- разработка  и проведение денежно-кредитной  политики как совокупности функций  по обеспечению покупательной  способности денег, поддержке  экономической политики правительства (способствовать долгосрочному экономическому росту, сдерживанию инфляции, регулированию занятости населения, выравниванию платежного баланса);

- надзор за  кредитной системой;

- организация  функционирования платежной системы  и надзор за нею.

К основным направлениям воздействия центрального банка  на кредитную систему относят:  использование инструментов денежно-кредитной  политики, которые влияют на денежную массу в обращении и кредитные  ресурсы коммерческих банков; установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением; создание условий для эффективной реализации кредитной системой своих целей деятельности (в том числе, относительная легкость основания новых банков, обеспечение конкуренции в банковском деле, доступность кредитов).

Общемировой тенденцией является построение национальных расчетных систем под контролем и надзором центрального банка через единый корреспондентский счет, открываемый в нем, усиление правомочных функций центрального банка по регулированию платежных систем.

Банковским кодексом Республики Беларусь основные цели деятельности Национального банка сформулированы следующим образом: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Функции центрального банка отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает  системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участников национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития. Данный статус, как уже отмечалось, проявляется в использовании эмиссионным банком и рыночных, и административных инструментов в процессе выполнения своих функций. Если центральный банк преобразовать в классический государственный орган либо в обычную коммерческую организацию, то возможности государства воздействовать на направления, скорость и мощность денежных потоков в стране уменьшатся.

В экономической  литературе и на практике обычно выделяют несколько основных функций центрального банка. В их числе:

функция эмиссионного банка. Это монопольный вид деятельности данного органа власти. Центральный  банк обеспечивает выпуск безналичных  и наличных денег;

функция фирменного банка государства, который кредитует  государство (не во всех странах), поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовым агентом и экономическим советником (По этой причине, к примеру, в Германии центральный банк называют «домашним» банком Федерации);

функция банка  банков, то есть расчетного центра для других банков и кредитора последней инстанции;

функция органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой, обеспечивающего должный уровень  ее надежности и устойчивости;

функция органа валютного регулирования, хранения и учета национальных золотовалютных резервов.

Важное значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков. К примеру, Национальный банк Республики Беларусь в пределах своей компетенции принимает  нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими и физическими лицами на территории государства.

Банковским  кодексом Республики Беларусь определены основные функции центрального банка  страны — Национального банка  Республики Беларусь. В их числе: разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной  политики; эмиссия денег и ценных бумаг Национального банка; рефинансирование банков (функция кредитора последней инстанции); регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование и валютный контроль; организация функционирования системы межбанковских расчетов; выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Правительства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов. В настоящее время Национальный банк Республики Беларусь финансирует Правительство в форме выделения кредитов для поддержки государственных целевых программ (жилищного строительства в городе и на селе), компенсации вкладов населения, покрытия дефицита республиканского бюджета.

К функциям Национального  банка также относятся: организация расчетно-кассового обслуживания отдельных государственных органов (их перечень определен Уставом Национального банка); надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (включая процедуры регистрации, лицензирования и регулирования; регистрация ценных бумаг кредитно-финансовых организаций, разработка и утверждение методик бухгалтерского учета и отчетности для всех кредитно-финансовых организаций; выполнение функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка; установление порядка осуществления банковских операций, безналичных и наличных расчетов в стране; организация инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей; составление платежного баланса Республики Беларусь и участие в разработке его прогнозов; создание золотовалютных резервов и управление ими; установление цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций; контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе; заключение соглашений с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств; другие функции и операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка.

Центральный банк представляет государство в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций центральный банк может открывать представительства в других государствах.

Коммерческие  операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям  и задачам государственной денежно-кредитной  политики; они не должны подрывать  конкуренцию в сфере кредитных  отношений. Как правило, центральный  банк не имеет права заниматься торговой и промышленной деятельностью, операциями с недвижимостью, приобретать доли (акции) хозяйствующих субъектов. К примеру, Национальный банк Республики Беларусь не может быть участником хозяйственных обществ и иных юридических лиц, за исключением отдельных банков, организаций, работающих на рынке ценных бумаг, производящих межбанковские расчеты, финансирующих, осуществляющих разработку и внедрение банковских технологий; международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной и банковской сферах. Порядок участия Национального банка в указанных организациях определяется Президентом Республики Беларусь.

Из совокупности операций центрального банка подробно остановимся на шести наиболее значительных.

Кредитование. Кредитная деятельность Национального банка включает в себя рефинансирование банков; кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год; предоставление кредитов своим работникам в порядке, установленном Советом директоров Национального банка.

Проведение  кредитных операций Национальным банком регламентируется Банковским кодексом, соответствующими положениями Национального  банка и другими нормативными актами. Для решения задач денежно-кредитного регулирования Национальный банк использует операции рефинансирования, то есть кредитования банков на конкурентной и индивидуальной основе. Целью рефинансирования является кредитная поддержка государственных программ, отдельных отраслей, предприятий, сглаживание текущих колебаний уровня ликвидности банковской системы. Кредиты предоставляются на договорной основе с уплатой процентов.

В большинстве  стран мира при рефинансировании используются инструменты открытых тендеров. Кредитные организации, которые  соблюдают требования центрального банка, имеют равные возможности в получении кредита эмиссионного банка. В отдельных странах действуют дополнительные поддерживающие правила для мелких и средних банков.

Национальный  банк Республики Беларусь предоставляет  кредиты республиканским органам управления, в том числе Министерству финансов — на покрытие государственного долга и дефицита республиканского бюджета; республиканским и местным органам управления — в текущую деятельность и на инвестиции. Операции кредитования на покрытие государственного долга основываются на Законе Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», которым регламентируется порядок образования, обслуживания внутреннего государственного долга страны, его состав, порядок управления и сроки погашения. Законом «О бюджете Республики Беларусь» определяются суммы отнесения на внутренний государственный долг кредитов под дефицит Республиканского бюджета и процентная ставка по ним.

Национальный  банк может кредитовать специфические предприятия, организации и учреждения и осуществлять их кредитно-расчетное обслуживание. Заемщиками Национального банка могут выступать иностранные государства, банки, предприятия (по межправительственным соглашениям). Физическим лицам — служащим Национального банка запрещено получать потребительские кредиты во всех банках, кроме Национального.

Расчетное и  кассовое обслуживание Правительства  и иных государственных органов. Национальный банк может осуществлять кассовые, вкладные и кредитно-расчетные  операции по счетам воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В этих целях в Национальном банке и в главных (специализированном) его управлениях открываются расчетные (текущие) счета и субсчета. Кроме того банк ведет счета клиентов, финансируемых за счет средств бюджета, временно финансируемых за счет средств бюджета, средств клиентов, полученных ими из внебюджетных фондов; текущие счета физических лиц; текущие счета клиентов по доверительным операциям.

В ходе совершения кассовых операций центральным банком осуществляются прием и выдача наличных денег, оформление кассовых документов, хранение денег, ревизия кассы и  контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

Операции по привлечению денежных средств. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие  операции с ценными бумагами. Пассивные  кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в  виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и другими международными организациями. Данные кредиты являются дополнительным источником валютных поступлений и используются для ускорения общественно-экономического развития государства. Сумма и валюта иностранного кредита, порядок его получения, использования и погашения, условия установления и погашения процентов определяются индивидуальным кредитным соглашением.

Пассивные депозитные операции представляют собой операции по привлечению средств юридических  и физических лиц во вклады до востребования  и срочные. В группу депозитов  до востребования входят средства на корреспондентских счетах банков и  счетах для расчетов банковскими пластиковыми карточками (для внутригосударственных расчетов и расчетов в иностранной валюте), счетах обязательных резервов и других счетах до востребования. Срочные депозиты объединяют средства банков, органов государственного управления, клиентов.

В совокупности пассивных операций, центрального банка  следует выделить операции при которых  он выступает эмитентом векселей, депозитных сертификатов, облигаций  и прочих долговых обязательств.

Управление  золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории страны и за ее пределами. Поддержание доверия к национальным деньгам, создание и сохранение среды привлекательности для внешних кредиторов и инвесторов, соблюдение обязательств страны по соглашениям с международными финансовыми организациями — все эти цели обеспечиваются путем формирования, сохранения и приумножения резервов иностранной валюты центральным банком. Кроме этого, резервы необходимы для валютных интервенций, международных расчетов, прироста накоплений (богатства) государства.

Резервы иностранной  валюты могут размещаться в зарубежных кредитных учреждениях. К этим резервам относятся иностранные высоколиквидные  финансовые активы центрального банка  в свободно и в ограниченно  конвертируемых валютах, которые предназначены для проведения денежно-кредитной политики, поддержания обменных курсов и своевременных расчетов страны по иностранным сделкам. Свои резервы центральные банки распределяют на операционный и инвестиционный портфели. Операционный портфель включает краткосрочные депозиты, операции РЕПО, казначейские векселя и другие легко реализуемые ценные бумаги. Он предназначен для обеспечения ликвидности эмиссионного банка по текущим операциям с резервами. Для обеспечения повышенной доходности от размещения резервов формируется инвестиционный портфель из средне- и долгосрочных ценных бумаг.

Информация о работе Регулирование национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь