Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа
Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
1.2 ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Для современного этапа развития центральных банков государств характерны:
интеграция
национальных центральных банков в
рамках развития региональных валютных
систем (наиболее ярко этот процесс
проявляется в Европейской
увеличение внимания центральных банков к вопросам защиты вкладов и сбережений; всех потребителей банковских услуг, проблемам развития реального сектора экономики; [25;с.134]
публичность, открытость центральных банков перед законодательными органами, их ежегодные отчеты о своей деятельности, публикация сведений в открытой печати, в Интернете — для широкого круга пользователей, что характерно и для Национального Банка Республики Беларусь.
Центральный банк — это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.
Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. К числу основных задач центрального банка относятся:
- разработка
и проведение денежно-
- надзор за кредитной системой;
- организация
функционирования платежной
К основным направлениям воздействия центрального банка на кредитную систему относят: использование инструментов денежно-кредитной политики, которые влияют на денежную массу в обращении и кредитные ресурсы коммерческих банков; установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением; создание условий для эффективной реализации кредитной системой своих целей деятельности (в том числе, относительная легкость основания новых банков, обеспечение конкуренции в банковском деле, доступность кредитов).
Общемировой тенденцией является построение национальных расчетных систем под контролем и надзором центрального банка через единый корреспондентский счет, открываемый в нем, усиление правомочных функций центрального банка по регулированию платежных систем.
Банковским кодексом Республики Беларусь основные цели деятельности Национального банка сформулированы следующим образом: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Функции центрального банка отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участников национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития. Данный статус, как уже отмечалось, проявляется в использовании эмиссионным банком и рыночных, и административных инструментов в процессе выполнения своих функций. Если центральный банк преобразовать в классический государственный орган либо в обычную коммерческую организацию, то возможности государства воздействовать на направления, скорость и мощность денежных потоков в стране уменьшатся.
В экономической литературе и на практике обычно выделяют несколько основных функций центрального банка. В их числе:
функция эмиссионного
банка. Это монопольный вид
функция фирменного банка государства, который кредитует государство (не во всех странах), поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовым агентом и экономическим советником (По этой причине, к примеру, в Германии центральный банк называют «домашним» банком Федерации);
функция банка банков, то есть расчетного центра для других банков и кредитора последней инстанции;
функция органа
надзора за кредитными учреждениями,
валютными и кредитными рынками,
в целом за кредитной системой,
обеспечивающего должный
функция органа валютного регулирования, хранения и учета национальных золотовалютных резервов.
Важное значение
имеет нормотворческая
Банковским кодексом Республики Беларусь определены основные функции центрального банка страны — Национального банка Республики Беларусь. В их числе: разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики; эмиссия денег и ценных бумаг Национального банка; рефинансирование банков (функция кредитора последней инстанции); регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование и валютный контроль; организация функционирования системы межбанковских расчетов; выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Правительства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов. В настоящее время Национальный банк Республики Беларусь финансирует Правительство в форме выделения кредитов для поддержки государственных целевых программ (жилищного строительства в городе и на селе), компенсации вкладов населения, покрытия дефицита республиканского бюджета.
К функциям Национального банка также относятся: организация расчетно-кассового обслуживания отдельных государственных органов (их перечень определен Уставом Национального банка); надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (включая процедуры регистрации, лицензирования и регулирования; регистрация ценных бумаг кредитно-финансовых организаций, разработка и утверждение методик бухгалтерского учета и отчетности для всех кредитно-финансовых организаций; выполнение функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка; установление порядка осуществления банковских операций, безналичных и наличных расчетов в стране; организация инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей; составление платежного баланса Республики Беларусь и участие в разработке его прогнозов; создание золотовалютных резервов и управление ими; установление цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций; контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе; заключение соглашений с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств; другие функции и операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка.
Центральный банк представляет государство в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций центральный банк может открывать представительства в других государствах.
Коммерческие
операции центральных банков законодательно
ограничены и подчиняются целям
и задачам государственной
Из совокупности операций центрального банка подробно остановимся на шести наиболее значительных.
Кредитование. Кредитная деятельность Национального банка включает в себя рефинансирование банков; кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год; предоставление кредитов своим работникам в порядке, установленном Советом директоров Национального банка.
Проведение
кредитных операций Национальным банком
регламентируется Банковским кодексом,
соответствующими положениями Национального
банка и другими нормативными
актами. Для решения задач денежно-
В большинстве стран мира при рефинансировании используются инструменты открытых тендеров. Кредитные организации, которые соблюдают требования центрального банка, имеют равные возможности в получении кредита эмиссионного банка. В отдельных странах действуют дополнительные поддерживающие правила для мелких и средних банков.
Национальный банк Республики Беларусь предоставляет кредиты республиканским органам управления, в том числе Министерству финансов — на покрытие государственного долга и дефицита республиканского бюджета; республиканским и местным органам управления — в текущую деятельность и на инвестиции. Операции кредитования на покрытие государственного долга основываются на Законе Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», которым регламентируется порядок образования, обслуживания внутреннего государственного долга страны, его состав, порядок управления и сроки погашения. Законом «О бюджете Республики Беларусь» определяются суммы отнесения на внутренний государственный долг кредитов под дефицит Республиканского бюджета и процентная ставка по ним.
Национальный
банк может кредитовать
Расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов. Национальный банк может осуществлять кассовые, вкладные и кредитно-расчетные операции по счетам воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В этих целях в Национальном банке и в главных (специализированном) его управлениях открываются расчетные (текущие) счета и субсчета. Кроме того банк ведет счета клиентов, финансируемых за счет средств бюджета, временно финансируемых за счет средств бюджета, средств клиентов, полученных ими из внебюджетных фондов; текущие счета физических лиц; текущие счета клиентов по доверительным операциям.
В ходе совершения кассовых операций центральным банком осуществляются прием и выдача наличных денег, оформление кассовых документов, хранение денег, ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.
Операции по привлечению денежных средств. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами. Пассивные кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и другими международными организациями. Данные кредиты являются дополнительным источником валютных поступлений и используются для ускорения общественно-экономического развития государства. Сумма и валюта иностранного кредита, порядок его получения, использования и погашения, условия установления и погашения процентов определяются индивидуальным кредитным соглашением.
Пассивные депозитные
операции представляют собой операции
по привлечению средств
В совокупности пассивных операций, центрального банка следует выделить операции при которых он выступает эмитентом векселей, депозитных сертификатов, облигаций и прочих долговых обязательств.
Управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории страны и за ее пределами. Поддержание доверия к национальным деньгам, создание и сохранение среды привлекательности для внешних кредиторов и инвесторов, соблюдение обязательств страны по соглашениям с международными финансовыми организациями — все эти цели обеспечиваются путем формирования, сохранения и приумножения резервов иностранной валюты центральным банком. Кроме этого, резервы необходимы для валютных интервенций, международных расчетов, прироста накоплений (богатства) государства.
Резервы иностранной
валюты могут размещаться в зарубежных
кредитных учреждениях. К этим резервам
относятся иностранные
Информация о работе Регулирование национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь