Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа
Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
1.2 ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Президент вправе освобождать их от должности с уведомлением Совета Республики в случаях: истечения срока полномочий; неспособности исполнять служебные обязанности по состоянию здоровья, констатированной заключением медицинской комиссии; отставки; ухода на пенсию; несоблюдения Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента и иных обязательных для Национального банка актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей; разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну; признания виновным в совершении преступления по приговору суда; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления не более двух сроков подряд.
Правление Национального
банка принимает решения
Исполнительным
коллегиальным органом
Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров организована согласно регламенту.
Члены Совета директоров
(за исключением его руководителя)
назначаются Правлением в соответствии
с установленным Уставом
Уставом определяется и компетенция Совета директоров. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее шести членов. Заседания Совета директоров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Что касается функциональных обязанностей Национального Банка Республики Беларусь и Банка России, то в целом они схожи и отличаются только формулировками и в общем определены всеми теоретическими обязанностями, стоящими перед центральными банками.
Однако необходимо заметить, что Банк России вправе защищать свои интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах (ст.6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.
Право же Национального банка на обращение в суд ограничено статьей 36 Банковского Кодекса Республики Беларусь. В которой записано, что Национальный банк вправе предъявлять в хозяйственный суд иски о признании недействительными сделок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, заключенных с нарушением законодательства Республики Беларусь, а также вправе предъявить в хозяйственный суд иск о ликвидации банка или небанковской кредитно-финансовой организации по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь.
По оптимизации и совершенствованию надзорной деятельности Национального Банка Республики Беларусь необходимо обратить внимание на следующие направления:
- в связи с необходимостью совершенствования порядка составления и представления консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга, а также развития норм новой редакции Банковского кодекса - это установление нормативов безопасного функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк; применение секторального расчета достаточности нормативного капитала банковской группы, банковского холдинга; изменение подходов к определению инсайдеров банковского холдинга; расширение требований к представляемой банками информации в рамках надзора за их деятельностью на консолидированной основе.
- в целях либерализации условий привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор республики увеличть размер (квоту) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь с 25 до 50 процентов. Данная мера была бы направлена на повышение устойчивости и эффективности функционирования банковской системы, создание необходимых условий для привлечения в банковский сектор новых технологий, увеличения его финансового потенциала, обеспечения конкурентоспособности и усиления внутренней конкуренции, роста инвестиционной привлекательности, а также оптимизации количества и качества осуществляемых банковских операций и оказываемых услуг.
- повышению устойчивости банков, привлекающих средства физических лиц, и расширению их возможностей по оказанию кредитной поддержки экономике способствовало бы принятие увеличению значения норматива минимального размера нормативного капитала для действующих банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), а также банков, претендующих на данное право, до суммы, эквивалентной 25 млн. евро.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Правовое регулирование деятельности центральных банков, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.
Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных странах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.
Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти, предприятий государственного сектора.
Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом на регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых центральными банкам (фиксированный, свободно плавающий, "ползучий", двойной, система множественности валютных курсов) осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны.
Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики, при этом он преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.
Целью деятельности Национального Банка Республики Беларусь не является получение прибыли.
Функции центрального банка отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участников национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития. Данный статус, как уже отмечалось, проявляется в использовании эмиссионным банком и рыночных, и административных инструментов в процессе выполнения своих функций. Если центральный банк преобразовать в классический государственный орган либо в обычную коммерческую организацию, то возможности государства воздействовать на направления, скорость и мощность денежных потоков в стране уменьшатся.
Национальный Банк Республики Беларусь в соответствии со статьей 7 Банковского Кодекса является государственным органом и подотчетен Президенту Республики Беларусь.
В отличие от него, Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.
В соответствии со статьей 7 Банковского Кодекса РБ Национальный банк Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. В России же наоборот, с государственно-правовой точки зрения Банк России выступает как особый публично-правовой институт, который не является органом государственной власти. Вместе с тем, полномочия Банка России по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Роль центрального
банка в формировании и развитии
надзорных структур в разных странах
имеет свои отличия. В Австрии, Дании,
Канаде, Швеции и некоторых других
государствах функцию контроля за деятельностью
кредитных организаций
Национальный банк, подотчетный Президенту, совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Также Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег, о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Национальному
банку принадлежит
Национальный банк – это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Работа структурных подразделений и организаций Национального банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка.
По согласованию
с Президентом Национальный банк
может создавать организации, необходимые
для обеспечения своей
Нормативной базой для реализации функций Центрального Банка в Республике Беларусь являются: Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Устав Национального Банка Республики Беларусь, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на соответствующий год, Указы Президента Республики Беларусь «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического Развития Республики Беларусь на соответствующий год», Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 годы, Программа социально-экономического развития на 2006-2010 годы и др.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).
2. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 25 октября 2000 г., 441-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.;
3. Закон Республики
Беларусь «О бюджете
4. Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического Развития Республики Беларусь на соответствующий год» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.;
5. Основные направления
денежно-кредитной политики
6. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 годы, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2002г. № 274. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.;
Информация о работе Регулирование национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь