Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа
Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
1.2 ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Министерство образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет»
Факультет финансово-экономический
Кафедра « финансов »
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине |
Финансы предприятий |
Тема:
Регулирование Национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь |
Исполнитель: студент (факультет, курс, группа)
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель проекта
(ученое звание, ученая степень, должность)
Измайлович С. В. |
(фамилия, имя, отчество)
Новополоцк 2010
Министерство образования
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет»
Факультет финансово-экономический
Кафедра « финансов »
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
_________________ Богатырева В.В.
подпись инициалы и фамилия
« ____ » ____________ 2010 г.
ЗАДАНИЕ
по курсовому проектированию
студенту
1. Тема работы: |
|
Руководитель
Студент
принял задание к исполнению
подпись, дата
СОДЕРЖАНИЕ
Несомненно, актуальной в наши дни является тема Центральных банков, т.к. от них во многом зависит благосостояние страны в целом. Для нас как граждан Республики Беларусь, наибольший интерес представляет Национальный Банк Республики Беларусь.
Со времен появления первых банков правовое регулирование кредитно-денежного и финансового хозяйства многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система правовых взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.
Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.
Во всем этом немаловажную роль играют Центральные банки.
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в Республике Беларусь, что объективно определяет ключевую роль национального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов правового регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку.
В связи с этим тема курсовой работы имеет большую актуальность, так как позволяет изучить и рассмотреть различные аспекты правовой деятельности центральных банков и Национального Банка Республики Беларусь в частности.
В работе подробно рассмотрены история развития, роль и функции НБ, законодательство, регулирующего деятельность Национального Банка, дано понятие его правового статуса. Целью курсовой работы является анализ контрольной функции Национального Банка Республики Беларусь.
Для решения поставленных задач при подготовке к курсовой работе были использованы нормативные акты Республики Беларусь, научная литература по теме «Правовое регулирование банковской деятельности», материалы периодических изданий, официальные документы по итогам развития денежно-кредитной политики.
Своим созданием
центральные банки обязаны
Известны два пути создания центральных банков:
1) посредством исторического закрепления функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;
2) посредством
учреждения государством
Появление первых центральных банков относят к концу ХVII в. Тогда функции, выполняемые центральным банком, не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства.
Старейшими центральными банками мира признаны шведский «Риксбанк» (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). С 1812 г. банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве.
Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце ХIХ — начале ХХ вв. Банк Англии в законодательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.
В числе экономически развитых стран последней четверти Х1Х в. только США не располагали централизованной организацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функционировало более 20 000 банков, причем около 7000 — с правом эмиссии банкнот.
После первой мировой войны государства значительно усилили свое влияние на реальный сектор экономики и в целях закрепления за собой соответствующих функций стали наделять центральные банки рядом властных полномочий по отношению ко всем участникам кредитно-финансовых отношений и, в частности, к банкам и небанковским кредитным организациям. Особый статус центрального банка стал проявляться также в составе клиентов, которых он обслуживал: коммерческие банки, центральные банки других стран, правительство. Таким образом, в процессе исторического развития центральные банки во взаимоотношениях с коммерческими банками перешли от принципов партнерства к принципам властности.
После Октябрьской
революции филиалы
В 1923–1925 годах в республике начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк.
В целях концентрации свободных средств для кредитования нужд сельского хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.
Решить эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.
В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.
В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.
Одной из важнейших функций государственной банковской системы, в том числе и белорусской, на всех этапах ее развития была и остается работа по организации денежного обращения. В этом плане значительным событием явилось проведение денежной реформы в 1947 году.
Вскоре после завершения восстановительного периода потребовались и соответствующая перестройка кредитно-денежной системы, и дальнейшее расширение кредитных связей банка с народным хозяйством. Уже в 1959 году была проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР.
Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.
Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие[34].
Национальный банк изначально не обладал статусом государственного органа, равноправного Совету Министров страны.
Конституцией Республики Беларусь определено: «Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег»[1]. Осенью 1996 г. на республиканском референдуме были приняты изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, согласно которым Президент Республики Беларусь получил право назначать на должность председателя и членов Правления Национального банка с согласия Совета Республики и освобождать их с уведомлением Совета Республики.
С 2001 г. правоотношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, строятся на основе Банковского кодекса Республики Беларусь, закрепившего независимость деятельности Национального банка. Государственные органы не имеют права вмешиваться в его работу, осуществляемую в границах его полномочий. Председатель Правления Национального банка является членом Правительства нашего государства.
Информация о работе Регулирование национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь