Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа
Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
1.2 ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Со стороны центрального
банка государственное
Роль центрального банка
в формировании и развитии надзорных
структур в разных странах имеет
свои отличия. В Австрии, Дании, Канаде,
Швеции и некоторых других государствах
функцию контроля за деятельностью
кредитных организаций
Кроме специальных органов, наделенных функцией надзора за работой кредитной системы, контроль осуществляют также аудиторские организации и подразделения аудита самого банка, другие уполномоченные на то органы.
Система надзора представляет
собой совокупность экономических
и административных мер, финансовых
и юридических инструментов, используемых
для поддержания безопасности и
повышения эффективности
К числу важных направлений надзора и контроля относятся:
разработка систем раннего выявления проблемных банков.
Центральный банк анализирует деятельность кредитных организаций и при выявлении ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, вправе применить меры воздействия;
• обеспечение адекватных резервов в целях эффективного управления банковскими рисками;
• усиление внимания к структуре активов и обязательств по срочности в целях регулирования и контроля риска ликвидности как в отдельной кредитной организации, так и в банковской системе в целом;
• развитие надзора на консолидированной основе;
• трансграничный надзор за банками, имеющими дочерние банки и филиалы за рубежом. Для последних необходимо заключение надзорных соглашений между центральными банками государств, на территории которых расположены международные банки, о взаимном обмене информацией, в том числе и по надзору, об участии в проверках банков и др.
Надзор за коммерческими банками осуществляется в формах дистанционного наблюдения и контактного надзора. В первую очередь объектом надзора является работа банка с точки зрения соответствия законам и нормативным актам, регулирующим данную сферу экономических отношений, и экономическим нормативам. Тщательной проверке также подлежит порядок ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках. В последнее время со стороны центральных банков усилен контроль качества банковского менеджмента.
В целях выполнения надзорных функций центральный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка. В сроки, в порядке, в форме, установленных центральным банком, коммерческие банки представляют ему отчетность (отчетную документация) о своей деятельности. Информация, полученная в порядке банковского надзора, не подлежит разглашению, является конфиденциальной.
Для регулирования деятельности кредитных организаций и надзора за ними центральный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проверяет деятельность банков, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством страны санкции к нарушителям. Проверки проводятся представителями центрального банка или по его поручению аудиторскими организациями (аудиторами), имеющими лицензию центрального банка на проведение аудита.
Одним из видов контроля является пруденциальный надзор. Цель надзора – защита потребителей банковских услуг от риска банкротства коммерческого банка и защита кредитной системы от риска «цепной реакции» банкротств банков. Пруденциальный надзор появился в процессе развития системы надзора со стороны центрального банка. Благодаря превентивному характеру он минимизирует разнообразные риски коммерческих банков. Он выполняет функцию защиты публичных интересов акционеров и вкладчиков[27;с.105].
Элементы пруденциального надзора:
1) контроль состава владельцев банка, проверка уровня квалификации руководителя банка и главного бухгалтера, оценка готовности банка к проведению банковских операций на стадии образования и лицензирования банков;
2) документальный надзор за статистической и финансовой отчетностью банков (получение, проверка, анализ) в целях раннего выявления проблем в деятельности кредитной организации;
3) инспекция работы с выездом на место. Она позволяет оценить качество управления банком, состояние его внутреннего контроля. Проверки кредитных организаций проводятся силами специалистов центрального банка. В отдельных случаях к их проведению привлекаются аудиторские организации.
В целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь Национальный банк устанавливает для банков экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка; предельный размер неденежной части уставного фонда; нормативы ликвидности, достаточности капитала; максимальный размер риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов), на одного кредитора (вкладчика), на одного инсайдера и связанных с ним лиц; максимальный размер крупных рисков; максимальный размер риска по средствам, размещенным в зарубежных странах, не являющихся членами ОЭСР; норматив участия банка в инвестиционной деятельности; норматив валютного риска (открытой валютной позиции); максимальные размеры собственных вексельных обязательств и привлеченных средств физических лиц; норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском; максимальный размер привлеченных средств физических лиц.
Центральным банком
также устанавливаются
Центральный банк разрабатывает методики определения собственных средств, активов, размеров риска по активам для каждого из нормативов. При этом учитываются как международные стандарты, так и особенности развития банковской системы в государстве; проводятся консультации с банковскими ассоциациями, союзами, банками.
В международной банковской практике определены сферы, в которых центральными банками ограничивается деятельность кредитных организаций. Это:
• полномочия коммерческих банков. В первую очередь центральными банками налагаются ограничения на виды деятельности, которыми может заниматься кредитная организация. К примеру, ограничиваются вложения в уставные капиталы юридических лиц; отдельные виды активов (чаще – операции с отдельными видами ценных бумаг);
право владения. В ряде стран центральные банки не разрешают нефинансовым организациям входить в число собственников (участников) коммерческих банков. Если законом это не запрещено, в этих государствах вводятся ограничения на операции между банком и его собственниками (участниками);
• размеры индивидуальных кредитов, объем и число кредитов по отдельным сегментам совокупного кредитного портфеля;
• кредиты лицам, имеющим доступ к конфиденциальной информации;
• требования к капиталу;
• гарантийные обязательства и др.
Развитие предпринимательства в целом основывается на определенной свободе деятельности, что не характерно для банковской сферы, работа которой ограничена строгими рамками. Прежде чем банк начнет функционировать, он должен получить лицензию. Допуск кредитных организаций на рынок банковских услуг и лицензирование банков в ряде стран является функцией центрального банка (Россия, Республика Беларусь); федеральных органов (Германия), министерства финансов (Япония). Центральный банк осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций.
Центральные банки ряда стран (Россия, Республика Беларусь) обладают правом инициировать процесс ликвидации кредитных организаций.
Глобализация и технический прогресс изменили природу и условия банковской стабильности. Поэтому предпочтительнее превентивные, чем антикризисные меры. Достижение стабильности банковской деятельности обеспечивается ее регулированием, надзором и контролем, антикризисным управлением, международным сотрудничеством, соблюдением международных принципов, правил и стандартов[33;с.110].
Центральные банки, как уже отмечалось, используют не только экономические методы взаимодействия с кредитными организациями, но и административные. Так, возможны передача проблемного банка в доверительное управление, наложение запрета на проведение отдельных банковских операций, отзыв, приостановление лицензии, требование замены руководителей и главного бухгалтера, наложение штрафа и другие меры.
Количество
мер воздействия на кредитную
организацию и степень их жесткости
зависят как от уровня надежности
и устойчивости кредитной системы,
общей экономической
2.1 Надзорная функция Национального Банка Республики Беларусь
Основными ориентирами совершенствования принципов и инструментов банковского надзора является приближение к международным стандартам, а также использование подходов к банковскому регулированию и надзору, проверенных мировой практикой. В этих целях по результатам проведенной в 2008-2009 г.г. самооценки законодательства Республики Беларусь и практики его применения на соответствие новой редакции Основных принципов эффективного банковского надзора, опубликованной Базельским комитетом по банковскому надзору в 2006 году, Национальным банком реализован комплекс мероприятий.
Для либерализации условий привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор республики размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь увеличен с 25 до 50 процентов.
В связи с переходом с 2008 года банковской системы на международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО), а также в целях повышения эффективности регулирования банковского сектора усовершенствован порядок осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах путем закрепления в законодательстве требований к аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям о проведении аудита достоверности годовой финансовой отчетности банков в соответствии с МСФО и о составлении по его результатам аудиторского заключения с учетом международных стандартов аудита.
Для повышения качества корпоративного управления в банках изменены квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к руководителю, главному бухгалтеру банка, его филиала (отделения) и их заместителям, упрощена процедура прохождения кандидатами на указанные должности оценки соответствия этим требованиям. Банкам предоставлена возможность ходатайствовать о проведении оценки соответствия должности членов советов директоров (наблюдательных советов), исполнительных органов банков и кандидатов на эти должности.
В целях повышения уровня риск-менеджмента в банках продолжена работа по внедрению систем оценки и ограничения отдельных рисков банковской деятельности. До банков доведены принципы управления процентным риском и рисками, связанными с аутсорсингом в финансовой сфере, что позволит создать эффективную комплексную систему управления процентным риском торгового и банковского портфелей, а также снизить риски при выборе поставщика услуг по аутсорсингу.
Развитию инфраструктуры банковского сектора способствовало принятие Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года "О кредитных историях" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1538), согласно которому с 21 августа 2009 г. в кредитные истории будут включаться сведения о следующих видах договоров, заключаемых банками: кредитных договорах, договорах, содержащих условия овердрафтного кредитования, договорах займа, залога, поручительства и гарантии.
На повышение устойчивости банков, привлекающих средства физических лиц, расширение возможностей этих банков по оказанию кредитной поддержки экономике Республики Беларусь направлено увеличение с 1 января 2009 г. значения норматива минимального размера нормативного капитала для действующих банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), а также банков, претендующих на данное право, до суммы, эквивалентной 25 млн. евро (ранее - 10 млн. евро).
Информация о работе Регулирование национальным Банком деятельности банков в Республике Беларусь