Методы регулирования Национальным Банком Республике Беларусь деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы подтверждается многочисленностью нормативных актов Национального Банка и правительства Республики Беларусь. Целью курсовой работы является описание системы банковского надзора на сегодняшний день.
Исходя из определенной цели можно выделить следующие задачи - рассмотреть следующие аспекты:
состояние системы надзора на текущий момент;
недостатки всей системы в целом;
необходимость продуманной политики регулирования деятельности коммерческих банков и важность развития её методики в будущем;
перспективы развития в соответствии с международными стандартами.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Устойчивое экономическое  развитие любой страны невозможно без  функционирования надежной банковской системы. Для обеспечения доверия  вкладчиков и потенциальных кредиторов Национальный Банк Республики Беларусь проводит регулирование деятельности коммерческих банков. Банковский надзор является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики центрального банка республики.

Банковская система страны сформировалась за очень непродолжительный период времени. Этим обусловлены некоторые  недостатки ее функционирования. Обеспечение устойчивости белорусских банков - приоритетное направление деятельности Национального Банка.

Национальный Банк представляет собой  монопольный орган регулирования. В курсовой работе уделяется немало внимания тенденциям развития банковского надзора в республике.

Актуальность выбранной  мною темы подтверждается многочисленностью  нормативных актов Национального  Банка и правительства Республики Беларусь. Целью курсовой работы является описание системы банковского надзора  на сегодняшний день.

Исходя из определенной цели можно выделить следующие задачи - рассмотреть следующие аспекты:

состояние системы надзора  на текущий момент;

недостатки всей системы  в целом;

необходимость продуманной  политики регулирования деятельности коммерческих банков и важность развития её методики в будущем;

перспективы развития в  соответствии с международными стандартами.

В первой главе курсовой работы уделяется внимание обоснованию  необходимости такого контроля со стороны  государства в лице Национального  Банка, а также основным принципам и целям подобного регулирования деятельности коммерческих банков.

Во второй главе показаны основные инструменты и методы, с  помощью которых Национальный Банк осуществляет банковский надзор. В  ней также рассматривается то, каким образом, центральному банку, имеющему полномочия на осуществление надзора за банковской деятельностью, необходим механизм оперативного контроля за деятельностью коммерческих банков.

В последней главе  главное место занимают тенденции  в развитии банковской системы в целом и системы банковского надзора согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы.

По данной проблематике за последнее время появилось  множество трудов и публикаций. В  основу моей курсовой работы был положен  Банковский кодекс Республики Беларусь. Кроме того мне очень помогли в написании работы ряд книг и научных публикаций как белорусских, так и российских авторов. Среди них мне бы хотелось отметить такие как статьи "Надзор за деятельностью финансовых институтов" А. Ковалевой и "Центральный банк в условиях рыночной экономики" О. Лаврушина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НЕОБХОДИМОСТЬ  И СУЩНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

 

    1. Национальный Банк как главный субъект регулирования деятельности коммерческих банков

 

Национальный банк - центральный  банк Республики Беларусь действует  исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, банковским Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка  Президенту Республики Беларусь означает:

- утверждение Президентом  Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

- назначение Президентом  Республики Беларусь с согласия  Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь  на должность Председателя и  членов Правления Национального  банка, освобождение их от должности  с уведомлением Совета Республики  Национального собрания Республики Беларусь;

- определение Президентом  Республики Беларусь аудиторской  организации для проведения аудиторской  проверки Национального банка;

- утверждение Президентом  Республики Беларусь годового  отчета Национального банка с  учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба  Республики Беларусь и надписью «Национальный  банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка - город Минск.

Функции и права Национального  банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, банковским Кодексом, иными  законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

- защита и обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление  банковской системы Республики  Беларусь;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования  платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. [2]

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений  и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

Структурные подразделения и организации  Национального банка действуют  на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. [1]

Органами управления Национального  банка являются Правление Национального  банка и Совет директоров Национального  банка. [1]

Национальный банк имеет право  по согласованию с Президентом Республики Беларусь создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. [2]

Национальный банк выполняет следующие  функции:

- разрабатывает и совместно  с Правительством Республики  Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

- осуществляет эмиссию денег;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- является для банков кредитором  последней инстанции, осуществляет  их рефинансирование;

- осуществляет валютное регулирование;

- организует и осуществляет  валютный контроль как непосредственно,  так и через уполномоченные  банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- выполняет функции центрального  депозитария государственных ценных  бумаг и ценных бумаг Национального  банка, если иное не определено  Президентом Республики Беларусь;

- осуществляет эмиссию  ценных бумаг Национального банка;

- организует эффективное,  надежное и безопасное функционирование  системы межбанковских расчетов;

- консультирует, кредитует  и выполняет функции финансового  агента Правительства Республики  Беларусь и местных исполнительных  и распорядительных органов по  вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

- осуществляет государственную  регистрацию банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций,  производит выдачу им лицензий  на осуществление банковских  операций;

- осуществляет регулирование  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

- устанавливает порядок  осуществления банковских операций;

- регистрирует ценные  бумаги банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- разрабатывает и утверждает  методику бухгалтерского учета  и отчетности для банков и  небанковских кредитно-финансовых  организаций;

- определяет порядок  проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;

- осуществляет операции, необходимые для выполнения основных  целей деятельности Национального  банка;

- организует расчетное  и (или) кассовое обслуживание  отдельных государственных органов,  перечень которых определен в Уставе Национального банка;

- принимает участие  в разработке прогноза платежного  баланса Республики Беларусь  и организует составление платежного баланса Республики Беларусь;

- создает золотовалютные  резервы, в том числе золотой  запас, и управляет ими;

- устанавливает цены  купли-продажи драгоценных металлов  и драгоценных камней при осуществлении  банковских операций;

- организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;

- осуществляет контроль  за обеспечением безопасности  и защиты информации в банковской  системе;

- заключает соглашения  с центральными (национальными) банками  и кредитными организациями иностранных государств;

- дает согласие на  осуществление банками и небанковскими  кредитно-финансовыми организациями  операций с ценными бумагами;

- выполняет другие  функции в соответствии с настоящим  Кодексом и иными законодательными  актами Республики Беларусь. [1]

Права Национального  банка в области регулирования  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и  надзора за нею.

Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею.

Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями банковского законодательства.

Главными целями Национального  банка в области регулирования  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею являются поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Национальный банк определяет правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки степени надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации.

Для осуществления регулирования  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и  надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

Проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций проводятся представителями  Национального банка или по его  поручению - аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка на проведение аудита.

Национальный банк вправе потребовать от банка и небанковской кредитно-финансовой организации сертификации внешней аудиторской организацией (аудитором) годового и любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторского заключения в полном объеме. Аудиторская проверка банка и небанковской кредитно-финансовой организации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация (аудитор) обязана составить заключение аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности банка или небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении обязательных нормативов, установленных Национальным банком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые законодательством Республики Беларусь и уставом банка или небанковской кредитно-финансовой организации. При проведении проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального банка, а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые Национальным банком, вправе:

- проверять счета и  другие документы банка и небанковской  кредитно-финансовой организации;

- потребовать от администрации  и работников банка и небанковской  кредитно-финансовой организации представления информации по любому вопросу, относящемуся к деятельности банка и небанковской кредитно-финансовой организации и осуществляемым ими операциям.

В целях выполнения надзорных  функций Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка и небанковской кредитно-финансовой организации в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей) банка или небанковской кредитно-финансовой организации.

Полученная в порядке  банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок проведения проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций устанавливается Национальным банком.

Национальный банк в  целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. В случае выявления  таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия, предусмотренные статьей 135 Банковского Кодекса. [2]

Информация о работе Методы регулирования Национальным Банком Республике Беларусь деятельности коммерческих банков