Методы регулирования Национальным Банком Республике Беларусь деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы подтверждается многочисленностью нормативных актов Национального Банка и правительства Республики Беларусь. Целью курсовой работы является описание системы банковского надзора на сегодняшний день.
Исходя из определенной цели можно выделить следующие задачи - рассмотреть следующие аспекты:
состояние системы надзора на текущий момент;
недостатки всей системы в целом;
необходимость продуманной политики регулирования деятельности коммерческих банков и важность развития её методики в будущем;
перспективы развития в соответствии с международными стандартами.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

- во-вторых, разрабатывает  и устанавливает банкам экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность, т.е. осуществляет так называемый пруденциальный надзор;

- в-третьих, осуществляет  непосредственный контроль за  точным исполнением банковского  законодательства и применяет соответствующие санкции в отношении нарушителей.[2]

Согласно ст.18 Банковского  Кодекса государственное регулирование  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется посредством:

государственной регистрации  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

лицензирования банковских операций;

установления запретов и ограничений для банков и  небанковских кредитно-финансовых организаций;

установления экономических  нормативов для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

надзора за деятельностью  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений  банковского законодательства и  применения мер воздействия, установленных  настоящим Кодексом и иным законодательством  Республики Беларусь;

выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции.[2]

Законодательно-правовая основа функционирования банков в Республике Беларусь закреплена в Банковском Кодексе Республики Беларусь, кроме того Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления.

Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать  законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Банковский надзор является одной из форм регулирования банковской деятельности, и его совершенствование  играет важную роль в развитии банковской системы.[5]

Функции банковского надзора отличаются от других функций в системе общегосударственного надзора за банковской деятельностью по целям и задачам, а также по методам и инструментам.

Функции надзора предполагают установление нормативных требований к банкам при невмешательстве в их оперативную  деятельность. Контрольные функции  включают в себя осуществления контроля за соблюдением законодательства и правильностью осуществления банковских операций. Функции государственного регулирования деятельности банков включают в себя помимо изложенного установление правил осуществления банковских операции, порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, установление норм обязательного резервирования, осуществление рефинансирования банков и операций на открытом рынке в целях выполнения государственной денежно - кредитной политики.[7]

Основной целью банковского  надзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия  к ней, сокращение риска потерь для  кредиторов и вкладчиков. Исходя из указанной цели для банковского  надзора характерны следующие принципы:

- оперативная и финансовая независимость банковского надзора от других функций государственного регулирования и управления, включая и осуществляемые и Национальным Банком. Цели и задачи банковского надзора могут расходиться с целями и задачами других функций государственного регулирования. Исходя из специфики своих целей и задач и их важности для стабильности банковской системы и экономики в целом орган банковского надзора должен обладать достаточной независимостью в рамках своих полномочий по установлению пруденциальных норм банковской деятельности и равных требований ко всем банкам;

-достаточность средств и полномочий  органа банковского надзора для  сбора и проверки сведений  о деятельности банков, а также  их учредителей и связанных  с банками лиц, включая надзорные  проверки на местах, а также по принудительному осуществлению принятых решений в рамках надзорных функций. Надзорный орган должен иметь доступ к любой информации об операциях банка для определения их сущности и составления обоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении. Кроме того, надзорный орган должен иметь доступ к сведениям об учредителях и других лицах могущих оказать влияние на деятельность банков, чтобы избежать возможного негативного влияния их на деятельность банка и ограничения доступа на банковский рынок недобросовестных участников;

- невмешательство в  оперативную деятельность банков. Обладая достаточными полномочиями  общих пруденциальных требований  и ограничений, а также по  применению корректирующих мер  воздействия к банкам, их нарушающих, орган банковского надзора не должен вмешиваться в оперативную деятельность банков, давать указания об их осуществлении или неосуществления тех или иных операций с тем или иным клиентом, если она находится в пределах установленных требований;

- создание равных условий  деятельности для всех банков; недопущения отклонения от общих  пруденциальных требований для  отдельных банков, создания им  этим самым конкурентных преимуществ;

-поощрение и обеспечение  рыночной дисциплины в банковской  системе, поощрение эффективного корпоративного управления в банках, содействие в обеспечение прозрачности банковских операции для участников рыночных отношений.[7]

Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и надзор за нею. Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банковского законодательства. Национальный банк определяет правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки степени надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации.

Проверки деятельности банков проводятся представителями  Национального банка или по его  поручению - аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка на проведение аудита.[8]

Национальный банк вправе потребовать  от банка сертификации внешней аудиторской организацией (аудитором) годового и любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторского заключения в полном объеме. Аудиторская проверка банка осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация (аудитор) обязана составить заключение аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности банка или небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении обязательных нормативов, установленных Национальным банком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые законодательством Республики Беларусь и уставом банка или небанковской кредитно-финансовой организации. При проведении проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального банка, а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые Национальным банком, вправе:

- проверять счета и другие  документы банка;

-потребовать от администрации  и работников банка представления  информации по любому вопросу, относящемуся к деятельности банка и осуществляемым ими операциям.

В целях выполнения надзорных функций  Национальный банк вправе запрашивать  и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации  учредителей (участников) банка в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей).[9]

Полученная в порядке банковского  надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных  законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок проведения проверок деятельности банков устанавливается Национальным банком.

Национальный банк в  целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков.

Согласно ст.35 Банковского  Кодекса Национальный банк вправе предъявлять иски в хозяйственный суд о признании недействительными сделок банков, заключенных с нарушением законодательства Республики Беларусь.[2]

Национальный банк вправе предъявить иск в хозяйственный  суд о ликвидации банка по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Национальный банк в  пределах своей компетенции принимает  нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления.

Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать  законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь.

Одним из значимых инструментов регулирования деятельности банков является лицензирование банков при  их создании, а также получение лицензий на оказание специфических услуг.

Государственной регистрации  подлежат:

- вновь созданные (реорганизованные) банки;

- изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы  банков.

Деятельность банка  без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной регистрации, взыскиваются в доход республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.

Национальный банк до принятия решения о государственной регистрации банка вправе запрашивать у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при государственной регистрации. Специальная квалификационная комиссия Национального банка до принятия решения о государственной регистрации банка проводит оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка.[12]

Лицензии на осуществление  банковских операций выдаются Национальным банком в порядке, установленном  в ст.93 Банковского кодекса.[2]

Банк приобретает право  на осуществление банковских операций со дня получения лицензии, выданной Национальным банком. В лицензии, выданной Национальным банком, указываются банковские операции, на осуществление которых данный банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Национальный банк выдает следующие лицензии на осуществление  банковских операций: общую, внутреннюю, генеральную, разовую, лицензию на привлечение  во вклады средств физических лиц, лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Общая лицензия дает банку  право осуществлять указанные в  ней банковские операции в белорусских  рублях. Общая лицензия выдается банку  во время его государственной  регистрации.

Внутренняя лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации.

Генеральная лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Генеральная лицензия выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации.

Разовая лицензия дает банку  право осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте. Разовая лицензия выдается по заявлению банка в случае необходимости одноразового осуществления им отдельной банковской операции.

Национальный банк вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

-установления недостоверности  сведений, на основании которых  она выдана;

- неосуществления банковских  операций, указанных в лицензии, в течение одного года со  дня ее выдачи;

- установления фактов  недостоверности отчетных данных, приведших к нарушению интересов вкладчиков и кредиторов банка;

- осуществления, в  том числе однократного, банковских  операций, не указанных в лицензии, выданной Национальным банком;

- невыполнения требований  банковского законодательства;

- неудовлетворительного финансового положения банка, неисполнения им своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами;

-реорганизации банка,  если это предусмотрено законодательством  Республики Беларусь;

-принятия решения  о ликвидации банка.

Одним из методов регулирования деятельности коммерческих банков является пруденциальный надзор, принципы которого описаны выше.

Информация о работе Методы регулирования Национальным Банком Республике Беларусь деятельности коммерческих банков