Методы регулирования Национальным Банком Республике Беларусь деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы подтверждается многочисленностью нормативных актов Национального Банка и правительства Республики Беларусь. Целью курсовой работы является описание системы банковского надзора на сегодняшний день.
Исходя из определенной цели можно выделить следующие задачи - рассмотреть следующие аспекты:
состояние системы надзора на текущий момент;
недостатки всей системы в целом;
необходимость продуманной политики регулирования деятельности коммерческих банков и важность развития её методики в будущем;
перспективы развития в соответствии с международными стандартами.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Анализ структуры средств  юридических и физических лиц  свидетельствует о том, что большая  доля средств в иностранной валюте (50,94%) по-прежнему размещается в долларах США.  Незначительная доля российского рубля объясняется неразвитостью расчетов в национальных валютах между Республикой Беларусь и Российской федерацией. Однако последние события свидетельствуют о вероятности перехода на прямые расчеты. В таком случае неизбежно вытеснение долларов США и евро российским рублем, так как Россия – крупнейший торговый партнер белорусских предприятий.

В отделении банка  разработан алгоритм расчета доходов  и расходов по валютным операциям.

 

 

Рисунок 6. Доходы от валютных операций Жодинском структурном отделении ОАО «Белвнешэкономбанк» в 2006-2008 году, млн. рублей

 

 

Рисунок 7. Структура доходов от валютных операций Жодинском структурном отделения ОАО «Белвнешэкономбанк» в 2006-2008 году, млн. рублей

 

Анализ структуры доходов от валютных операций позволяет выделить следующие основные тенденции:

- рост доходов от  валютных операций в абсолютном  выражении на 7606,52 млн. рублей  или в 4,28 раза;

- преобладание в структуре  доходов процентных доходов;

- увеличение в 2008 году доли комиссионных и прочих доходов по операциям с иностранной валютой.

 

 

Рисунок 8. Расходы по валютным операциям Жодинском структурном отделения ОАО «Белвнешэкономбанк» в 2006-2008 году, млн. рублей

 

 

Рисунок 9. Структура расходов по валютным операциям Жодинском структурном отделения ОАО «Белвнешэкономбанк» в 2006-2008 году, млн. рублей

 

Анализ структуры расходов по валютным операциям позволяет  выделить следующие основные тенденции:

- рост доходов от  валютных операций в абсолютном  выражении на 4034 млн. рублей или в 3,75 раза;

- преобладание в структуре  расходов прочих расходов;

- увеличение в 2008 году  доли процентных расходов по  операциям с иностранной валютой.

Таким образом, одной  из основных тенденций в области  валютных операций является опережающий рост доходов над расходами, что свидетельствует об эффективности проводимой политики ОАО «Белвнешэкономбанк». Изменения в структуре доходов и расходов свидетельствуют о диверсификации источников валютных доходов и направлений расходов. Это является следствием расширения спектра оказываемых услуг ОАО «Белвнешэкономбанк».

В ОАО «Белвнешэкономбанк»  создана и функционирует эффективная  система валютного контроля, позволяющая  в полной мере осуществлять банку  функции агента валютного контроля. Система основана на назначении ответственных исполнителей в области валютного контроля в подразделениях банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО  НАДЗОРА

 

В настоящее время  в Беларуси активно обсуждается  возможность создания специального контролирующего органа, в чьи функции входил бы надзор как за деятельностью кредитно-финансовых организаций, так и за фондовым и страховым рынком. При этом предполагается, что органы, в чью компетенцию эти полномочия входят сегодня (а это Национальный Банк, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров и Министерство финансов соответственно), в будущем их лишатся. [9]

Альтернативой этому  проекту выступает идея об объединении  надзорных функций за финансовым, страховым рынками и рынком ценных бумаг в Национальном Банке.

Обсуждение возможности  создания в Беларуси специального органа, который объединил бы функции  по надзору за банковской системой, страховым рынком и рынком ценных бумаг, делает актуальным обращение  к проблеме реформирования системы банковского надзора и, в частности, теории разделения властей на верхнем уровне банковской системы. Проблемы банковского надзора можно разделить на две группы. Первая группа касается содержательного аспекта надзора. Вторая носит организационный характер, но без ее решения, на наш взгляд, невозможно осуществлять качественные перемены в системе банковского надзора.

Система банковского  надзора в Республике Беларусь также  нуждается в реформировании. Прежде всего обратимся к основным целям  деятельности Национального банка Республики Беларусь. В соответствии со статьей 25 Банковского кодекса Республики Беларусь главной целью Национального банка является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля. Надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций согласно статье 26 Банковского кодекса - это одна из множества функций, выполнение которых возложено на Национальный банк. Поэтому необходимо сосредоточить усилия Национального банка на выполнении основной задачи - обеспечении устойчивости национальной денежной единицы, что позволит бесперебойно функционировать банковской и финансовой системам. Другой аспект, требующий законодательного пересмотра, состоит в разделении власти на верхнем уровне банковской системы. Обратимся к статье 34 Банковского кодекса Республики Беларусь, которая гласит: "Для осуществления регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям" [13].

Очевидно, что Национальному  банку Республики Беларусь принадлежат  такие несовместимые функции, как  нормотворческая, исполнительная и  судебная (в части применения санкций  к нарушителям). Представляется целесообразным, на наш взгляд, передать функции надзора за банковской системой отдельному органу, создав своего рода систему сдержек и противовесов в сфере воздействия на банковский сектор. В дальнейшем по мере расширения финансового сектора за нынешние пределы, с появлением иных операторов финансового рынка (компаний по финансовому консалтингу и т.д.) возможна передача этому органу функции надзора за финансовым сектором страны, как это сделано в Великобритании.

Верхний уровень банковской системы могла бы дополнить резервная  корпорация гарантирования возврата вкладов в банках - некоммерческая организация, учреждаемая Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь для аккумулирования взносов банков и других средств и организации выплаты физическим лицам денежного возмещения по их вкладам. Участие в создаваемой системе гарантирования вкладов должно быть обязательным для всех банков, имеющих лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, выданную Национальным банком. Порядок принятия банков в члены резервной корпорации и исключения из нее, а также порядок расчета и уплаты обязательных взносов банков, взаимоотношения банков и резервной корпорации, взаимодействие с Национальным банком - все это будет закреплено в Законе Республики Беларусь "О гарантировании возврата банковских вкладов физических лиц", принятие которого в скором времени ожидается в Беларуси.

Будучи независимыми, друг от друга по своему организационно правовому составу и положению, все эти самостоятельные органы должны быть неразрывно связаны между  собой зависимостью вверенных им функций и общих целей, таких как защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности и курса к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов в интересах кредиторов и вкладчиков. Названные выше органы распространяли бы свое действие на банки и небанковские финансово-кредитные организации и таким образом сдерживали и уравновешивали друг друга. Вряд ли верно, что до сих пор вся полнота власти сконцентрирована в руках Национального банка Республики Беларусь.

Вместе с тем было бы не совсем верно акцентировать  внимание исключительно на организационном  аспекте реформы надзора. Зарубежный опыт, в том числе российский, говорит о необходимости гармоничного совмещения двух направлений: реорганизации структуры надзорного органа и недопущении преобладания формального подхода в надзоре над его содержанием.

В целом роль банковской системы республики в инвестиционном процессе значительна и разнообразна. Банки непосредственно участвуют в инвестиционной деятельности в плане поиска, отработки и кредитования проектов. В структуре их активов кредиты экономике составляют около 55%, из них более половины - долгосрочные. Банки развивают разнообразные формы инвестиционного кредитования, включая лизинговую. [17]

Финансовый потенциал  банковской системы Беларуси постепенно возрастает. Так, отношение величины ее валовых активов к ВВП за прошедший год выросло на 4,5% и  составило на 1 октября 45,7%. Важным направлением повышения роли банковской системы в решении социально-экономических задач в республике является наращивание ее ресурсного потенциала, включая собственный капитал и привлеченные средства. Так, в текущем году вся ресурсная база банков выросла в реальном выражении на 10,6%. Наиболее существенно возросла сумма рублевых депозитов граждан, привлеченных в банковскую систему, - на 55,5% в реальном выражении. Это является свидетельством того, что банки действительно повышают уровень своей работы. [20]

Политика международного сотрудничества Национального банка Республики Беларусь строится на принципах взаимного уважения позиций сторон, суверенитета различных государств. Подписаны и реализуются соглашения с соответствующими органами России, Казахстана, Кипра, Армении, Латвии, Украины, Молдовы, Литвы в области банковского надзора. На завершающей стадии подготовки находится Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области банковского надзора между Национальным банком Республики Беларусь и Национальным банком Польши.

Дальнейшая реализация стратегии развития в отношении  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций будет осуществляться по многим направлениям, из которых  базовыми являются: интегрирование денежной системы и банковского сектора  экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями; проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков; совершенствование налогообложения банков; совершенствование надзора и контроля над деятельностью банков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков [16].

Важнейшими направлениями развития структуры банковской системы в ближайший период будут:

снижение удельного  веса активов (пассивов), концентрируемых  системообразующими банками, и доведение  уровня данного параметра в 2010 году до 50-60% и, соответственно, повышение доли несистемообразующих банков;

формирование основы банковской системы посредством  развития банков в рамках универсального статуса, позволяющего снизить риски  путем диверсификации услуг, обеспечить комплексность обслуживания клиентов;

уменьшение участия государства в банках;

развитие альтернативных банкам кредитных и других организаций

ссудоберегательных ассоциаций, кредитных кооперативов, обществ  взаимного кредитования, инвестиционных, пенсионных, медицинских и иных структур;

организация банков с  участием иностранного капитала, иностранных банков и их структур. (Органы государственной власти и управления не будут вводить количественные ограничения на участие иностранного капитала в банковском секторе. Тем не менее в целях предотвращения возможности появления на белорусском рынке банковских услуг кредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией, должен быть сохранен разрешительный принцип допуска иностранного капитала в банковскую систему Беларуси);

повышение самостоятельности банков в своем стратегическом развитии и осуществлении деятельности на основе принципа коммерческой эффективности и ответственности за конечные результаты. В заключение необходимо подчеркнуть, что стратегия развития и денежно-кредитная политика, как и деятельность всей банковской системы, осуществляются в рамках реализации единой государственной стратегии и в соответствии с Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2011 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Таким образом, важное место в функционировании Национального Банка занимает надзор за деятельностью коммерческих банков. Этим обеспечивается устойчивое функционирование банковской системы страны.

В курсовой работе были отмечены основные методы регулирования, применяемые по отношению к коммерческим банкам. Это прежде всего экономические нормативы, устанавливаемые Национальным Банком, а также система лицензирования банковской деятельности и другие инструменты надзора. Причем в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены. Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Информация о работе Методы регулирования Национальным Банком Республике Беларусь деятельности коммерческих банков