Методы регулирования Национальным Банком Республике Беларусь деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы подтверждается многочисленностью нормативных актов Национального Банка и правительства Республики Беларусь. Целью курсовой работы является описание системы банковского надзора на сегодняшний день.
Исходя из определенной цели можно выделить следующие задачи - рассмотреть следующие аспекты:
состояние системы надзора на текущий момент;
недостатки всей системы в целом;
необходимость продуманной политики регулирования деятельности коммерческих банков и важность развития её методики в будущем;
перспективы развития в соответствии с международными стандартами.

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Все изложенное выше позволяет  сделать вывод о том, что одним  из ключевых инструментов, применявшихся  Национальным банком Республики Беларусь в области денежно-кредитного регулирования, является политика минимальных обязательных резервов. С одной стороны, она успешно выполняет функции монетарного контроля, управления банковской ликвидностью и буфера процентной ставки, а с другой - оказывает сдерживающее влияние на снижение уровня процентных ставок по активным операциям, и в частности, по кредитам, а также на степень капитализации коммерческих банков.

В экономической литературе ликвидностью коммерческого банка  называют способность банковской организации  в полном объеме исполнять принятые на себя обязательства, которые заключаются не только в своевременном возвращении привлеченных средств, но и в обязанности выплачивать вознаграждение по привлеченным средствам, а также предоставлять кредит в соответствии с заключенными договорами.

Формальность и сложность  процесса управления ликвидностью коммерческого  банка зависят как от размера  самой банковской организации, так  и от характера ее активов. Однако в любом банке и с любым  набором выполняемых операций для  эффективного управления ликвидностью необходимо наличие развитых информационных систем, систем анализа инструментов и сроков привлечения и размещения денежных средств, анализа альтернативных сценариев развития рынков и планирования непредвиденных обстоятельств. В связи с этим глубокая и всесторонняя оценка состояния ликвидности коммерческого банка выполняется органом надзора не только на основе информации о структуре и качестве портфелей активов и пассивов банка, но и путем изучения внутренних процедур и механизмов управления позицией ликвидности.[15]

С развитием новых  технологий и средств телекоммуникации, а также в связи с развивающимся  процессом глобализации мировой  экономики изменение ситуации на финансовых рынках происходит стремительно и часто охватывает множество взаимосвязанных финансовых институтов. Таким образом, центральному банку или иному органу, имеющему полномочия на осуществление надзора за банковской деятельностью, необходим механизм оперативного контроля за ликвидностью коммерческих банков. Как правило, в качестве такого механизма применяется нормативный метод контроля позиции ликвидности. В этом случае надзорный орган определяет группу количественных показателей ликвидности, которые вычисляются на основе информации об активах и пассивах банковской организации по единым для всех банков алгоритмам. В зависимости от экономического содержания показателей орган банковского надзора устанавливает нормативы - допустимые максимальное либо минимальное значения. Выполнение пруденциальных нормативов ликвидности является обязательным для коммерческих банков. Контроль за выполнением нормативов надзорный орган осуществляет на основе периодически представляемой банками отчетности. Применение нормативного метода контроля позиции ликвидности коммерческих банков имеет свои преимущества и недостатки. В качестве основных преимуществ применения обязательных нормативов можно назвать следующие:

1. Объективность. Оценка  состояния ликвидности банковской  организации посредством вычисления  значений группы показателей  по единому для всех банков алгоритму имеет объективный характер и исключает субъективность подхода как со стороны надзорного органа, так и со стороны коммерческого банка.

2. Универсальность. Оценка  позиции ликвидности банков, активных  на различных сегментах финансового рынка и различными способами формирующих свои портфели активов и пассивов, имеет универсальный характер, выполняется по единой методике и на основе единых принципов.

3. Сопоставимость. Применение  единого алгоритма вычисления  пруденциальных нормативов и  общих принципов оценки полученных результатов позволяет сравнить позиции ликвидности как «мелких», так и «крупных» банков вне зависимости от сложности осуществляемых ими операций.

В то же время обязательные нормативы должны удовлетворять  следующим требованиям: эффективность и значимость, адекватность подразумеваемым целям: показатели ликвидности должны реально отражать способность банка исполнять собственные обязательства, а потому ситуация, при которой банк, с одной стороны, выполняет пруденциальные нормативы ликвидности, а с другой - не способен исполнять собственные обязательства своевременно и в полном объеме, должна быть исключена;

- полнота и всесторонность: методика исчисления обязательных  нормативов должна охватывать  все разновидности требований  и обязательств, учитывать все типы рисков, возникающие в деятельности коммерческих банков;

- научная обоснованность: методики исчисления и значения  пруденциальных нормативов должны  соответствовать практике ведения  банковского дела и в то  же время иметь научное обоснование;

-соответствие международным  стандартам: пруденциальные нормативы  ликвидности методологически должны соответствовать международным стандартам и общепринятым принципам; гибкость: обязательные нормативы ликвидности не должны ограничивать возможности банка в самостоятельном выборе стратегии развития, механизмов контроля и управления позицией ликвидности;

- ясность и максимально  возможная простота: пруденциальные  требования, предъявляемые органом  надзора к коммерческим банкам, и принципы оценки ликвидности  должны быть предельно ясными  и четкими, а методика исчисления  показателей - простой;

- открытость: учитывая, что выполнение пруденциальных нормативов ликвидности является обязательным для всех банковских организаций, доступ к информации о фактических значениях показателей ликвидности коммерческих банков должен быть свободным для всех заинтересованных пользователей.

Необходимо отметить, что в условиях, когда банковская система Беларуси еще не достигла в своем развитии уровня развитых стран, эффективность пруденциальных нормативов ликвидности является важным фактором поддержания стабильности и безопасности банковской системы.

 

Анализ осуществления валютного  контроля в Жодинском структурном отделении ОАО «Белвнешэкономбанк»

Валютный контроль в Жодинском структурном отделении  ОАО «Белвнешэкономбанк» осуществляется на основании инструкции по выполнению функций агентов валютного контроля в системе ОАО «Белвнешэкономбанк», утвержденной протоколом Правления банка № 52 от 16.08.2007. Данная инструкция разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 №226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» [1], Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» с учетом дополнений и изменений, Инструкцией по осуществлению банками контроля внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.09.2004 №151 с учетом дополнений и изменений, Инструкцией по выполнению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.06.2006 №89 с учетом дополнений и изменений [2].

В каждом подразделении  Банка соответствующим приказом или должностной инструкцией  назначается ответственный исполнитель  по выполнению функций агентов валютного контроля, перечисленных в пунктах.

Контроль, осуществляемый Жодинском структурном отделением ОАО «Белвнешэкономбанк» как агента валютного контроля определяется следующими функциями:

1) контроль за своевременностью  представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

2) контроль за соответствием  проводимых клиентами валютных  операций требованиям валютного  законодательства.

При выполнении данной функции  отделение осуществляет контроль за:

- обоснованностью платежей  в иностранной валюте и белорусских  рублях в безналичной форме  в отношениях между субъектами  валютных операций - резидентами  и нерезидентами при проведении  платежей по сделкам, предусматривающим  импорт товаров, работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также передачу имущества в аренду;

- правомерностью (наличие  разрешения Национального банка,  возможность проведения расчетов  в соответствии с валютным  законодательством) проведения расчетов в иностранной валюте, ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте между резидентами;

- правомерностью изменения  денежных обязательств, выраженных  в иностранной валюте или в  белорусских рублях, при проведении валютных операций;

- правомерностью внесения  наличных белорусских рублей  в кассу подразделение Банка  для зачисления (перечисления) на  счета субъектов валютных операций  – нерезидентов либо получения  наличных белорусских рублей  при снятии со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов;

- правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты  на счета (со счетов) субъектов  валютных операций;

- визированием паспортов  сделок, оформленных субъектами  валютных операций - резидентами;

- осуществлением субъектами  валютных операций - резидентами  авансовых платежей;

- целевым использованием  иностранной валюты, купленной резидентами  (юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями) на внутреннем  валютном рынке Республики Беларусь;

- проведением резидентами  (юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями) платежей в  пользу нерезидента, зарегистрированного  в оффшорной зоне, либо иного  лица по обязательству перед  этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством;

3) контроль за представлением  клиентами документов по валютным  операциям.

При выполнении данной функции  отделение осуществляет контроль за:

- полнотой и своевременностью  представления субъектами валютных операций - резидентами сведений о поступлении на их счета денежных средств от сделок, предусматривающих экспорт товаров, работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, передачу имущества в аренду;

- представлением резидентами  при проведении ими валютных  операций договоров либо иных  документов (оснований), предусмотренных  законодательством Республики Беларусь  или законодательством иностранных  государств;

- представлением документов, подтверждающих обоснованность покупки резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

- представлением документов, необходимых для обязательной  продажи иностранной валюты;

- представлением документов, подтверждающих обоснованность  непроведения обязательной продажи  средств в свободноконвертируемой  валюте и российских рублях  резидентами (юридическими лицами  и индивидуальными предпринимателями);

- представлением документов, подтверждающих обоснованность платежей резидентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в пользу нерезидентов по предоставлению и возврату кредитов, займов, инвестиций, а также процентов, дивидендов и иных доходов по данным операциям;

- представлением документов, обосновывающих платежи физических  лиц - резидентов в пользу юридических  лиц - нерезидентов в иностранной  валюте и белорусских рублях, а также в пользу юридических  лиц - резидентов и индивидуальных  предпринимателей - резидентов в иностранной валюте;

- представлением документов, обосновывающих проведение клиентами  операций неторгового характера;

4) уведомление органов  валютного контроля о поступлении  клиентам денежных средств по  валютным операциям, проводимым  с нарушением законодательства Республики Беларусь.

На рисунках 15-19 рассмотрена динамика валютных операций в Жодинском структурном  отделении ОАО «Белвнешэкономбанк».

Рисунок 1. Среднедневные обороты в иностранной валюте в балансе Жодинском структурном отделения ОАО «Белвнешэкономбанк» в 2007 – 2009 году в рублевом эквиваленте, тыс. белорусских рублей

 

 

Рисунок 2. Количество зарегистрированных паспортов сделок специалистами Жодинском структурном отделения ОАО «Белвнешэкономбанк» в 2006 – 2008 году, штук

 

 

Рисунок 3. Структура средств юридических и физических лиц в иностранной валюте в балансе Жодинском структурном отделения ОАО «Белвнешэкономбанк» по состоянию на 01.01.2007

 

 

Рисунок 4. Структура средств юридических и физических лиц в иностранной валюте в балансе Жодинском структурном отделения ОАО «Белвнешэкономбанк» по состоянию на 01.01.2008

 

 

 

Рисунок 5. Структура средств юридических и физических лиц в иностранной валюте в балансе Жодинском структурном отделения ОАО «Белвнешэкономбанк» по состоянию на 01.01.2009

 

Показательно увеличение объема и интенсивности валютных операций. Это свидетельствует о  возрастающей нагрузке на ответственных  исполнителей в области валютного  контроля и может служить причиной роста операционного риска при  проведении валютных операций. Однако система валютного контроля,  организованная в Жодинском структурном отделении ОАО «Белвнешэкономбанк», доказала свою эффективность и в условиях роста количества контролируемых операций. Об этом свидетельствует отсутствие замечаний при проведении инспекторской проверки сотрудниками управления Национального банка Республики Беларусь по Минской области.

Информация о работе Методы регулирования Национальным Банком Республике Беларусь деятельности коммерческих банков