Развитие межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной курсовой работы - определить особенности развития межбюджетных отношений в России на современном этапе ее развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ. 5
1.1.Межбюджетные отношения: сущность и принципы. 5
1.2. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения. 7
1.3. Оценка этапов развития межбюджетных отношений. 10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 13
2.1. Взаимоотношения Федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации 14
2.2. Анализ межбюджетных отношений на примере Ильинского муниципального района. 20
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ ДО 2013 ГОДА. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 180.79 Кб (Скачать)

Закрепленные по единым нормативам за местными бюджетами налоговые  доходы от налога на доходы физических лиц, зачисляемые в указанные  бюджеты по нормативам 20 и 10 процентов  соответственно, во многих субъектах  Российской Федерации могут приводить  к увеличению различий в уровне бюджетной  обеспеченности отдельных муниципальных  образований, так как не учитывают  присущие им особенности, в том числе  уровень экономического развития и  налоговый потенциал.

В этой связи следует предоставить право органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  законодательно устанавливать в  пределах 30 процентов отчислений от налога на доходы физических лиц иные единые нормативы отчислений от налога в бюджеты поселений и муниципального района, в состав которого включены указанные поселения, что позволит сократить бюджетную асимметрию и расходы региональных бюджетов на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

При определении уровня финансовой автономии муниципальных образований  включение налоговых доходов  по дополнительным нормативам в объем  межбюджетных трансфертов местным  бюджетам снижает стимулы к наращиванию  доходов за счет роста поступлений  от налоговых доходов, в связи с чем следует не учитывать такие нормативы при расчете доли межбюджетных трансфертов для целей определения условий организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

Перспективным источником формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является налог на недвижимость. Необходимо завершить работу по подготовке предложений о распределении доходов от данного налога между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. Введение налога на недвижимость целесообразно после установления отдельных его элементов и проведения апробации механизма указанного налога в отдельных субъектах Российской Федерации.

Реализация предлагаемых мер по повышению эффективности  межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, а также мер, направленных на смягчение  негативных последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации  и муниципальные образования, обеспечит  дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению эффективности бюджетной  системы Российской Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности  бюджетов всех уровней и единства их общих интересов10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Основой нормативно-законодательной  базы, регулирующей межбюджетные отношения, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение  и перераспределение, является Налоговый  Кодекс РФ (НК РФ) и Бюджетный кодекс РФ. Действующая редакция гл. 16 БК РФ посвящена непосредственно межбюджетным трансфертам.

В ней определяются:

  1. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального, региональных и местных бюджетов;
  2. Условия предоставления межбюджетных трансфертов;
  3. Общие положения о фондах, формируемых в составе федерального, региональных и местных бюджетов, из которых предоставляются межбюджетные трансферты.

 

           Последовательное совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации осуществляется с 1999 года.

Одним из итогов совершенствования  межбюджетных отношений является создание законодательной базы разграничения  расходных полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В целях обеспечения расходных  обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  законодательством Российской Федерации  установлены доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами на постоянной основе. Это предопределяет устойчивость поступления доходов в бюджеты  бюджетной системы Российской Федерации  и создает возможности для  их стабильного роста.

Достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений. Более 95 процентов объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета распределяется на основе единых методик исходя из объективных показателей, адекватно отражающих факторы, определяющие потребность в финансировании. Распределение свыше 70 процентов объема межбюджетных трансфертов утверждается в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Установление объективного порядка распределения дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации  позволило обеспечить гарантированный  уровень доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации для финансирования расходных обязательств.

Действенным стимулом проведения ответственной финансовой политики стали субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, предоставляемые  на конкурсной основе бюджетам субъектов  Российской Федерации и местным  бюджетам в целях активизации  деятельности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюджетной  сферы и бюджетного процесса и  стимулирования экономических реформ в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях.

Современный этап развития в Российской Федерации взаимоотношений  между органами власти всех уровней  по вопросам оказания государственных  услуг предполагает дальнейшее совершенствование  межбюджетных отношений и повышение  эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Действующая система разграничения  расходных обязательств между органами власти на разных уровнях бюджетной  системы в отдельных случаях  требует корректировки в целях  возложения ответственности за обеспечение  предоставления бюджетных услуг  на органы публичной власти, способные  сделать это наиболее эффективно.

Предусматривается расширение инструментов мотивации субъектов  Российской Федерации в целях  осуществления ими ответственной  финансовой политики.

Среднегодовые темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за последние несколько лет в 2 раза превышали показатели инфляции. Увеличение доходов складывалось благодаря росту экономики страны, что привело к положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации. Высокие темпы роста доходов обусловили существенное увеличение объемов средств, направляемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на обеспечение расходных обязательств.

В 2009 году произошло значительное сокращение поступлений налоговых  доходов в бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные  бюджеты, в частности налога на прибыль организаций, это связано с мировым финансовым кризисом.

Сокращение доходов в  наибольшей степени затронуло субъекты Российской Федерации, доходы которых  значительно зависят от финансового  состояния крупных налогоплательщиков, занятых в металлургической, нефтяной, химической и других сферах промышленности.

В третьей главе проанализированы основные направления совершенствования  межбюджетных отношений в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г., одобренной Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Бюджетный кодекс РФ. Принят 17.07.98 № 145-ФЗ;
  2. Закон Пермского края от 23 декабря 2008 г. N 374-ПК "О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";
  3. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 – 2001 гг»;
  4. «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р;
  5. Бабич А.М. Финансы.М.: ИД ФБК-Пресс, 2000;
  6. Белостоцкая В. А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки // Финансы. – 2003. – №3;
  7. Берг О. О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. // Вопросы экономики, 2002, №5;
  8. Беткараев С.Б. Зарубежная практика бюджетного регулирования // Сборник научных трудов. Серия «Экономика». 2009, № 9;
  9. Вишневская Н. Г. Формирование налоговой базы регионов в переходный период // Налоговый вестник. – 2004. – №1;
  10. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2007;
  11. Грицюк Т. В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. – М.: Едиториал УРСС, 2007;
  12. Грицюк, Т. В. О некоторых концептуальных представлениях о бюджетном федерализме // Финансы и кредит. – 2003. − № 15;
  13. Зайдель, А. В. Бюджетный федерализм и финансовые ресурсы регионального развития − модели сотрудничества и конкуренции / А. В. Зайдель, М. Н. Шротен. – М. : Юрайт, 2007;
  14. Курляндская В.В., Николаенко Н.И. Реформирование межбюджетных отношений в субъектах РФ. – М., 2008.;
  15. Лавровский Б., Постникова Е. О новой парадигме регионального выравнивания в России;
  16. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ИНФРА_М, 2003;
  17. Нестеренко Т.Г. Основные принципы межбюджетных отношений // Финансы, 2001, №11;
  18. Общая характеристика межбюджетных отношений в федеративных государствах;
  19. Подпорина И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы. – 2001. - № 10;

Интернет источники:

  1. www.fpcenter.ru;
  2. www.minregion.tu;
  3. www.roskazna.ru;
  4. www.perm.roskazna.ru;
  5. www.permkrai.ru;
  6. www.ilinsk.perm.ru.

1 Лавровский Б., Постникова Е. О новой парадигме регионального выравнивания в России.

2 Подпорина И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы. – 2001. - № 10.

3 Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 – 2001 гг.»

4 Лавровский Б., Постникова Е. О новой парадигме регионального выравнивания в России.

5 Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2009. - № 1.

6 Назаров, В.С. Эволюция моделей федерализма – российский и зарубежный опыт // Экономическая политика. - 2009. - № 1. – с. 132

7 Миронова, Т.А. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации // Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации. - 2008. - №23 (311) – С. 12.

8 «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

9 «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

10 «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

 


Информация о работе Развитие межбюджетных отношений