Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 21:38, курсовая работа
Цель работы – показать, что всё большее значение среди задач государственного регулирования социально-экономического развития приобретают в настоящее время вопросы региональной экономической политики, разработка комплекса мер федеральной поддержки регионов. В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность и содержание бюджетного федерализма 5
1.1. Понятие и сущность бюджетного федерализма 5
1.2. Принципы бюджетного федерализма 9
1.3 Формирование российской модели бюджетного федерализма 14
ГЛАВА 2. Особенности бюджетного федерализма в Российской Федерации 17
2.1. Формирование доходной части консолидированного бюджета РФ 17
2.2. Расходование средств бюджетов различных уровней 22
ГЛАВА 3 Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений 25
3.1. Проблемы российского бюджетного федерализма 25
3.2. Рекомендации к повышению эффективности межбюджетных отношений в РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Сущность и содержание бюджетного федерализма 5 1.1. Понятие и сущность бюджетного федерализма 5 1.2. Принципы бюджетного федерализма 9 1.3 Формирование российской модели бюджетного федерализма 14 ГЛАВА 2. Особенности бюджетного федерализма в Российской Федерации 17 2.1. Формирование доходной части консолидированного бюджета РФ 17 2.2. Расходование средств бюджетов различных уровней 22 ГЛАВА 3 Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений 25 3.1. Проблемы российского бюджетного федерализма 25 3.2. Рекомендации к повышению эффективности межбюджетных отношений в РФ 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 Введение |
Одной
из важнейших особенностей России является
наличие в её политическом, экономическом
и правовом пространстве такого понятия,
как федерализм в отношениях между центральными
органами власти и органами власти субъектов
Федерации по поводу полномочий и функций,
разграниченных между ними исходя из принципов
централизма и децентрализации. Причём
это состояние должно в свою очередь в
наибольшей степени обеспечивать единство
государственных и общественных интересов,
прежде всего интересов населения, проживающего
на территории субъектов Федерации и входящих
в них административно-
Актуальность курсовой работы заключена в том, что федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России, а так же тем, что бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.
Цель работы – показать, что всё большее значение среди задач государственного регулирования социально-экономического развития приобретают в настоящее время вопросы региональной экономической политики, разработка комплекса мер федеральной поддержки регионов. В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства.
Задачи курсовой работы:
Курсовая
работа состоит из введения, трёх глав,
разделенных на семь параграфов, заключения
и девятнадцати литературных источников,
объем - тридцать девять листов.
Глава 1. Бюджетный федерализм как форма организации бюджетной системы
1.1. Разграничения основных понятий
Термин
«бюджетный федерализм» часто пересекается
с понятиями «межбюджетные
Бюджетный федерализм определен как система отношений, которая выходит за рамки чисто бюджетных отношений и включает правовые, экономические, бюджетные, налоговые отношения между Федерацией и ее субъектами, основанные на их противоречивой взаимосвязи (рис.1.1).
Рис. 1.1.1. Система органов власти, регулирующих отношения бюджетного федерализма
По существу бюджетный федерализм есть форма бюджетного устройства в федеративном государстве.1
Бюджетное регулирование в свою очередь представляет комплекс механизмов управления (регулирования) бюджетной системы в целях обеспечения ее сбалансированности. Оно является неотъемлемой ее составляющей. Различают две главные формы регулирования: достижение вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетной системы.
Под вертикальной сбалансированностью понимается процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов всех уровней по вертикали: федеральный бюджет - субфедеральные бюджеты - местные бюджеты. В случае если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий уровень власти обязан предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Таким образом, целью вертикальной сбалансированности бюджетов является обеспечение финансовой базы для реализации расходных полномочий различных уровней власти.
Однако
вертикальное выравнивание не решает
всех проблем бюджетной
Горизонтальное выравнивание бюджетов еще называют межбюджетным выравниванием или межбюджетными отношениями. Они могут быть определены как объективно обусловленная система оказания помощи региональным и местным бюджетам.
Межбюджетные отношения не могут отождествляться со всей совокупностью отношений бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.2 понятие «бюджетного федерализма» шире, чем межбюджетные отношения. Он представляет собой систему бюджетно-налоговых отношений, которая предполагает реальное участие всех звеньев государственной власти в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов и на реализацию интересов субъектов федерации.
Межбюджетные отношения являются неотъемлемой составной частью в структуре отношений бюджетного федерализма и представляют обособленный, вполне конкретный вид отношений, а бюджетный федерализм являет собой их совокупность.
Организация
бюджетного регулирования напрямую
связана с моделью
1.2. Сущность и принципы бюджетного федерализма
Отношения
между органами власти и бюджетами
разного уровня существуют в любом
государстве с административно-
Важной функцией бюджета (государственных финансов в целом) как инструмента государственного регулирования при любом устройстве является выравнивание (перераспределение) доходов между группами граждан (в пользу попавших в зону социальных рисков: болезнь, старость, безработица, бедность и т. д.) и между регионами страны для обеспечения сопоставимых условий жизнедеятельности в разных точках единого государства и территориального развития. Эта функция бюджета актуальна как для унитарных стран, так и для государств с федеративным устройством, однако методы достижения указанных целей и используемые финансовые инструменты существенно отличаются.
Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские специалисты, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.
Сущность
бюджетного федерализма, как концепции
бюджетного устройства государства, заключается
в нормативно-законодательном
Главное в понимании проблем бюджетного федерализма состоит в том, что они не ограничиваются сферой межбюджетных отношений, а естественным образом пронизывают всю бюджетную систему страны.
Любая модель бюджетного федерализма основывается на трех главных составляющих, которые являются условиями ее эффективного функционирования. Во-первых, на четком разграничении полномочий между всеми уровнями власти по расходам. Во-вторых, на наделении соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий финансовыми ресурсам. В-третьих, на сглаживании вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы методов оказания финансовой помощи, чтобы обеспечить на всей территории страны единый стандарт потребления государственных услуг.
Первое условие связано с выполнением государством своих основных функций по предоставлению общественных услуг (управление, правоохранительная деятельность, социальные задачи, обеспечение макроэкономической стабильности, поддержка национальной экономики, территориального развития и т. д.) путем децентрализации части государственных полномочий и распределения ответственности за их исполнение между тремя уровнями власти и управления.
Выполнение второго условия призвано обеспечить реализацию государственных задач на всей территории страны за счет государственных и муниципальных финансов, аккумулируемых (преимущественно за счет налогов) на каждом уровне власти и управления или передаваемых им в распоряжение для организации обеспечения общественными услугами. Распределение расходных полномочий осуществляется исходя из стандартов, ориентированных на сопоставимый уровень потребления общественных благ населением на всей территории страны независимо от проживания, а налоговый (доходный) потенциал располагается неравномерно по территории страны в силу исходных различий в обеспечении природными, трудовыми ресурсами, уровне социально-экономического развития. К тому же располагаемых ресурсов, как правило, меньше потенциально необходимых.
В связи с этим возникает противоречие, выражающееся в несбалансированности расходных и доходных полномочий. В этом случае вступает в силу третье условие действия бюджетного федерализма – сглаживание дисбалансов различными способами или бюджетное регулирование.
Основные составляющие бюджетного федерализма базируются на ряде важных принципов:
Информация о работе Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений