Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать, что всё большее значение среди задач государственного регулирования социально-экономического развития приобретают в настоящее время вопросы региональной экономической политики, разработка комплекса мер федеральной поддержки регионов. В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность и содержание бюджетного федерализма 5
1.1. Понятие и сущность бюджетного федерализма 5
1.2. Принципы бюджетного федерализма 9
1.3 Формирование российской модели бюджетного федерализма 14
ГЛАВА 2. Особенности бюджетного федерализма в Российской Федерации 17
2.1. Формирование доходной части консолидированного бюджета РФ 17
2.2. Расходование средств бюджетов различных уровней 22
ГЛАВА 3 Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений 25
3.1. Проблемы российского бюджетного федерализма 25
3.2. Рекомендации к повышению эффективности межбюджетных отношений в РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Файлы: 1 файл

особенности российского бюджетного федерализма.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     1998 год в развитии системы межбюджетных  отношений стал переломным. Первым  шагом в отказе от демократизации  федеративных начал государственного  устройства РФ и переходе к  политике жесткой централизации  финансовых ресурсов явилось  сокращение норматива отчислений в бюджеты субъектов РФ от ведущего налога – НДС – с 25 до 15%. Далее, с 2001 г. все поступления от НДС оказались сосредоточенными в федеральном бюджете. Одновременно с этим в его составе были образованны различные денежные фонды для распределения их средств между регионами. В настоящее время существует шесть таких фондов: Фонд финансовой поддержки регионов, Фонд компенсаций, Фонд регионального развития, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд реформирования региональных финансов и резервный Фонд Правительства РФ на оказание неотложной финансовой помощи субъектам Федерации.

     Третий  этап формирования модели бюджетного федерализма в России начался  в августе 2001 г., когда была принята  правительственная Программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г.  Без того высокая степень концентрации средств в федеральном бюджете на стадии первичного распределения налогов по вертикали бюджетной системы заметно возросла. Регионы же, сохранив за собой основную массу расходных обязательств, потеряли значительную часть налоговых источников. В результате повысилась их зависимость от поступлений из федерального бюджета. Тем самым была существенно подорвана финансовая база региональных и местных бюджетов, и резко увеличился объем встречных финансовых потоков. Передача федеральным органам государственной власти полномочий по формированию и распределению доходной базы региональных и местных бюджетов с этого времени стала неотъемлемым элементом организации бюджетного процесса.

     Процесс создания  бюджетного федерализма  в России еще не закончился. Предстоит  решение ряда проблем:

  1. полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;
  2. передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;
  3. должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;
  4. следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.

     С этой целью следует:

  1. более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;
  2. фиксировать в федеральных и региональных  законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;
  3. создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;
  4. создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий.
 
 
 

Заключение 

      Бюджетный федерализм — это система управления общественными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

      Предпосылками бюджетного федерализма в Российской Федерации  являются: федеративное устройство России; разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации.

      Сущность  бюджетного федерализма состоит  в специфических финансовых отношениях федерального центра и субъектов РФ, а также отношениях субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые выражаются в распределении экономической власти между субъектами межбюджетных отношений с целью формирования и использования бюджетных средств для реализации соответствующих функций государственного управления (общественного самоуправления).

      Бюджетный федерализм реализуется главным  образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов  и расходовании бюджетных средств. Выделяют следующие основные принципы бюджетного федерализма: законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления; обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций; обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы; наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов.

      Особенностью  бюджетного федерализма в Российской Федерации является то, что её бюджетная система практически находится на стадии формирования.

      Межбюджетные  отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу формирования и распределения бюджетных средств.

      Основными принципами организации межбюджетных отношений в Российской Федерации являются: 1) принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации; 2) принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; 3) принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований; 4) принцип выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; 5) принцип равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Конституция РФ.
  2. Бюджетный Кодекс РФ.
  3. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики / А. М. Бабашкина. – М.:  Финансы  и  статистика, 2004. –  С. 401-407.
  4. Государственные    и    муниципальные    финансы    /     под     ред.     И. Д. Мацкулянка. – М.: РАГС, 2003. – С. 322-357.
  5. Грицюк Т. В. О некоторых концептуальных представлениях о бюджетном федерализме / Т. В. Грицюк // Финансы и кредит. - 2003. - № 15. - С. 25-29.
  6. Зарубин А. В. К вопросу повышения эффективности межбюджетных отношений / А. В. Зарубин // Финансы. – 2006. - № 8. – С. 15-16.
  7. Игудин А. Г. Межбюджетные отношения и реформа местного самоуправления / А. Г. Игудин // Финансы. – 2006. - №7. – С. 11-13.
  8. Карасева М. Бюджетный кодекс РФ и развитие бюджетного федерализма / М. Карасева //  Хозяйство и право. - 2002. - № 7. – С. 69-73.
  9. Ковалева Т. М. Бюджет и бюджетная политика РФ / Т. М. Ковалева,  С. В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 188-206.
  10. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие / Г. М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 165.
  11. Новикова Н. И. Понятие бюджетного федерализма в РФ (сравнительно-правовой аспект) / Н. И. Новикова // КонсультантПлюс; Финансовое право. – 2005. - № 8.
  12. Попов В. В. Реформа бюджетного федерализма в России: первые итоги / В. В. Попов // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - № 4. – С. 47-53.
  13. Придачук М. П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России / М. П. Придачук // Финансы. - 2003. - № 1. - С. 24-25.
  14. Рассолова Т. Л. Развитие межбюджетных отношений в субъектах федерации в условиях бюджетной реформы / Т. Л. Рассолова // Финансы и кредит. – 2006. - № 19. – С.46-50.
  15. Финансы: Учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. –       М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 327-328.
  16. Фролова Н. К. Финансовая стабилизация регионов – основа бюджетного федерализма   /   Н.   К.  Фролова  //   Финансы. – 2002. -  № 9. – С. 22-24.
  17. Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий / С. Ходасевич // Экономист. – 2004. - № 4. – С. 29-34.
  18. Христенко В. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х годов и задачи на перспективу / В. Христенко // Вопросы экономики. – 2002. - № 2. – С. 4-18.
  19. Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма  /         Ю. Швецов // Вопросы экономики. – 2005. - № 8. – С. 76-83.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений