1998
год в развитии системы межбюджетных
отношений стал переломным. Первым
шагом в отказе от демократизации
федеративных начал государственного
устройства РФ и переходе к
политике жесткой централизации
финансовых ресурсов явилось
сокращение норматива отчислений в бюджеты
субъектов РФ от ведущего налога – НДС
– с 25 до 15%. Далее, с 2001 г. все поступления
от НДС оказались сосредоточенными в федеральном
бюджете. Одновременно с этим в его составе
были образованны различные денежные
фонды для распределения их средств между
регионами. В настоящее время существует
шесть таких фондов: Фонд финансовой поддержки
регионов, Фонд компенсаций, Фонд регионального
развития, Фонд софинансирования социальных
расходов, Фонд реформирования региональных
финансов и резервный Фонд Правительства
РФ на оказание неотложной финансовой
помощи субъектам Федерации.
Третий
этап формирования модели бюджетного
федерализма в России начался
в августе 2001 г., когда была принята
правительственная Программа развития
бюджетного федерализма в России на период
до 2005 г. Без того высокая степень концентрации
средств в федеральном бюджете на стадии
первичного распределения налогов по
вертикали бюджетной системы заметно
возросла. Регионы же, сохранив за собой
основную массу расходных обязательств,
потеряли значительную часть налоговых
источников. В результате повысилась их
зависимость от поступлений из федерального
бюджета. Тем самым была существенно подорвана
финансовая база региональных и местных
бюджетов, и резко увеличился объем встречных
финансовых потоков. Передача федеральным
органам государственной власти полномочий
по формированию и распределению доходной
базы региональных и местных бюджетов
с этого времени стала неотъемлемым элементом
организации бюджетного процесса.
Процесс
создания бюджетного федерализма
в России еще не закончился. Предстоит
решение ряда проблем:
- полномочия
всех уровней власти по расходам должны
полностью соответствовать имеющимся
у них полномочиям по доходам;
- передача
расходов с бюджетов верхнего уровня на
бюджеты нижнего уровня должна быть полностью
компенсирована одновременно передаваемыми
доходами;
- должны быть
устранены встречные финансовые потоки,
когда доходы, создаваемые на территории,
изымаются в бюджет вышестоящего уровня,
а затем в виде финансовой помощи, дотаций
и субвенций передаются вниз;
- следует максимально
сократить использование такой формы
межбюджетных отношений, как средства,
передаваемые по взаимным расчетам.
С
этой целью следует:
- более четко
разграничить бюджетные полномочия между
различными уровнями власти;
- фиксировать
в федеральных и региональных законодательных
актах согласованные пропорции в совместных
налогах;
- создать более
эффективный механизм корректировки диспропорций
в формировании территориальных бюджетов;
- создать механизм
межбюджетных отношений, основанный на
принципах прозрачности, гласности, равенстве
возможностей получения помощи и льгот
для всех территорий.
Заключение
Бюджетный
федерализм — это система управления
общественными финансами, основанная
на разграничении между различными уровнями
власти бюджетных прав и полномочий в
области формирования и расходования
бюджетных средств при сочетании интересов
участников бюджетного процесса на всех
уровнях бюджетной системы страны и интересов
всего общества в целом.
Предпосылками
бюджетного федерализма в Российской
Федерации являются: федеративное
устройство России; разграничение прав
и полномочий между центром и субъектами
Федерации.
Сущность
бюджетного федерализма состоит
в специфических финансовых отношениях
федерального центра и субъектов РФ, а
также отношениях субъектов Федерации
и органов местного самоуправления, которые
выражаются в распределении экономической
власти между субъектами межбюджетных
отношений с целью формирования и использования
бюджетных средств для реализации соответствующих
функций государственного управления
(общественного самоуправления).
Бюджетный
федерализм реализуется главным
образом в ходе бюджетного процесса
при мобилизации бюджетных доходов
и расходовании бюджетных средств.
Выделяют следующие основные принципы
бюджетного федерализма: законодательное
разграничение полномочий по расходам
между органами власти всех уровней управления;
обеспечение соответствующих органов
власти необходимыми финансовыми ресурсами
для выполнения ими возложенных на них
функций; обеспечение вертикального и
горизонтального выравнивания доходов
всех звеньев бюджетной системы; наличие
единых для каждого звена бюджетной системы
формализованных прозрачных и всем понятных
методов регулирования бюджетов.
Особенностью
бюджетного федерализма в Российской
Федерации является то, что её бюджетная
система практически находится на стадии
формирования.
Межбюджетные
отношения - отношения между органами
государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления по поводу формирования
и распределения бюджетных средств.
Основными
принципами организации межбюджетных
отношений в Российской Федерации
являются: 1) принцип распределения и закрепления
расходов бюджетов по определенным уровням
бюджетной системы Российской Федерации;
2) принцип разграничения (закрепления)
на постоянной основе и распределения
по временным нормативам регулирующих
доходов по уровням бюджетной системы
Российской Федерации; 3) принцип равенства
бюджетных прав субъектов Российской
Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных
образований; 4) принцип выравнивания уровней
минимальной бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований; 5) принцип равенства всех
бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом, равенства местных
бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами
субъектов Российской Федерации.
Список
использованной литературы
- Конституция
РФ.
- Бюджетный
Кодекс РФ.
- Бабашкина
А. М. Государственное регулирование национальной
экономики / А. М. Бабашкина. – М.: Финансы
и статистика, 2004. – С. 401-407.
- Государственные
и муниципальные финансы
/ под ред.
И. Д. Мацкулянка. – М.: РАГС, 2003. – С. 322-357.
- Грицюк Т.
В. О некоторых концептуальных представлениях
о бюджетном федерализме / Т. В. Грицюк
// Финансы и кредит. - 2003. - № 15. - С. 25-29.
- Зарубин А.
В. К вопросу повышения эффективности
межбюджетных отношений / А. В. Зарубин
// Финансы. – 2006. - № 8. – С. 15-16.
- Игудин А.
Г. Межбюджетные отношения и реформа местного
самоуправления / А. Г. Игудин // Финансы.
– 2006. - №7. – С. 11-13.
- Карасева
М. Бюджетный кодекс РФ и развитие бюджетного
федерализма / М. Карасева // Хозяйство
и право. - 2002. - № 7. – С. 69-73.
- Ковалева
Т. М. Бюджет и бюджетная политика РФ / Т.
М. Ковалева, С. В. Барулин. – М.: КНОРУС,
2005. – С. 188-206.
- Колпакова
Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит:
Учеб. пособие / Г. М. Колпакова. – М.: Финансы
и статистика, 2005. – С. 165.
- Новикова
Н. И. Понятие бюджетного федерализма в
РФ (сравнительно-правовой аспект) / Н.
И. Новикова // КонсультантПлюс; Финансовое
право. – 2005. - № 8.
- Попов В.
В. Реформа бюджетного федерализма в России:
первые итоги / В. В. Попов // Мировая экономика
и международные отношения. – 2003. - № 4.
– С. 47-53.
-
Придачук М. П. Становление и развитие
бюджетного федерализма в России / М. П.
Придачук // Финансы. - 2003. - № 1. - С. 24-25.
-
Рассолова Т. Л. Развитие межбюджетных
отношений в субъектах федерации в условиях
бюджетной реформы / Т. Л. Рассолова // Финансы
и кредит. – 2006. - № 19. – С.46-50.
- Финансы:
Учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В.
Маркиной. – М.: Финансы
и статистика, 2005. – С. 327-328.
- Фролова
Н. К. Финансовая стабилизация регионов
– основа бюджетного федерализма
/ Н. К. Фролова //
Финансы. – 2002. - № 9. – С. 22-24.
- Ходасевич
С. Бюджетный федерализм: оценка условий
/ С. Ходасевич // Экономист. – 2004. - № 4. –
С. 29-34.
- Христенко
В. Развитие бюджетного федерализма в
России: итоги 1990-х годов и задачи на перспективу
/ В. Христенко // Вопросы экономики. – 2002.
- № 2. – С. 4-18.
-
Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного
федерализма /
Ю. Швецов // Вопросы экономики. – 2005. - №
8. – С. 76-83.