Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:59, реферат
В тоже время анализ развития бюджетной системы Российской Федерации демонстрирует незавершенность реформы межбюджетных отношений. Указанных преобразований недостаточно для приведения бюджетных взаимосвязей в соответствии с принципами бюджетного федерализма. Об этом свидетельствуют сохраняющаяся несбалансированность бюджетной системы, увеличивающаяся дифференциация социально-экономического положения субъектов Федерации, рост числа дотационных территорий. На региональном уровне организация межбюджетных отношений вообще не обладает достаточной теоретической и методической проработкой с учетом муниципальной реформы.[3]
Введение……………………………………………………………………………...2
Основные понятия и определения межбюджетных отношений…………...4
Принципы организации межбюджетных отношений………………………8
Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений……………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Приложение А
Введение
«Межбюджетные отношения
в Российской Федерации» – одна из важных
и актуальных тем на сегодняшний день. Ни одно государство не может
функционировать без бюджета, а следовательно
от того, как установлены в государстве
отношения между бюджетами различных
уровней, зависит благосостояние всей
страны. Всё это и определяет актуальность
выбранной для написания темы реферата. Тема
реферата актуальна потому, что отношения
бюджетного федерализма являются одной
из наиболее динамично развивающихся
сфер. За последние несколько лет формы
и методы межбюджетного взаимодействия
в Российской Федерации претерпели существенные
изменения. Уточнены пропорции распределения
ресурсов между уровнями бюджетной системы,
проведена корректировка бюджетных взаимосвязей,
движения и направлений финансовых потоков
путем реализации на практике новых подходов
к разграничению доходов и расходов, к
развитию механизма межбюджетных трансфертов. В
тоже время анализ развития бюджетной
системы Российской Федерации демонстрирует
незавершенность реформы межбюджетных
отношений. Указанных преобразований
недостаточно для приведения бюджетных
взаимосвязей в соответствии с принципами
бюджетного федерализма. Об этом свидетельствуют
сохраняющаяся несбалансированность
бюджетной системы, увеличивающаяся дифференциация
социально-экономического положения субъектов
Федерации, рост числа дотационных территорий.
На региональном уровне организация межбюджетных
отношений вообще не обладает достаточной
теоретической и методической проработкой
с учетом муниципальной реформы.[3] В связи
с этим, важными остаются вопросы дальнейшего
совершенствования организации и регулирования
межбюджетных отношений, адекватного
целям и задачам социально-экономического
развития страны и ее территорий, разработки
эффективного механизма реализации потенциала
межбюджетного перераспределения.
Межбюджетные отношения — это
отношения между органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов РФ
и органами местного самоуправления при
осуществлении бюджетного процесса. Межбюджетные
отношения реализуются в любом государстве,
имеющем административно-
Так, дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Под бюджетным кредитом подразумевается форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставленные другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Для определения места и роли межбюджетных отношений в бюджетном процессе, необходимо их функционально классифицировать по порядку движения денежных средств по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса.[5]
Классификация по порядку движения денежных средств выделяют:
1. По времени действия:
- постоянные межбюджетные
- временные межбюджетные
2. По типу распределения
- горизонтальный тип, при котором
межбюджетные отношения
- межбюджетные отношения по
вертикальному типу
3. По целям движения бюджетных
средств с одного уровня
Классификация по периоду планирования бюджета выражается в разграничении видов доходов и расходов между уровнями бюджетной системы в законодательных и нормативных актах.
Классификация межбюджетных отношений по периоду исполнения бюджета выражается в перечислении и получении денежных средств из одного уровня бюджета в другой.
Классификация по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса выделяет:
1) по этапам реализации
2) по этапам управления
Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.[2]
Принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы.
Бюджетная система РФ имеет три уровня:
1. Федеральный бюджет;
2. Бюджеты субъектов РФ;
3. Местные бюджеты.[6]
Отдельные виды расходов бюджетов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в установленном законодательством порядке. Здесь имеется ввиду целесообразность и практичность несения расходов бюджетов именно субъектами РФ. Так, например, согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов: - обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации; - проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации; - обеспечение реализации региональных целевых программ; - формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации; - осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; - содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; - прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.[4]
Но исходя из принципов организации межбюджетных отношений, состав данных расходов может меняться в соответствии с требованием времени и обстоятельств при соблюдении определённого порядка внесения поправок и изменений в действующее законодательство.[11]
Принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
Доходы бюджета – это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые.[14]
Принцип разграничения доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации подразумевает закрепление на законодательном уровне определённых доходов (части доходов) за определёнными уровнями бюджета. Так, например, согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся: 1. собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации; 2. отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов (налог на прибыль и др.), распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся: - прибыль унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
- доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов
- средства, полученные в результате
применения мер гражданско-
Информация о работе Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений