Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:59, реферат

Краткое описание

В тоже время анализ развития бюджетной системы Российской Федерации демонстрирует незавершенность реформы межбюджетных отношений. Указанных преобразований недостаточно для приведения бюджетных взаимосвязей в соответствии с принципами бюджетного федерализма. Об этом свидетельствуют сохраняющаяся несбалансированность бюджетной системы, увеличивающаяся дифференциация социально-экономического положения субъектов Федерации, рост числа дотационных территорий. На региональном уровне организация межбюджетных отношений вообще не обладает достаточной теоретической и методической проработкой с учетом муниципальной реформы.[3]

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2
Основные понятия и определения межбюджетных отношений…………...4
Принципы организации межбюджетных отношений………………………8
Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений……………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

реферат финансы.docx

— 46.68 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...2

  1. Основные понятия и определения межбюджетных отношений…………...4
  2. Принципы организации межбюджетных отношений………………………8
  3. Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений……………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………….14

Список используемой литературы………………………………………………...17

Приложение А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  «Межбюджетные отношения в Российской Федерации» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.         Ни одно государство не может функционировать без бюджета, а следовательно от того, как установлены в государстве отношения между бюджетами различных уровней, зависит благосостояние всей страны. Всё это и определяет актуальность выбранной для написания темы реферата.   Тема реферата актуальна потому, что отношения бюджетного федерализма являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер. За последние несколько лет формы и методы межбюджетного взаимодействия в Российской Федерации претерпели существенные изменения. Уточнены пропорции распределения ресурсов между уровнями бюджетной системы, проведена корректировка бюджетных взаимосвязей, движения и направлений финансовых потоков путем реализации на практике новых подходов к разграничению доходов и расходов, к развитию механизма межбюджетных трансфертов.            В тоже время анализ развития бюджетной системы Российской Федерации демонстрирует незавершенность реформы межбюджетных отношений. Указанных преобразований недостаточно для приведения бюджетных взаимосвязей в соответствии с принципами бюджетного федерализма. Об этом свидетельствуют сохраняющаяся несбалансированность бюджетной системы, увеличивающаяся дифференциация социально-экономического положения субъектов Федерации, рост числа дотационных территорий. На региональном уровне организация межбюджетных отношений вообще не обладает достаточной теоретической и методической проработкой с учетом муниципальной реформы.[3]           В связи с этим, важными остаются вопросы дальнейшего совершенствования организации и регулирования межбюджетных отношений, адекватного целям и задачам социально-экономического развития страны и ее территорий, разработки эффективного механизма реализации потенциала межбюджетного перераспределения.        Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.  Объектом исследования является теоретические и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.            Предмет исследования – состояние межбюджетных отношений в современной рыночной экономике РФ на региональном и муниципальном уровнях.  Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:             Цель работы – рассмотреть межбюджетные отношения в РФ.   Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:    - дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;     - исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;          - выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.            В настоящее время проблема межбюджетных отношений и, следовательно, применяемых подходов к установлению состава и размеров закрепленных и регулирующих доходов субъектов Российской Федерации до настоящего времени остается неразрешенной. По-прежнему при обосновании проектов бюджетов субъектов Федерации идут споры и дискуссии относительно нормативов отчислений от регулирующих доходов в региональные бюджеты, размеров трансфертов и субсидий, предоставляемых бюджетами вышестоящего уровня нижестоящим бюджетам.[7] 

 

 

 

  1. Основные понятия и определения межбюджетных отношений

 

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при осуществлении бюджетного процесса. Межбюджетные отношения реализуются в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но развиваться они могут на основе разных принципов.[1]     Понятие «межбюджетные отношения» появилось на практике в период становления рыночных отношений, а затем стало использоваться и в законодательных актах, заменив ранее употребляемый термин «бюджетные отношения».            Особую подсистему межбюджетных связей составляют связи внутри субъектов Федерации. Здесь межбюджетные потоки циркулируют от бюджета субъекта Федерации (республиканского, областного, краевого, окружного) к местным бюджетам. Этот блок, входя в общую систему межбюджетных отношений, выпадает юридически из отношений бюджетного федерализма, поскольку местные органы не являются субъектами федеративных отношений, а органы местного самоуправления в Российской Федерации по ее Конституции не входят в систему органов государственной власти.[15]     Сущностью межбюджетных отношений, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. Содержание распределительной функции определяется процессом распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта между различными субъектами РФ в целях сбалансированности бюджетов РФ различных уровней.[12]           Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим межбюджетные отношения в РФ является Бюджетный кодекс. Основными принципами организации межбюджетных отношений в РФ, перечисленными в Бюджетном кодексе, являются:       1.     принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;  2.     принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;     3.     принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;  4.     принцип выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;           5.     принцип равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.[19]  Рассмотрим также виды форм межбюджетных отношений.[8]

  Так, дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.      Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.         Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.     Под бюджетным кредитом подразумевается форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.  Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставленные другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.      Для определения места и роли межбюджетных отношений в бюджетном процессе, необходимо их функционально классифицировать по порядку движения денежных средств по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса.[5]

Классификация по порядку движения денежных средств выделяют:

1. По времени действия:

- постоянные межбюджетные отношения  регулируются законодательными  актами, которые регламентируют  разграничение видов расходов  и доходов между уровнями бюджетной  системы на постоянной основе. Примером могут стать на федеральном  уровне таможенные пошлины, на  региональном уровне – транспортный  налог, на местном уровне налог  на имущество физических лиц;

- временные межбюджетные отношения  ежегодно устанавливаются законами  или решениями о бюджете, определяющими  нормативы отчислений по уровням  бюджетов по конкретным налогам  и направлению расходов.

2. По типу распределения бюджетных  средств:

- горизонтальный тип, при котором  межбюджетные отношения осуществляются  при распределении средств через  фонды, образуемые в бюджетах  вышестоящего уровня, и направлении  их в бюджеты нижестоящего  уровня;

- межбюджетные отношения по  вертикальному типу осуществляются  при установлении доходов по  уровням бюджетной системы, как  на долгосрочной, так и на временной  основе.

3. По целям движения бюджетных  средств с одного уровня бюджетной  системы на другой, то есть  направление денежных средств  носит целевой характер.

Классификация по периоду планирования бюджета выражается в разграничении видов доходов и расходов между уровнями бюджетной системы в законодательных и нормативных актах.

Классификация межбюджетных отношений по периоду исполнения бюджета выражается в перечислении и получении денежных средств из одного уровня бюджета в другой.

Классификация по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса выделяет:

1) по этапам реализации бюджетного  процесса;

2) по этапам управления бюджетным  процессом, то есть мониторинг  результативности и аудит.

Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.[2] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы организации межбюджетных отношений

 

  Принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы.

  Бюджетная система РФ имеет три уровня:

1.  Федеральный бюджет;

2.  Бюджеты субъектов РФ;

3.  Местные бюджеты.[6]

  Отдельные виды расходов бюджетов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в установленном законодательством порядке. Здесь имеется ввиду целесообразность и практичность несения расходов бюджетов именно субъектами РФ. Так, например, согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:         - обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;             - обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;          - проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации; - обеспечение реализации региональных целевых программ;   - формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;             - осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;         - содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;             - прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.[4]

  Но исходя из принципов организации межбюджетных отношений, состав данных расходов может меняться в соответствии с требованием времени и обстоятельств при соблюдении определённого порядка внесения поправок и изменений в действующее законодательство.[11]

  Принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации.

  Доходы бюджета – это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые.[14]

Принцип разграничения доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации подразумевает закрепление на законодательном уровне определённых доходов (части доходов) за определёнными уровнями бюджета. Так, например, согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:        1.  собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации;   2.  отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов (налог на прибыль и др.), распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:   - прибыль унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;

- доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации, а  также средства, полученные в  возмещение вреда, причиненного  субъектам Российской Федерации, и иные суммы принудительного  изъятия;

Информация о работе Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений