Развитие межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной курсовой работы - определить особенности развития межбюджетных отношений в России на современном этапе ее развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ. 5
1.1.Межбюджетные отношения: сущность и принципы. 5
1.2. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения. 7
1.3. Оценка этапов развития межбюджетных отношений. 10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 13
2.1. Взаимоотношения Федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации 14
2.2. Анализ межбюджетных отношений на примере Ильинского муниципального района. 20
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ ДО 2013 ГОДА. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 180.79 Кб (Скачать)

В связи с существенным ростом доли узкоцелевых межбюджетных трансфертов необходимо проведение комплексной оценки эффективности  межбюджетных трансфертов, предоставляемых  субъектам Российской Федерации  в форме субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение  субсидий целесообразно лишь в случаях, когда субсидии:

  1. направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг между субъектами Российской Федерации;
  2. предусматривают повышение качества (объема) предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации до установленного в Российской Федерации или субъектах Российской Федерации показателя;
  3. обусловлены неравномерным распределением потребителей отдельных государственных (муниципальных) услуг по субъектам Российской Федерации.

Необходимо установить требования к порядку предоставления субсидий, предусматривающие недопустимость установления нескольких субсидий по одному направлению, определение четких конечных целей и сроков их достижения, по завершении которых предоставление субсидий должно быть прекращено.

Уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должен определяться как с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) - получателя субсидии, так и оценки показателей, характеризующих сроки достижения целей софинансирования и степень отставания в уровне качества предоставления бюджетной услуги. В порядке предоставления субсидий может содержаться условие о недопущении снижения объемов расходов на оказание услуг, софинансируемых из вышестоящего бюджета со стороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования - получателя субсидии в течение всего срока софинансирования.

Необходимо продолжение  работы по объединению отдельных  субсидий в состав соответствующих  консолидированных субсидий. В то же время цели и условия предоставления консолидированных субсидий могут  сохраняться с учетом ранее действующих  субсидий, включенных в состав консолидированной  субсидии.

Предоставление консолидированных  субсидий предусматривает больше прав по использованию финансовых ресурсов и достижению поставленных целей  предоставления государственных (муниципальных) услуг их получателями. Получатель субсидии должен иметь возможность  самостоятельно распределять выделенные средства по направлениям, включенным в субсидию с условием обеспечения  достижения поставленных перед ним  целей и решения конкретных задач.

Органом власти, осуществляющим государственную политику в соответствующей  сфере, должны быть определены перечень показателей, характеризующих качество государственных (муниципальных) услуг, их целевых значений, а также система  отчетности.

Органам власти, осуществляющим предоставление консолидированных  субсидий, необходимо предоставить право  предусматривать приостановление  и в ряде случаев сокращение предоставления межбюджетных трансфертов субъектам  Российской Федерации, не обеспечивающим достижение целевых значений показателей  качества государственных (муниципальных) услуг.

В ряде случаев необходимо переходить от предоставления субсидий к конкурсной системе их выделения  из федерального бюджета и бюджета  субъекта Российской Федерации на структурные  преобразования, что позволит существенно  оптимизировать расходы соответствующих  бюджетов при сохранении стимулов по выполнению расходных обязательств.

При предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета уровень  софинансирования следует устанавливать с учетом уточненного уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствии со сложившейся экономической ситуацией.

В последнее время сложилась  широкая практика делегирования  расходных обязательств с передачей  субвенций как между органами государственной власти, так и между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для повышения эффективности  предоставления делегированных государственных (муниципальных) услуг необходимо установление положения об утверждении в составе  методик расчетов субвенций поправочных  коэффициентов, учитывающих фактический  уровень охвата населения передаваемыми государственными (муниципальными) услугами, что позволит снизить объем неиспользованных средств субвенций по отдельным делегированным полномочиям. Необходимо повысить эффективность контроля за качеством исполнения передаваемых полномочий.

В целях расширения возможностей управления бюджетными средствами, предусмотренными на осуществление делегированных обязательств, следует проработать вопрос о  предоставлении субвенций на финансовое обеспечение нескольких делегированных обязательств в форме консолидированной  субвенции.

Необходимо исключить  объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета  местным бюджетам посредством бюджетов субъектов Российской Федерации, при  расчете доли межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов  Российской Федерации местным бюджетам в форме иных межбюджетных трансфертов  в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации  и принимаемыми в соответствии с  ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Предусматривается установить право предоставления бюджетных  кредитов как между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, так и органами местного самоуправления, а также наделить органы местного самоуправления правом оказывать поддержку  субъектам Российской Федерации  в форме бюджетных кредитов, что  положительно скажется на финансовом обеспечении расходных обязательств отдельных субъектов Российской Федерации.

В ближайшие годы также  планируется совершенствовать механизмы  оказания финансовой помощи отдельным  муниципальным образованиям.

Согласно Федеральному закону от 07.04.1999 № 70-ФЗ"О статусе наукограда Российской Федерации" присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для предоставления таким муниципальным образованиям из федерального бюджета дополнительных межбюджетных трансфертов. Этот статус присваивается Правительством РФ муниципальным образованиям, которые имеют высокий научно-технический потенциал и обладают градообразующим научно-производственным комплексом. В настоящее время данный статус получили 14 муниципальных образований. Объем бюджетных ассигнований для финансирования мероприятий по развитию и поддержке инфраструктуры наукоградов на 2010г. определен в сумме 576,7 млн. руб., т. е. сокращен на 60% по сравнению с 2009г.

Правоприменительная практика показала недостатки системы присвоения статуса наукограда и механизмов оказания им финансовой поддержки. В настоящее время система оказания финансовой поддержки наукоградам не ориентируется на стимулирование органов местного самоуправления по поддержке развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и обеспечению роста инвестиционной привлекательности муниципального образования с учетом программ социально-экономического развития наукоградов.

Как показывают результаты контрольных мероприятий Счетной  палаты РФ, выделяемые из федерального бюджета средства для финансирования дополнительных расходов наукоградов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры позволяют осуществлять только развитие коммунального хозяйства таких городов, но не стимулируют их инновационного развития.

Для определения размера указанных субсидий, помимо численности населения наукоградов, следует также установить и другие критерии, учитывающие уровень развития инфраструктуры конкретных наукоградов, потребности в развитии их научно-технического и инновационного потенциала, эффективности реализации муниципальных целевых программ на указанные цели.

Помимо этого в законодательстве Российской Федерации также следует  установить:

  • показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления наукоградов по использованию указанных средств и реализации мероприятий по развитию и поддержке их социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры;
  • механизмы, обусловливающие предоставление указанных субсидий при условии разработки и реализации органами местного самоуправления наукоградов муниципальных целевых программ по реализации указанных мероприятий.

В настоящее время в 22 субъектах РФ расположено 43 ЗАТО. Общий  объем средств на финансирование ЗАТО в 2010 г. сократится по сравнению с 2009 г. на 33,7% и составит 12 093,1 млн. руб.

В 2010 г. с учетом мероприятий  по оптимизации расходных обязательств ЗАТО из федерального бюджета планируется предоставление дотации, связанной с проживанием и работой граждан в условиях особого режима ЗАТО, в объеме 8876,1 млн. руб., или 85% суммы бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2009 г. Кроме того, в текущем году из федерального бюджета бюджетам ЗАТО предусмотрено выделение иных межбюджетных трансфертов, в частности:

  • на переселение граждан из ЗАТО в объеме 527,2 млн. руб. (с сокращением объемов финансирования на 60% по сравнению с 2009 г.);
  • развитие социальной и инженерной инфраструктуры ЗАТО с учетом концентрации средств, необходимых для завершения строительства (реконструкции) объектов высокой степени готовности, в объеме 2689,8 млн. руб. (со снижением объема финансирования на 50% против уровня 2009 г.).

В настоящее время существует необходимость совершенствования действующего порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО. Такой порядок должен обеспечивать взаимосвязь конкретных механизмов предоставления государственной финансовой поддержки ЗАТО с учетом особенностей режима безопасного функционирования расположенных на их территориях предприятий и объектов и реализации местного самоуправления на территории таких муниципальных образований.

В Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных  образованиях до 2013 г. также указывается  на целесообразность выработки принципиально новых подходов к финансированию переселения граждан из ЗАТО с использованием положительной практики действующих адресных механизмов предоставления субсидий на жилье и (или) жилищных сертификатов. Кроме того, в данной Концепции для повышения эффективности финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам ЗАТО предлагается консолидировать межбюджетные трансферты указанным муниципальным образованиям, обусловив предоставление консолидированного трансферта достижением установленных целей.

В целях совершенствования  системы разграничения расходных  обязательств между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями  на разных уровнях бюджетной системы  необходима дальнейшая ее корректировка, предусматривающая возложение на соответствующие  субъекты Российской Федерации и  муниципальные образования таких  полномочий, которые могут быть наиболее эффективно ими выполнены, в частности  полномочия по обеспечению деятельности милиции общественной безопасности, мировых судей, судебно-медицинской экспертизы и др.

В целях наиболее эффективного предоставления отдельных муниципальных  услуг населению следует более  четко разграничить расходные обязательства  в сферах, отнесенных к ведению как муниципальных районов, так и поселений, что позволит устранить возможность дублирования функций указанных муниципальных образований. К таким функциям относятся обеспечение досуга и массового отдыха населения, организация библиотечного обслуживания и др.

В Концепции особо отмечается, что на время неблагоприятной  экономической ситуации необходимо предоставить право субъектам Российской Федерации осуществлять централизацию  расходных обязательств местных  органов власти без перераспределения  доходных источников в целях гарантирования предоставления муниципальных услуг. Это позволит осуществлять предоставление указанных услуг вне зависимости  от экономической ситуации, сложившейся  в муниципальных образованиях, повысить эффективность предоставления муниципальных  услуг и обеспечить минимально необходимый  уровень их предоставления.

Существенным резервом повышения  эффективности управления региональными  и муниципальными финансами является объединение усилий нескольких субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований по совместному предоставлению государственных (муниципальных) услуг  гражданам. В связи с этим потребуется  внесение изменений в бюджетное  законодательство Российской Федерации  и разработка методических рекомендаций по механизму финансового обеспечения  региональной и муниципальной кооперации.

В целях развития стимулов к увеличению доходов в субъектах  Российской Федерации и муниципальных  образованиях, наиболее полного учета  многообразия видов муниципальных  образований, различий в специфике  их инфраструктуры и экономическом  потенциале, а также создания дополнительных инструментов повышения заинтересованности органов местного самоуправления в  наращивании налогового потенциала предусматривается рассмотреть  вопрос о предоставлении органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации права установления единых дополнительных нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в местные бюджеты в зависимости от их типов.

Информация о работе Развитие межбюджетных отношений