Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы - определить особенности развития межбюджетных отношений в России на современном этапе ее развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ. 5
1.1.Межбюджетные отношения: сущность и принципы. 5
1.2. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения. 7
1.3. Оценка этапов развития межбюджетных отношений. 10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 13
2.1. Взаимоотношения Федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации 14
2.2. Анализ межбюджетных отношений на примере Ильинского муниципального района. 20
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ ДО 2013 ГОДА. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 46
В связи с существенным ростом доли узкоцелевых межбюджетных трансфертов необходимо проведение комплексной оценки эффективности межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам Российской Федерации в форме субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда субсидии:
Необходимо установить требования
к порядку предоставления субсидий,
предусматривающие
Уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должен определяться как с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) - получателя субсидии, так и оценки показателей, характеризующих сроки достижения целей софинансирования и степень отставания в уровне качества предоставления бюджетной услуги. В порядке предоставления субсидий может содержаться условие о недопущении снижения объемов расходов на оказание услуг, софинансируемых из вышестоящего бюджета со стороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования - получателя субсидии в течение всего срока софинансирования.
Необходимо продолжение работы по объединению отдельных субсидий в состав соответствующих консолидированных субсидий. В то же время цели и условия предоставления консолидированных субсидий могут сохраняться с учетом ранее действующих субсидий, включенных в состав консолидированной субсидии.
Предоставление
Органом власти, осуществляющим государственную политику в соответствующей сфере, должны быть определены перечень показателей, характеризующих качество государственных (муниципальных) услуг, их целевых значений, а также система отчетности.
Органам власти, осуществляющим
предоставление консолидированных
субсидий, необходимо предоставить право
предусматривать
В ряде случаев необходимо переходить от предоставления субсидий к конкурсной системе их выделения из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на структурные преобразования, что позволит существенно оптимизировать расходы соответствующих бюджетов при сохранении стимулов по выполнению расходных обязательств.
При предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета уровень софинансирования следует устанавливать с учетом уточненного уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствии со сложившейся экономической ситуацией.
В последнее время сложилась широкая практика делегирования расходных обязательств с передачей субвенций как между органами государственной власти, так и между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Для повышения эффективности предоставления делегированных государственных (муниципальных) услуг необходимо установление положения об утверждении в составе методик расчетов субвенций поправочных коэффициентов, учитывающих фактический уровень охвата населения передаваемыми государственными (муниципальными) услугами, что позволит снизить объем неиспользованных средств субвенций по отдельным делегированным полномочиям. Необходимо повысить эффективность контроля за качеством исполнения передаваемых полномочий.
В целях расширения возможностей управления бюджетными средствами, предусмотренными на осуществление делегированных обязательств, следует проработать вопрос о предоставлении субвенций на финансовое обеспечение нескольких делегированных обязательств в форме консолидированной субвенции.
Необходимо исключить объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета местным бюджетам посредством бюджетов субъектов Российской Федерации, при расчете доли межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в форме иных межбюджетных трансфертов в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам.
Предусматривается установить
право предоставления бюджетных
кредитов как между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
так и органами местного самоуправления,
а также наделить органы местного
самоуправления правом оказывать поддержку
субъектам Российской Федерации
в форме бюджетных кредитов, что
положительно скажется на финансовом
обеспечении расходных
В ближайшие годы также планируется совершенствовать механизмы оказания финансовой помощи отдельным муниципальным образованиям.
Согласно Федеральному закону от 07.04.1999 № 70-ФЗ"О статусе наукограда Российской Федерации" присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для предоставления таким муниципальным образованиям из федерального бюджета дополнительных межбюджетных трансфертов. Этот статус присваивается Правительством РФ муниципальным образованиям, которые имеют высокий научно-технический потенциал и обладают градообразующим научно-производственным комплексом. В настоящее время данный статус получили 14 муниципальных образований. Объем бюджетных ассигнований для финансирования мероприятий по развитию и поддержке инфраструктуры наукоградов на 2010г. определен в сумме 576,7 млн. руб., т. е. сокращен на 60% по сравнению с 2009г.
Правоприменительная практика показала недостатки системы присвоения статуса наукограда и механизмов оказания им финансовой поддержки. В настоящее время система оказания финансовой поддержки наукоградам не ориентируется на стимулирование органов местного самоуправления по поддержке развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и обеспечению роста инвестиционной привлекательности муниципального образования с учетом программ социально-экономического развития наукоградов.
Как показывают результаты
контрольных мероприятий
Для определения размера указанных субсидий, помимо численности населения наукоградов, следует также установить и другие критерии, учитывающие уровень развития инфраструктуры конкретных наукоградов, потребности в развитии их научно-технического и инновационного потенциала, эффективности реализации муниципальных целевых программ на указанные цели.
Помимо этого в
В настоящее время в 22 субъектах РФ расположено 43 ЗАТО. Общий объем средств на финансирование ЗАТО в 2010 г. сократится по сравнению с 2009 г. на 33,7% и составит 12 093,1 млн. руб.
В 2010 г. с учетом мероприятий
по оптимизации расходных
В настоящее время существует необходимость совершенствования действующего порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО. Такой порядок должен обеспечивать взаимосвязь конкретных механизмов предоставления государственной финансовой поддержки ЗАТО с учетом особенностей режима безопасного функционирования расположенных на их территориях предприятий и объектов и реализации местного самоуправления на территории таких муниципальных образований.
В Концепции межбюджетных
отношений и организации
В целях совершенствования
системы разграничения
В целях наиболее эффективного предоставления отдельных муниципальных услуг населению следует более четко разграничить расходные обязательства в сферах, отнесенных к ведению как муниципальных районов, так и поселений, что позволит устранить возможность дублирования функций указанных муниципальных образований. К таким функциям относятся обеспечение досуга и массового отдыха населения, организация библиотечного обслуживания и др.
В Концепции особо отмечается,
что на время неблагоприятной
экономической ситуации необходимо
предоставить право субъектам Российской
Федерации осуществлять централизацию
расходных обязательств местных
органов власти без перераспределения
доходных источников в целях гарантирования
предоставления муниципальных услуг.
Это позволит осуществлять предоставление
указанных услуг вне
Существенным резервом повышения
эффективности управления региональными
и муниципальными финансами является
объединение усилий нескольких субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований по совместному предоставлению
государственных (муниципальных) услуг
гражданам. В связи с этим потребуется
внесение изменений в бюджетное
законодательство Российской Федерации
и разработка методических рекомендаций
по механизму финансового
В целях развития стимулов к увеличению доходов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, наиболее полного учета многообразия видов муниципальных образований, различий в специфике их инфраструктуры и экономическом потенциале, а также создания дополнительных инструментов повышения заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налогового потенциала предусматривается рассмотреть вопрос о предоставлении органам государственной власти субъектов Российской Федерации права установления единых дополнительных нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в местные бюджеты в зависимости от их типов.