Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы - определить особенности развития межбюджетных отношений в России на современном этапе ее развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ. 5
1.1.Межбюджетные отношения: сущность и принципы. 5
1.2. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения. 7
1.3. Оценка этапов развития межбюджетных отношений. 10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 13
2.1. Взаимоотношения Федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации 14
2.2. Анализ межбюджетных отношений на примере Ильинского муниципального района. 20
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ ДО 2013 ГОДА. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 46
Рис.2 Структура безвозмездных поступлений в бюджет
Ильинского муниципального образования в 2011 г.
В структуре безвозмездных поступлений значительную долю составляют дотации 55,62% от общего объема безвозмездных поступлений или 170 865 300 руб., а это почти на 5 142 700 руб. больше чем в 2010 году. Из них 100% составляют Дотации бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это свидетельствует о низком налоговом потенциале и высоком удельном весе бюджетных расходов в субъекте.
Статья «Иные межбюджетные трансферты» составляет 2 553 100 тыс. руб. или 0,83% от общего объема безвозмездных поступлений в 2011 году. Эта сумма в 11 раз меньше суммы по этой же статье в 2010 году, тогда она составила 29741,3 тыс. руб.
В структуре безвозмездных поступлений в 2011 году отсутствуют поступления по статье «Взаимные расчеты» и «Прочие межбюджетные трансферты».
Рассмотрим подробнее
структуру безвозмездных
Таблица 6. Межбюджетные трансферты в бюджет Ильинского муниципального района на 2010-2011 год., тыс.руб. | |||
№ п/п |
Наименование |
2011 г. |
2010г. |
1 |
Дотации бюджетам муниципальных районов на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности |
170 865,3 |
165 722,6 |
2 |
Субвенции на компенсацию
части родительской платы за содержание
ребенка в муниципальных |
- |
1512,4 |
3 |
Субвенции на организацию оздоровления и отдыха детей |
2 440,1 |
2321,6 |
4 |
Субвенции бюджетам муниципальных
районов на возмещение сельскохозяйственным
товаропроизводителям (кроме личных
подсобных хозяйств и сельскохозяйственных
потребительских кооперативов), организациям
агропромышленного комплекса |
- |
224,5 |
5 |
Субвенции бюджетам муниципальных районов на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005 - 2010 годах на срок до 8 лет. |
- |
1743,6 |
6 |
Субвенции бюджетам муниципальных районов на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ |
103 828,5 |
104827,3 |
7 |
Субвенции бюджетам муниципальных районов на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" |
- |
61344,00 |
8 |
Субвенции на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния |
1 345,3 |
1345,3 |
9 |
Субвенции бюджетам муниципальных районов на составление (изменение и дополнение) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в РФ |
- |
12,7 |
10 |
Субвенции бюджетам муниципальных районов на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство |
- |
2 221,8 |
11 |
Субвенции на осуществление
полномочий по денежным выплатам медицинскому
персоналу фельдшерско- |
2 838,7 |
2509,3 |
12 |
Средства на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований |
50,1 |
50,0 |
13 |
Субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" |
511,2 |
1 022,4 |
14 |
Субвенции на осуществление полномочий по подготовке проведения статистических переписей |
178,0 |
144,0 |
15 |
Прочие субвенции бюджетам муниципальных районов |
1 165,4 |
- |
16 |
Иные межбюджетные трансферты,
передаваемые на обеспечение равного
с МВД РФ повышения денежного
довольствия сотрудникам и |
1 995,5 |
2 411.7 |
17 |
Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных районов |
292,5 |
21 413,9 |
18 |
Субсидии бюджетам муниципальных районов на обеспечение жильем молодых семей |
- |
1 754,8 |
19 |
Субсидии бюджетам на реализацию федеральных целевых программ |
- |
12 250,0 |
20 |
Субсидии бюджетам муниципальных
районов на бюджетные инвестиции
в объекты капитального строительства
собственности муниципальных |
- |
29207,4 |
21 |
Субсидии бюджетам муниципальных районов на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники |
- |
3 573,3 |
22 |
Прочие субсидии бюджетам муниципальных районов |
21 508,2 |
18 133,7 |
23 |
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями |
215,0 |
3 759.6 |
24 |
Межбюджетные трансферты местным бюджетам на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. |
- |
2105,9 |
25 |
Прочие безвозмездные
поступления в бюджеты |
- |
5200,00 |
Итого межбюджетных трансфертов |
307 233,80 |
446 181,6 |
Основной причиной уменьшения безвозмездных перечислений в бюджет Ильинского муниципального района в 2011 году является уменьшение поступлений в виде субсидий из областного бюджета, в основном по реализации Федерального закона РФ от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Таким образом, безвозмездные
поступления составляют почти 86% доходов
бюджета Ильинского муниципального
образования и поступают в
виде дотаций, субсидии, субвенций и
иных межбюджетных трансфертов. За исследуемый
период объем безвозмездных
Рассмотрим краевые, федеральные и районные программы, действующие на территории Ильинского муниципального района.
Программы 2010г.
Приоритетным направлением развития региона является достижение устойчивого развития. Ильинский район принимает участие в реализации федеральных программ:
Кроме того, в регионе реализуются краевые программы:
Муниципальные программы:
С 2011 года на территории Ильинского муниципального района действует программа социально-экономического развития на 2011- 2015 годы.
Программа социально-экономического
развития Ильинского муниципального района
на 2011-2015 годы утверждена решением Земского
собрания Ильинского муниципального района
№ 288 от 29.12.2010 г.
Основная цель Программы
заключается в создании условий для повышения
комфортной и безопасной среды проживания
на территории района.
Достижение цели будет обеспечиваться
посредством решения следующих задач:
Таблица 7. Ресурсное обеспечение
Программы социально-экономического
развития Ильинского муниципального района | ||||||||
Мероприятие |
Уровень источника финансирования |
Объем финансирования, тыс. руб. | ||||||
всего |
в том числе по годам | |||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||||
ИТОГО |
Федеральный бюджет |
63 500,7 |
12 040,3 |
21 050,4 |
9 365,0 |
9 970,0 |
11 075,0 | |
Краевой бюджет |
550 956,7 |
88866,2 |
82639,0 |
108213,0 |
165383,0 |
105855,5 | ||
Районный бюджет |
268 728,9 |
42789,2 |
48584,2 |
56479,0 |
72357,0 |
48519,5 | ||
Бюджет поселений |
172 43,8 |
2250,0 |
3368,8 |
3500,0 |
4750,0 |
3375,0 | ||
Внебюджетные источники |
197 085,0 |
35858,0 |
36903,0 |
38218,0 |
41423,0 |
44683,0 | ||
Итого |
1097 515,1 |
181803,7 |
192545,4 |
215775,0 |
293883,0 |
213508,0 |
<*>Объем финансирования составлен с учетом объема финансирования районных целевых программ, ранее утвержденных Земским собранием Ильинского муниципального района:
1. РЦП «Развитие сельского
хозяйства Ильинского
2. РЦП "Развитие малого
и среднего
3. РЦП "Безопасность
дорожного движения на
4. РЦП «Обращение с
отходами потребления на
Из приведенной выше таблицы видно, что основное финансирование программы идет из краевого бюджета 550 956,7 тыс. руб. или 50,2% от общего объема. Также можно отметить, что с каждым годом объем трансфертов из бюджета края увеличивается на 16,05%, с 88866,2 тыс. руб. в 2011г. до 105 855,5 тыс.руб. к 2015 году.
Дотации, передаваемые из муниципального района бюджетам поселений 2010-2011г.
Дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности поселений из бюджета муниципального
района предоставляются поселениям, входящим
в состав данного муниципального района в соответствии с муниципальными правовыми
актами представительного органа муниципального
района, принимаемыми
в соответствии с требованиями Бюджетного
кодекса Российской
Федерации и соответствующими им областными
законами.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
поселений из бюджета муниципального
района образуют районный фонд финансовой
поддержки поселений(РФФПП).
Объем дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности
поселений из бюджета муниципального
района определяется в соответствии с
методикой расчета дотаций из районных
фондов финансовой поддержки поселений
(РФФПП).
Таблица 8. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
тыс.руб. | |||||
№ п/п |
Наименование поселения |
2010 г. |
2011г. |
Прирост к прошлому году, % | |
1 |
Васильевское сельское поселение |
2 217,5 |
3202,2 |
30,7 | |
2 |
Ивановское сельское поселение |
2 391,4 |
2719,0 |
12 | |
3 |
Посерское сельское поселение |
3 429,7 |
1994,4 |
-41,9 | |
4 |
Сретенское сельское поселение |
5 085,4 |
4627,0 |
-9 | |
5 |
Филатовское сельское поселение |
1 619,9 |
1790,5 |
9,5 | |
6 |
Ильинское сельское поселение |
3 634,4 |
4778,3 |
23,9 | |
7 |
Чермозское городское поселение |
5 039,7 |
4917,5 |
2,4 | |
Итого |
23 418,0 |
24028,9 |
В целом объем финансирования
поселений из бюджета ИМР увеличился,
в основном за счет увеличения дотаций
Васильевскому сельскому
Глава 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в России до 2013 года.
Основным документом, определяющим перспективы развития межбюджетных отношений в РФ до 2013 является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.
Рассмотрим основные положения Концепции.
В соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации к сложившейся экономической ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие: