Расходы коммерческого банка: их структура, методы оценки и способы управления» (на примере АО «АТФБанк»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов анализа расходов коммерческой организации.
Объект исследования АО «АТФБанк».
Поставленной целью обусловлено решение следующих задач:
- проанализировать экономическую сущность и структуру расходов коммерческой организации;
- рассмотреть методики анализа расходов;
- проанализировать расходы АО «АТФБанк».

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 663.89 Кб (Скачать)

Введение

 

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень расходов и доходов субъекта хозяйствования.

Содержание конкретных целей финансового анализа существенно зависит от задач субъектов финансового анализа. Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач, которые представляют собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основными факторами являются объем и качество исходной информации.

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов анализа расходов коммерческой организации.

Объект исследования АО «АТФБанк».

Поставленной целью обусловлено решение следующих задач:

- проанализировать экономическую  сущность и структуру расходов  коммерческой организации;

- рассмотреть методики анализа  расходов;

- проанализировать расходы  АО «АТФБанк».

 

 

1. Понятие  и ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ сущность расходов организации

 

 

  1. По Положению по бухгалтерскому учету

Наиболее четкое определение можно найти в Положении по бухгалтерскому учету – ПБУ 10/99 «Расходы организации». Данный регулятор последовательно реализует финансовую концепцию капитала, с которым и увязано определение расходов.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами и потому не влияет на величину капитала выбытие активов в связи с:

  • приобретением (созданием) внеоборотных активов;
  • вкладами в уставные (складочные) капиталы других организаций и приобретением акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи;
  • перечислением средств в рамках благотворительной деятельности, организации отдыха, мероприятий спортивного и культурно-просветительского характера;
  • договорами комиссии;
  • перечислением авансов и задатков;
  • погашением полученных ранее кредитов и займов.

 

  1. По Налоговому кодексу

Налоговое законодательство также оперирует понятием «расходы». Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, определяемая как доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Расходами при этом признаются обоснованные о документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются затраты, которые связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

 

  1. По мнению экономистов

Расходы предприятия – это расходы, которые несет предприятие в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.

Многие экономисты приравнивают расходы к издержкам.

Издержки производства – затраты труда и капитала на производство товара.

С их точки зрения расходы – это ресурсы, потребляемые в ходе деятельности предприятия.

Под бухгалтерскими понимают фактические расходы факторов производства, приобретенных по рыночным ценам. Под экономическими понимают «расходы упущенных возможностей», то есть сумму денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных вариантов использования ресурсов.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что с бухгалтерской точки зрения необходимо минимизировать фактические расходы, а экономический подход будет требовать поиска наиболее выгодного распределения ресурсов. И невозможно с полной уверенностью определить наиболее правильный вариант решения задачи, так как оба варианта являются рациональными.

 

 

1.1 Классификация расходов коммерческого банка

 

 

Расходы коммерческих банков представляют собой использование денежных средств, необходимых для осуществления всех видов банковской деятельности.

Расходы банков подразделяются по форме образования, характеру, периоду, к которому они относятся, способу учета.

Расходы коммерческого банка можно сгруппировать следующим образом:

а) Операционные расходы:

    1. Процентные расходы.
    2. Комиссионные расходы.
    3. Расходы по операциям на финансовых рынках.
    4. Прочие операционные расходы.

б) Расходы по обеспечению деятельности банка.

в) Прочие расходы.

Такая группировка дает возможность определить финансовые результаты и рентабельность как в целом по банку, так и по каждому виду деятельности банка.

Операционные доходы

Операционными расходами являются расходы, производимые непосредственно для выполнения банковских операций.

Главное их отличие от других видов расходов состоит в том, что их объем зависит от объема и структуры совершаемых банком операций. В связи с этим операционные расходы называют также прямыми расходами.

Основную часть кредитных ресурсов банка образуют привлеченные средства, использование которых необходимо оплачивать. Эти затраты составляют наибольшую часть расходов банка. Плата за использование привлеченных ресурсов осуществляется в форме выплат процентов, и соответственно эти расходы являются процентными.

Процентные расходы коммерческих банков, осуществляющих различные виды кредитной деятельности, обычно занимают более 50% всех его расходов. Одновременно их удельный вес в общей сумме расходов различен для каждого банка и зависит, в первую очередь, от соотношения отдельных видов платных пассивов (обязательств) банка.

Наибольшие суммы процентов обычно выплачиваются по вкладам населения и кредитам, получаемым на межбанковском рынке, депозитам юридических лиц, депозитным сертификатам, ценным бумагам (облигациям, процентным векселям). Относительно небольшие проценты банки выплачивают за использование средств, находящихся на счетах до востребования физических лиц, за использование средств на расчетных и текущих счетах юридических лиц.

Таким образом, объем прибыли банка существенным образом зависит от величины и соотношения различных видов процентных расходов: чем меньше величина процентных расходов, тем больше прибыль банка.

Расходы банка по оказанию клиентам услуг некредитного характера связаны в основном с расходами по оплате услуг: банков-корреспондентов, центрального банка, бирж, юридических фирм, процессинговых и клиринговых центров и др. Оплата такого рода услуг производится обычно в виде комиссии от суммы совершаемой операции.

В связи с этим данная группа расходов классифицируется как комиссионные. Комиссионные расходы составляют небольшой удельный вес в общей сумме расходов банка.

Отдельную группу расходов банка составляют расходы по осуществлению операций на финансовых рынках. В состав этой группы входят расходы на приобретение акций, облигаций, оплата купонных доходов по облигациям, оплата по векселям, а также расходы по переоценке ценных бумаг и другого имущества.

К этой группе расходов можно отнести и расходы по операциям с иностранной валютой.

К прочим операционным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с проведением определенных банковских операций. Это почтовые и телеграфные расходы по платежам клиентов, налоги, относимые на затраты банка, и др.

Расходы по обеспечению функционирования банка включают затраты, которые нельзя прямо отнести на определенные банковские операции. Эти расходы являются, по существу, общехозяйственными. Сумма этих расходов находится в прямой зависимости от объемов операций и всей деятельности.

Расходы по обеспечению функционирования банка.

  • Расходы на содержание всех зданий (офисов) и вспомогательных помещений (затраты на эксплуатацию и ремонт, амортизация, аренда помещений, коммунальные платежи и оплата налогов на землю и имущество) и др.
  • Расходы на содержание персонала (оплата труда, расходы на командировки, социально-бытовые расходы, расходы по охране труда, расходы по обучению и повышению квалификации и др.).
  • Расходы на приобретение и эксплуатацию банковского оборудования (компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сейфы, офисная мебель и оборудование, различный инвентарь и др.).
  • Расходы на средства связи, телекоммуникаций и информационные услуги (оплата телефонов и факсов, Интернета, каналов связи, информационные, специальные и периодические издания).
  • Расходы на рекламу.
  • Транспортные расходы.
  • Прочие расходы по обеспечению деятельности банка (оплата юридических, консалтинговых, аудиторских услуг, оплата научных и методических разработок, налоги, относимые на затраты, и др.).

Указанные расходы по обеспечению функционирования деятельности банка можно сгруппировать и по ряду других признаков: расходы, осуществляемые за счет прибыли банка, и расходы, относимые на затраты; нормируемые и ненормируемые расходы; текущие расходы и расходы капитального характера; расходы на приобретение оборудования и др.

Прочие расходы

К группе прочих расходов обычно относят затраты банка, обусловленные непредвиденными (незапланированными) причинами.

В состав прочих расходов включаются: расходы по списанию недостач и хищений, дебиторской задолженности; уплаченные штрафы, пени, неустойки; расходы, связанные с выплатой сумм по претензиям клиентов; расходы, связанные со списанием задолженности по кредитам при недостаточности средств резервного фонда; расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, и др.

Особую группу расходов в банковской практике составляют затраты, связанные с формированием резервного фонда, предназначенного для покрытия возможных убытков и потерь по ссудам и по другим активным операциям, по дебиторской задолженности, по обесценению различных видов ценных бумаг.

Все вышеперечисленные статьи расходов для удобства их дальнейшего анализа обычно группируют по следующему принципу:

  • процентные расходы;
  • непроцентные расходы.

Процентные расходы – начисленные и уплаченные проценты в рублях и валюте.

Непроцентные расходы:

  • операционные – почтовые и телеграфные расходы клиентов; уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям; расходы по валютным операциям;
  • по обеспечению функционирования банка – на содержание аппарата управления, хозяйственные (амортизационные отчисления, арендная плата и т.д.);
  • прочие расходы – штрафы, пени, неустойки уплаченные, проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.

Очевидно, что процентные расходы занимают значительную долю в общих расходах банка (около 70%). Это, безусловно, оправдано, так как рост процентных расходов банка, носит объективный характер.

Банку следует уменьшать те затраты, которые занимают наибольший удельный вес. Однако это должно происходить не в ущерб деятельности самого банка. Нецелесообразно сокращать расходы по обеспечению функционирования банка но можно уменьшить сумму штрафов, неустоек и т.д.

расход актив коммерчески

й банк

1.2 Методы анализа расходов коммерческого банка

 

 

Так как для анализа расходов в данной курсовой работе выбран коммерческий банк, то рассмотрим методики анализа для банков.

Выбор методики проведения анализа расходов банка является одним из ключевых элементов организации анализа. Методики анализа доходов и расходов банка зависит от поставленных целей, а также от различных факторов информационного, временного и технического обеспечения. Известны методики анализа доходов и расходов коммерческого банка разработанные О.И. Лаврушиным, Н.И. Валенцевой, Ю.А. Маслеченковым и другими авторами.

Информация о работе Расходы коммерческого банка: их структура, методы оценки и способы управления» (на примере АО «АТФБанк»)