Расходы коммерческого банка: их структура, методы оценки и способы управления» (на примере АО «АТФБанк»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов анализа расходов коммерческой организации.
Объект исследования АО «АТФБанк».
Поставленной целью обусловлено решение следующих задач:
- проанализировать экономическую сущность и структуру расходов коммерческой организации;
- рассмотреть методики анализа расходов;
- проанализировать расходы АО «АТФБанк».

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 663.89 Кб (Скачать)

С учетом названных особенностей задачи экономического анализа затрат сводятся к следующему:

  • планирование и установление соответствующих показателей и нормативов на основе планового развития ресурсной базы;
  • контроль выполнения планов и соблюдения нормативов по показателям, связанным с оказанием услуг клиентам банка, привлечением средств, операционным доходам и хозяйственным расходам;
  • расчет эффективности и оценки рисков различных вариантов вложений ресурсов – собственных и привлеченных финансовых средств, обладающих большим количеством альтернативных возможностей для использования (вложения в ценные бумаги, кредитование, развитие той или иной услуги и т.д.);
  • поиск внутренних резервов как в финансовой (уменьшение нерентабельных объемов и уровня рисков размещаемых средств), так и в «производственной» сфере (оптимизация использования трудовых ресурсов, движения основных фондов и материальных средств);
  • анализ и обоснование оптимальных решений, связанных с управлением важнейшими показателями и сторонами деятельности.

Особое значение для анализа банковских затрат имеет определение банком способов и методов их экономического анализа. В частности, согласно одному из них выделяются формализованные и неформализованные методы.

Первые – формализованные методы – основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, так как большое значение в них приобретают интуиция, опыт и знание аналитика.

Ко второй группе – неформализованные методы – относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Существуют десятки таких методов. Наиболее распространены, в частности:

  • классические методы – цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, процентных чисел, дифференцированный, логарифмический, интегральный;
  • традиционные методы математической статистики – средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики и др.;
  • математико-статистические методы изучения связей – корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ и др.;
  • экономические методы – матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ и др.

Безусловно, не все из перечисленных методов непосредственно применяются в рамках анализа банковских затрат, однако в банковской практике многие из них используются достаточно активно при анализе качества активов и пассивов банка и проводимых им операций, наконец, при анализе ликвидности, доходов и расходов. У каждого из методов свои преимущества. Например, структурный анализ дает представление о несбалансированности рабочих активов, пассивов и, как следствие, возможно, дорогой ресурсной базы банка. Факторный анализ позволяет определить, какой из факторов повлиял на изменение, и выявить определенные проблемные места. Поэтому в процессе экономического анализа расходов банка на практике обычно используются комбинации перечисленных методов анализа банковских расходов.

Проведение анализа основано прежде всего на определенной информационной базе. Информация, необходимая для проведения анализа, может быть подразделена на два основных класса: внутреннюю и внешнюю.

К внутренней информации относятся, в частности, данные бухгалтерского учета – бухгалтерские проводки, операционные программы подразделений; внутренняя финансовая статистика по показателям деятельности, выполнению планов; регулярные отчеты по специально разработанным формам, отчеты, предоставленные в ответ на запросы, отчеты по выполнению плановых показателей и т.д.

К внешней информации относятся: балансы, отчеты об общих показателях и другие финансовые документы, заявки, предоставленные клиентами, банками-корреспондентами и прочими контрагентами банка; финансовая статистика – рыночные ставки привлечения и размещения на местных рынках и за рубежом: MIBOR, MIBID, LIBOR и др., динамика курсов валют, курсов и доходности рынков ценных бумаг; данные средств массовой информации – электронной почты, прессы, специализированных изданий и т.д.

Собранная информация формируется в досье и анализируется.

 

Таблица 2. Методы анализа расходов

Метод

Сущность метода

Структурный анализ

Исчисление и оценка удельного веса. Применяется при анализе доходов и расходов банка

Оценка динамических рядов показателей по кварталам и годам

Сопоставление отчетных показателей работы учреждений банка с:

  • фактическими данными за соответствующий период прошлых лет и предшествующие периоды (квартал, месяц, неделя); –
  • установленными заданиями в бизнес-плане, нормами, нормативами;
  • соответствующими показателями других учреждений банка;
  • другими коммерческими банками за один и тот же период;
  • отдельными показателями, характеризующими экономику региона, страны

Экономически обоснованные группировки расходных аналитических счетов баланса банка

Группировка отчетных данных по учреждениям банка, находящимся в схожих экономических условиях

Анализ системы финансовых коэффициентов

Расчет коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения банка, использование активов, привлечение пассивов и др.

Факторный анализ

В основе анализа лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативных показателей. Анализ

функциональной зависимости (прямой, обратной) и количественная оценка влияния изменения факторов на изменение результативных показателей. Выделение наиболее значимых факторов, определяющих поведение показателей. Сопоставление полученных показателей с

рекомендуемым уровнем, принятым в зарубежной и отечественной практике


 

Существуют, как известно, несколько уровней анализа деятельности коммерческих банков: предварительный, текущий, комплексный. Различие между ними состоит в объеме задействованных при анализе отчетных бухгалтерских и статистических данных и различных целях анализа. Предварительный анализ обычно необходим для ответов на поставленные вопросы, например о возможности открытия трех филиалов (банкоматов, обменных пунктов, отделений) при настоящем уровне прибыли. Текущий анализ нацелен на диагностику текущего состояния банка. Комплексный анализ необходим для оценки динамики развития банка, качества управления и дальнейших перспектив.

В настоящее время практически отсутствуют специальные методы анализа затрат банка. На практике, как уже отмечалось, все сводится к оценке соблюдения сметы расходов путем сравнения фактических расходов с их плановой суммой. При этом изучаются причины допущенных перерасходов и выявляются резервы более экономного расходования средств в перспективе. При необходимости принимаются решения, направленные на сокращение тех или иных расходов в зависимости от уровня их принятия правлением или советом банка.

Результаты экономического анализа позволяют функциональным подразделениям банка использовать количественные критерии и лимиты при осуществлении операций, получать адекватные рекомендации по управлению средствами и применять принятую в банке методологию расчетов, утвержденную руководством. Это, тем более, важно, поскольку функциональные подразделения в силу специфики своей деятельности узко специализированы на выполнении своих функций и не могут «увидеть» общей картины работы банка в целом.

В рамках описываемой дескриптивной модели управления затратами банка следует особо отметить, что анализ затрат банка дает возможность решить следующие задачи:

  • повысить эффективность банковских операций;
  • определить возможные источники получения финансовых ресурсов и выбор задач, наиболее целесообразных для решения;
  • определить и сформировать рациональную структуру ресурсов.

Возможности финансового анализа при управлении затратами рассматриваются с точки зрения его использования для:

  • обеспечения самого процесса управления, включая выбор, определение и анализ показателей, характеризующих состояние самого процесса управления;
  • анализа факторов, влияющих на соответствующие показатели и финансовые результаты различных вариантов действий.

 

 

 

1.3. Методы управления расходами коммерческого банка

 

 

Оптимальное управление затратами можно определить как выбор таких управляющих параметров, которые обеспечивали бы наилучшее с точки зрения заданного критерия протекание процесса формирования затрат банка. Такое управление означает, что все рычаги и выбранные банком методы стимулирования отлажены таким образом, что интересы каждого подразделения были бы согласованы со стратегическими целями банка и направлены на выбор оптимальных путей реализации оптимального плана расходования ресурсов. При этом оптимизацией затрат банка будет являться процесс формирования затрат наилучшим для банка образом при заданных критериях, выражающих стратегию развития банка

При этом критерием оптимизации затрат может являться получение:

  • наибольших доходов банка при запланированных затратах;
  • запланированных доходов банка при наименьших затратах;
  • наибольших доходов при наименьших затратах.

Соответственно этому критерию группировка банковских операций по доходности, рентабельности и последующее распределение затрат по операциям могут происходить либо на основе их оптимизации, либо на основе реструктуризации активов и пассивов банка.

Определение коммерческим банком методов оптимизации собственных затрат прямо зависит от финансового состояния и перспектив развития банка. При этом управление текущими затратами банка базируется на одном из двух подходов:

  • приоритетная ориентация на оптимизацию текущих затрат, предполагающая практическую реализацию любых расходов, признанных целесообразными с позиции их окупаемости или иных критериев;
  • ориентация на минимизацию текущих затрат, предполагающая экономию на любых возможных статьях планируемых расходов и предварительную дифференциацию их на несколько категорий – объективно необходимые, подлежащие рациональной минимизации, осуществляемые лишь по остаточному принципу

Тот и другой метод предполагает сокращение затрат. Считается, что оптимизация приоритетней, чем просто минимизация расходов, так как предполагает качественное снижение затрат, рассчитанное на перспективу.

Основываясь на том или ином подходе, в качестве основных методов оптимизации затрат банка можно определить следующие:

  • планирование затрат;
  • управление тарифной политикой;
  • прямое сокращение затрат;
  • проведение банковского мониторинга;
  • оптимизацию налоговой базы путем планирования.

Планирование затрат

Планирование затрат является одним из основных методов их оптимизации, поскольку банк имеет возможность определить до начала той или иной операции собственные реальные финансовые возможности, установить лимит затрат на проведение операции и спрогнозировать эффективность этих затрат.

Основными способами оптимизации затрат могут являться:

  • обеспечение соответствия общего уровня затрат и конечных финансовых результатов банка, что реализуется в процессе текущего управления штатной численностью персонала;
  • повышение удельного веса затрат, формально не связанных с прямой оплатой труда, что способствует минимизации обязательных отчислений в социальные внебюджетные фонды;
  • недопустимость экономии на расходах по повышению квалификации и переподготовке персонала. Как правило, смета расходов коммерческого банка составляется на год, с разбивкой по кварталам и утверждается в зависимости от организационно-правовой формы банка советом банка или собранием его участников (акционеров).

Таким образом, в результате планирования затрат решаются задачи по выявлению важнейших условий и результатов деятельности банка:

  • себестоимость и прибыльность предоставления услуг и реализации банковских продуктов;
  • расчет окупаемости, планирование и мониторинг показателей деятельности инвестиционных бизнес-проектов по взаимосвязанным и однородным услугам и продуктам и центров затрат;
  • планирование, контроль и оценка деятельности организационных структур – отделов, филиалов, управлений и департаментов банка;
  • оптимизация и планирование мероприятий, производства услуг и продуктов, организации деятельности аналитическими средствами;
  • выявление направлений для коррекции и регулирования деятельности;
  • расчет конечной эффективности размещения финансовых ресурсов, расчет полной стоимости привлеченных финансовых средств;
  • оптимизация организационной структуры, регламентов деятельности, учетной политики.

Управление тарифной политикой банка

Следующим методом оптимизации затрат является грамотно построенная тарифная политика, реализация которой должна способствовать решению важнейших для банка задач: расширению клиентской базы за счет высокого качества предоставляемых банком продуктов и услуг наряду с оптимальными ценами на них и наращиванию получаемых банком комиссионных доходов. С помощью тарифной политики менеджеры банка могут регулировать его ресурсную базу. Кроме того, проводимая банком тарифная политика является весомым имиджевым фактором, способным повлиять на место банка в рейтинге.

Информация о работе Расходы коммерческого банка: их структура, методы оценки и способы управления» (на примере АО «АТФБанк»)