Расходы государственного бюджета: их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается структура статей расходов бюджетов, их классификации, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджетов в течение нескольких лет. Особо важным представляется сравнительный анализ статей расходов бюджетов РФ и США.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ. 5
1.1. Классификация расходов бюджета РФ 6
А) функциональная; 8
Б) экономическая; 13
В) ведомственная. 14
1.2. Расходы федерального бюджета 15
1.3. Расходы бюджетов субъектов РФ 19
1.4. Расходы местных бюджетов 23

Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ 27
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ 27
2.2. Анализ расходов отдельного субъекта РФ 33
2.3. Сравнительный анализ статей расходов РФ и США. 38

Глава 3. Основные направления по эффективному использованию средств государственного бюджета РФ. 42

Заключение 43

Список литературы

Файлы: 1 файл

Расходы государственного бюджета их классификация.doc

— 376.50 Кб (Скачать)
p> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления по эффективному использова-нию средств государственного бюджета РФ

 

Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

- сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

- определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

- создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

    Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

       По экономической сущности, государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

   Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:

        -  федеральный бюджет;

        - бюджеты субъектов РФ  (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

        - местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

       Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных, региональных или местных органов.

        Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

     Расходы  государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

  Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

На величину и структуру расходов бюджетов всех уровней влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике, межбюджетные отношения и многие другие факторы.  Для разграничения расходов используются функциональная, экономическая, ведомственная классификации, которые основываются по целевым статьям, по экономическому содержанию, по функциональному назначению.

    Огромную роль расходы  бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов  бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан призвано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения.

 

    Тема данной работы – расходы государственного бюджета- остается весьма актуальной. В экономической литературе эта проблема освещается довольно подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, а особенно о расходах бюджетов пишут много: круг авторов публикаций широк, встречаются различные   точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, так на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы. Основной трудностью было систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, и дать по возможности точные данные, поднять проблемы расходов госбюджета за несколько лет и выявить перспективы.

 

 



47

 

Список использованной литературы.

 

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ) Официальный текст. -  2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

2.      Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ        «О бюджетной политике на 2003 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета, 3 июня 2002 г., с.3.

3.      Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2001 год".

4.      Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2002 год"

5.      Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2003 год".

6.      Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2001.

7.      Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов /Под ред. П. И. Вахрина. – М.: «Дашков и К», 2002.

8.      Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 1999.

9.      Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врубле-вской. – М.: ЮРАЙТ, 2001.

10. Государственные и муниципальные финансы. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2001.

11. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. Пешин Н. Л. – М: Формула права, 2000 – 448с.

12. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2000.

13. Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2002.

14. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы

и статистика, 2002.

15. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.

16.   Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

17.   Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

18.   Экономика для юристов. Учебник/ Е.Г. Ефимова.- М.: Флинта, 1999.

19.   Экономическая теория/ Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Юристъ, 2000.

20.   Кучеренко В. Бюджет 2002: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 июня 2001 г., с.2.

21.   Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2002. - №3. – с.4-23.

22.   Немирова О.С. О проекте бюджета на 2003//Российский бизнес, 2002

23.   Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2003 год (анализ концепции) // Экономист, 2002. - №12. – с.59-67.

24.   Шагжиева Т.С. Действительный порядок организации учета финансирования и расходов региональных бюджетов//Бухгалтерский учет,2002, №11

25.   www.budgetrf.ru.

26.   www.finansy.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

         Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ

 

 

Наименование

Сумма

ВСЕГО РАСХОДОВ

2345641398

в том числе:

 

Государственное управление и местное самоуправление

66506919

Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации

4130359,6

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти

3267837,9

Функционирование исполнительных органов государственной власти

15054350,6

Деятельность финансовых и налоговых органов

42233977,1

Прочие расходы на общегосударственное управление

1820393,8

Судебная власть

25481900

Федеральная судебная система

25481900

Международная деятельность

44384236,4

Международное сотрудничество

35416480

Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств

6130044,2

Международные культурные, научные и информационные связи

1168522,2

Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам

81600

Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества

1587590

Национальная оборона

344525270

Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации

325564303

Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии

13012000

Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки

4160780

Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности

1435687,4

Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны

352500

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

244793715

Органы внутренних дел

69304731,7

Внутренние войска

18489507

Уголовно-исполнительная система

45737316,2

Органы налоговой полиции

7096201,8

Органы государственной безопасности

47992477,6

Органы пограничной службы

24065041,5

Таможенные органы

12406642

Органы прокуратуры

11839989,7

Органы юстиции

7235202,3

Государственная фельдъегерская служба

626604,9

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

40206000

Фундаментальные исследования

19851996,3

Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно- технического прогресса

20354003,7

Промышленность, энергетика и строительство

63404306,6

Топливно-энергетический комплекс

7050000

Конверсия оборонной промышленности

250000

Другие отрасли промышленности

457010

Строительство, архитектура

47427700,1

Стандартизация и метрология

168188

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

7023900

Содержание органов специального строительства

1027508,5

Сельское хозяйство и рыболовство

31167644,8

Сельскохозяйственное производство

24530850

Земельные ресурсы

1801340,8

Рыболовное хозяйство

2977154

Прочие мероприятия в области сельского хозяйства

1858300

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

10807748,2

Водные ресурсы

1041003,4

Лесные ресурсы

6325778,2

Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира

935224,9

Гидрометеорология

1845541,7

Картография и геодезия

660200

Транспорт, связь и информатика

6087130

Автомобильный транспорт

89400

Железнодорожный транспорт

300000

Воздушный транспорт

2172700,1

Водный транспорт

2255489,9

Связь

1267440

Информатика (информационное обеспечение)

2100

Развитие рыночной инфраструктуры

100000

Малый бизнес и предпринимательство

100000

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

21208074

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

10984124

Гражданская оборона

66650

Государственная противопожарная служба

10157300

Образование

97671999,7

Дошкольное образование

1139085,2

Общее образование

1965134,1

Начальное профессиональное образование

21096907,9

Среднее профессиональное образование

12484641

Переподготовка и повышение квалификации

1370720,9

Высшее профессиональное образование

54809144,5

Прочие расходы в области образования

4806366,1

Культура, искусство и кинематография

14056249,1

Культура и искусство

11993835,5

Кинематография

2047198,2

Прочие мероприятия в области культуры и искусства

15215,4

Средства массовой информации

11954913,8

Телевидение и радиовещание

11022110,4

Периодическая печать и издательства

608013,4

Прочие средства массовой информации

324790

Здравоохранение и физическая культура

39344750

Здравоохранение

31421025,1

Санитарно-эпидемиологический надзор

5463024,9

Физическая культура и спорт

2460700,0*

Социальная политика

150685036

Учреждения социального обеспечения и службы занятости

4293448

Социальная помощь

10133337,5

Пенсии военнослужащим

67720851,4

Пенсии и пособия в правоохранительных органах

40027461,8

Прочие мероприятия в области социальной политики

26400542,4

Миграционная политика

2109394,9

Обслуживание государственного и муниципального долга

277510057

Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга

57482116,5

Обслуживание государственного внешнего долга

220027940

Пополнение государственных запасов и резервов

20956350

Государственный материальный резерв

20481650

Прочие государственные запасы и резервы

474700

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы

714610237

Финансовая помощь бюджетам других уровней

258405924

Фонд регионального развития

25072010

Мероприятия в области регионального развития

14240405

Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам

416891898

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

10759750

Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам

9991468

Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры

768282

Мобилизационная подготовка экономики

500000

Мобилизационная подготовка экономики

500000

Исследование и использование космического пространства

7651300

Государственная поддержка космической деятельности

2524000

Научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы в области космической деятельности

5127300

Военная реформа

15800311

Проведение военной реформы

15800311

Дорожное хозяйство

79111700

Дорожное хозяйство

79111700

Прочие расходы

-7710498,9

Резервные фонды

4300000

Проведение выборов и референдумов

9825800

Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды)

-23060000

Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам

1223701,1

Целевые бюджетные фонды

14066300

Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии

14066300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

        Расходы федерального бюджета РФ на 2003 год согласно ведомственной классификации. 

 

Ведомства

Сумма тыс. рублей.

Министерство топлива и энергетики

9565714,6

Министерство путей сообщения

6008126,5

Федеральная служба ж/д войск РФ

3329170

Министерство природных ресурсов

1792861,3

Министерство здравоохранения

31738026,2

Министерство культуры

161258882

Министерство общего и профессионального образования

75869597,7

Министерство финансов

1005363226

Министерство транспорта

89784402,3

Министерство промышленности, науки и технологии

10216397,2

Министерство экономического развития и торговли

9731717,6

Министерство труда и социального развития

37395308,6

Государственный таможенный комитет

15483348,2

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

39084,6

Министерство по делам гражданской обороны

17416585,9

Министерство по налогам и сборам

31094565,3

Управление делами Президента РФ

9704893,8

Государственная Дума РФ

2511932,6

Министерство иностранных дел

10963201,4

Информация о работе Расходы государственного бюджета: их классификация