Расчеты с покупателями и заказчиками и управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ современного состояния учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками, а также разработка предложений, направленных на его совершенствование.
В соответствии с поставленной целью поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы организации учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками;
- проанализирована нормативно-правовая база учета расчетов с покупателями и заказчиками;

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 73.60 Кб (Скачать)

Безотзывный и отзывной аккредитив представляют собой интерес, прежде всего для поставщика. При отзывном аккредитиве банк покупателя может  в любой момент без уведомления  поставщика изменить условие провидения расчетов или же и вовсе отменить их. Соответственно  в случае без  отзывного аккредитива для изменений  условий расчетом или отмены платежа требуется согласие поставщика (рис.1).

     1


    5


   4  2

 3 


 

Рис.1. -  Схема аккредитивной  формы расчетов.

1 - заключение договора  о поставке товаров (оказании  услуг) с предварительной оплатой;

2 - передача платежного  поручения в банк и списание  средств со счета покупателя;

3 - перевод средств  в банк поставщика и зачисление  средств на счет получателя;

4 - сообщение поставщику  о зачислении средств на его  банковский счет;

5 - поставка товара (оказание услуг)

Порядок бухгалтерского учета  операций по аккредитиву напрямую зависит  от того, на каких условиях открывается  аккредитив, а так же от вида аккредитива. У покупателя открытия покрытого аккредитива отражается на субсчете «Аккредитивы» к счету 55 «специальные счета в банках». Для учета, не покрытого аккредитива используется за балансовый счет 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные».

Согласно статье 223 ГК РФ, право собственности у покупателя возникает с момента передачи готовой продукции, если иное не  предусмотрено законом или договором. [1]

Передачей признается не только вручение продукции непосредственно  покупателю, но и сдача перевозчику  для отправки покупателю. Как правило, исполнение аккредитива не совпадает  с моментом перехода право собственности  на отгороженную готовую продукцию.

Поставщик для учета открытого  на него аккредитива может использовать за балансовый счет 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученные».

Отметим, что аккредитив в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед другими формами безналичных расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски, как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов, если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.

Возрождение рыночной экономикой финансового рынка привело к  восстановлению вексельного обращение  в России, и прежде всего это  относится к использованию векселя  по взаимоотношениям покупателя, заказчика  и продавца в сделках, связанных  с поставкой готовой продукции. В этом случае применяется товарный (коммерческий) вексель, который имеет  двойственный характер, проявляющийся  в том, что он функционирует и  как ценная бумага, и как средство расчетов, учитываемых на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками. [17, 110  с.]

Бухгалтерский учет векселей, применяемых при расчетах между  организациями за поставленную продукцию, осуществляется:

  • у векселедателя – на счете 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Векселя выданные» в сумме, указанной в векселе, в корреспонденции с дебетом счетов учетом материальных ценностей или издержек производства (обращение);

Векселедатель, сумму причитающихся к уплате по векселю процентов за полученную продукцию, в зависимости от конкретного содержания хозяйственной операции, отражает либо в составе производственных затрат, т.е. по дебету счетов 20,23,25,26,44, если речь идет о приобретении продукции, имеющих производственный характер, либо относит в дебет тех счетов, на которых учитываются получаемые те или иные материальные ценности. [9]

До наступления срока погашения  товарный вексель может быть передан  векселедержателям третьему лицу, который  может быть любое юридическое  или финансовое лицо. Передача может  осуществляться в порядке взаиморасчетов за полученную готовую продукцию, в  качестве средств расчетов за кредиты  и займы, оказания финансовой помощи или продаваться за деньги. С момента  получения векселя третьими лицами он теряет свойство товарного, и его  обращение будет регламентироваться правилами, действующими для финансовых векселей, т.е. в зависимости от срока  действия он будет учитываться на счете 06 или счете 58.

 

 

 

 

Рассмотрим расчет чеками на схеме (рис. 2).







Рисунок 2. – схема расчета  чеками

 

1. 2 Особенности расчетов  сельскохозяйственных товаропроизводителей  с покупателями и заказчиками

 

Для обобщения информации о расчётах с покупателями и заказчиками  предназначен счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». [18, с. 78] Этот счёт активно - пассивный. К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

1. - «Расчеты по государственным  контрактам»,

2. - «Расчеты с заготовительными  и перерабатывающими организациями  АПК»,

3. - «Расчеты по векселям  полученным»,

4. - «Расчеты по авансам  полученным»,

5. - «Внутригрупповые расчеты  взаимосвязанных организаций»,

6. - «Расчеты с прочими  покупателями и заказчиками».

Перед тем как реализовать  товар сельскохозяйственные организации заключают договор с покупателями и заказчиками.

В договоре указывается: предмет  договора, цена договора и порядок  расчетов, порядок поставки, приемка  товара, обязательства сторон, ответственность  сторон и разрешение споров, форс-мажорные обстоятельства, сроки действия договора, прочие условия.

Так, при реализации товаров  необходимо наличие счета поставщика на оплату.

На основании договора поставки покупателю выставляют счет на оплату. В счете указываются  банковские реквизиты поставщика, цена единицы товара, общая стоимость  партии, а также сумма налога, включенного в стоимость товаров. [19, с. 159]

Счет выписывают в 2 экземплярах:

· первый экземпляр - покупателю (заказчику) для оплаты;

· второй экземпляр - поставщику.

Счет подписывают главный  бухгалтер и руководитель.

Выписанный счет отсылается клиенту по факсу. Клиент оплачивает счет и по мере его оплаты оформляется  отгрузка товара.

Движение товара от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводительными документами - товарной накладной. [18, с.82]

В товарной накладной указывается  номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими материальные ценности и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и покупателя. Накладная выписывается в двух экземплярах. [19, с. 143]

На основании товарной накладной формируется счет-фактура. Он является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с  поставщиками и подрядчиками. В счет - фактуре указаны: порядковый номер  счет фактуры; наименование поставщика товаров; наименование получателя товаров; стоимость, цена товаров; сумма налога на добавленную стоимость; дата предоставления счет - фактуры. [20, с. 148]

Счет-фактура выданный предназначен для ведения налогового учета  и формирования книги продаж.

Счет-фактура формируется  в 2 экземплярах на каждую отгрузку товара или выполнения работы, оказания услуг. Счет-фактура должен быть доставлен  не позднее 5 дней со дня отгрузки. Подписывается  счет-фактура руководителем.

Счет-фактура формируется  в 2 экземплярах на каждую отгрузку товара или выполнения работы, оказания услуг. Счет-фактура должен быть доставлен  не позднее 5 дней со дня отгрузки. Подписывается  счет-фактура руководителем.

Покупатель забирает продукцию  только при наличии доверенности. В ней указываются следующие  данные: реквизиты организации, которая  выписала доверенность, количество продукции, паспортные данные лица, на которого выписана доверенность, срок действия доверенности. Доверенность подписывается руководителем  организации, главным бухгалтером  и лицом, получившим доверенность. [20, с. 172]

Заключающим этапом реализации товара является формирование книги  продаж главным бухгалтером.

Отчет формируется за установленный  период на основании введенных документов «Счет-фактура», «Запись книги продаж». Документ «Запись книги продаж»  удобно вводить на основании ранее  введенного документа «Счет-фактура  выданный». Документ «Запись книги  продаж» предназначен для ввода  записей в книгу продаж.

Книги продаж - в книге продаж регистрируются выписанные или выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при отгрузке (передаче) товаров, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). [20, с. 118]

Счета-фактуры, выданные при  реализации товаров, передаче имущественных  прав организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, регистрируются в книге продаж. [19, с. 93]

 

1. 3 Нормативное регулирование  расчетов с покупателями и  заказчиками

 

Нормативное регулирование  расчетов с покупателями и заказчиками  по РСБУ осуществляется на четырех  уровнях.

Первый уровень нормативного регулирования – законодательные  акты, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства. К данному уровню относятся:

  • Налоговый Кодекс РФ (часть 2, глава 25 «Налог на прибыль организаций», статьи 246-333). Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности
  • Гражданский Кодекс РФ. Согласно ГК РФ, обязательства исполняются в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Порядок исполнения сторонами денежных обязательств определяется договором и только в случае недостаточности или неясности установленных условий исполнение обязательств должно производиться в соответствии с иными дополнительными условиями.
  • Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской задолженности должен быть отражен в учете, после выполнения организацией-кредитором товарной части сделки - после отгрузки продукции.
  • Постановление Правительства РФ, согласно которому организация обязана отразить задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость по отгруженной продукции не позднее 5 дней со дня ее отгрузки (НК РФ ).

Второй уровень представлен  ПБУ и нормативными актами, изданными  министерством финансов РФ и другими  органами, которым предоставлено  право регулирования налогового учета.

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Согласно положению по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности расчеты  с дебиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских  записей и признаваемых ею правильными. Дебиторская задолженность в  иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в  рублях в суммах, определяемых путем  пересчета иностранных валют  по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается по каждому обязательству  на основании данных проведенной  инвентаризации, письменного обоснования  и приказа (распоряжения) руководителя организации, и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в  период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на увеличение расходов у некоммерческой организации. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

  • Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 [7], согласно которому:

- в бухгалтерском учете  и бухгалтерской отчетности отражается  курсовая разница, возникающая  по операциям по полному или  частичному погашению дебиторской  задолженности, выраженной в иностранной  валюте, если курс на дату исполнения  обязательств по оплате отличался  от курса на дату принятия  этой дебиторской задолженности  к бухгалтерскому учету в отчетном  периоде либо от курса на  отчетную дату, в котором эта  дебиторская задолженность была  пересчитана в последний раз  (п. 11 ч. 3);

- курсовая разница по  полному или частичному погашению  дебиторской задолженности отражается  в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности в том отчетном  периоде, к которому относится  дата исполнения обязательств  по оплате или за который  составлена бухгалтерская отчетность. (п. 12 ч.3);

Информация о работе Расчеты с покупателями и заказчиками и управление дебиторской задолженностью