Расчеты с покупателями и заказчиками и управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ современного состояния учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками, а также разработка предложений, направленных на его совершенствование.
В соответствии с поставленной целью поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы организации учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками;
- проанализирована нормативно-правовая база учета расчетов с покупателями и заказчиками;

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 73.60 Кб (Скачать)

- курсовая разница по  полному или частичному погашению  дебиторской задолженности подлежит  зачислению на финансовые результаты  организации как прочие доходы  или прочие расходы (кроме случаев,  когда курсовая разница, связана  с расчетами с учредителями  по вкладам и подлежит зачислению  в добавочный капитал этой  организации (п. 13,14 ч.3).

  • Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99[8]:

- величина поступления  и (или) дебиторской задолженности  определяется исходя из цены, установленной договором между  организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.  Если цена не предусмотрена  в договоре и не может быть  установлена исходя из условий  договора, то для определения  величины поступления или дебиторской  задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах  обычно организация определяет  выручку в отношении аналогичной  продукции (товаров, работ, услуг)  либо предоставления во временное  пользование (временное владение  и пользование) аналогичных активов  (п. 6.1);

- величина поступления  и (или) дебиторской задолженности  по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) не  денежными средствами, принимается  к бухгалтерскому учету по  стоимости товаров (ценностей), полученных  или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных  или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах  обычно организация определяет  стоимость аналогичных товаров  (ценностей). При невозможности установить  стоимость товаров (ценностей), полученных  организацией, величина поступления  и (или) дебиторской задолженности  определяется стоимостью продукции  (товаров), переданной или подлежащей  передаче организацией. Стоимость  продукции (товаров), переданной  или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах  обычно организация определяет  выручку в отношении аналогичной  продукции (товаров) (п. 6.3);

- в случае изменения  обязательства по договору первоначальная  величина поступления и (или)  дебиторской задолженности корректируется  исходя из стоимости актива, подлежащего  получению организацией. Стоимость  актива, подлежащего получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов (п. 6.4);

- величина поступления  и (или) дебиторской задолженности  определяется с учетом всех  предоставленных организации согласно  договору скидок (накидок) (п. 6.5).

  • Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 :

- дебиторская задолженность,  по которой срок исковой давности  истек, другие долги, нереальные  для взыскания, включаются в  расходы организации в сумме,  в которой задолженность была  отражена в бухгалтерском учете  организации (п. 14.3);

- если в отношении любых  расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно  из названных условий, то в  бухгалтерском учете организации  признается дебиторская задолженность  (п. 16).

Третий уровень нормативного регулирования представлен методическими  указаниями и инструкциями по ведению  налогового учета. Примерами нормативных  актов данного уровня являются:

  • План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по его применению
  • Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС
  • Письмо Минфина РФ «О возврате дебиторской задолженности прошлых лет»
  • Письмо ФНС РФ «О списании дебиторской задолженности»
  • Письмо ФНС РФ «О порядке оформления Справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ»

Четвертый уровень нормативного регулирование – это рабочие  документы по бухгалтерскому учету  самого предприятия:

  • Устав предприятия – устав, определяющий порядок и условия функционирования предприятия. Устав содержит сведения об организационно-правовой форме предприятия, его наименовании, местонахождении, размере уставного капитала, составе, порядке формирования и компенсации его органов управления и контроля, порядке распределения прибыли и формирования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия.
  • Учетная политика предприятия – совокупность способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, избранных организацией в соответствии с условиями хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ  И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

 

 

2. 1 Пути совершенствования  расчетов с покупателями и  заказчиками

 

Для улучшения состояния  расчетов:

- необходимо следить за  соотношениями дебиторской и  кредиторской задолженности: значительное  преобладание дебиторской задолженности  создает угрозу финансовой устойчивости  предприятия и делает необходимым  привлечение дополнительных (как  правило, дорогостоящих) средств;  превышение кредиторской задолженности  над дебиторской может привести  к неплатежеспособности предприятия;

- контролировать политику  диверсификации в отношении дебиторов,  т.е. ориентироваться на увеличение  их количества для уменьшения  риска неуплаты одним или несколькими  крупными покупателями;

- постоянно контролировать  состояние расчетов по просроченной  задолженности;

- производить классификацию  покупателей в зависимости от  вида продукции, объема закупок,  платежеспособности, истории кредитных  отношений и предлагаемых условий  оплаты;

- имея оперативные данные  по просроченной задолженности,  необходимо начинать претензионную  работу, т.е. высылать уведомления  – претензии со всеми расчетами  пени за просроченную задолженность;

- разрабатывать разнообразные  модели договоров с гибкими  условиями оплаты, в частности  предоставления покупателями скидок  при досрочной оплате, так как  снижение цены приводит к расширению  продаж и интенсифицирует приток  денежных средств.

Часто в организациях инвентаризация проводится нерегулярно. Более того, инвентаризация обязательств не проводится вовсе.

В связи с этим организациям предлагается регулярно проводить инвентаризацию обязательств.

Инвентаризация – метод  бухгалтерского учёта, а при проведении документальных ревизий – приём  фактического контроля, осуществляемый путём непосредственной проверки наличия  и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов, объёма выполненных работ и реальности статей баланса.

Инвентаризация была одним  из первых приёмов хозяйственного учёта, позволяющим установить фактическое  наличие имущества на определённый момент.

Инвентаризация выполняет  три основные функции: экономическую (как элемент учёта и контроля); социальную (как форма участия  трудящихся в организации учёта  и контроля); воспитательную (как  средство воспитания бережного отношения  к имуществу). [18, с.174]

Принципы инвентаризации: внезапность; сопоставимость единиц измерения; плановость; объективность; юридическая  правомочность результатов; непрерывность; полнота охвата объектов; воспитательное воздействие и материальная ответственность; оперативность и экономичность; гласность.

Инвентаризация как средство контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и проверки организации  материальной ответственности классифицируется по различным признакам.

В зависимости от времени  проведения и роли в хозяйственном  процессе различают плановые и внеплановые  инвентаризации. Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плана (графика) в заранее намеченные сроки. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителей предприятий  или вышестоящих организаций, следственных органов и других контролирующих органов в случаях особой необходимости (переоценка, передача, установление фактов хищений, документальная ревизия и т. д.)

По полноте охвата объектов инвентаризации подразделяют на полные, частичные, выборочные и сплошные. Полная инвентаризация осуществляется в предусмотренные  сроки, при этом инвентаризируются  не только товарно-материальные ценности и денежные средства предприятия, но и правильность расчётов с другими  организациями, выверяется сальдо по основным статьям баланса. При частичной  инвентаризации проверяют отдельные  виды средств, например товары, наличные деньги, основные средства. Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных. Выборочные инвентаризации подразделяются на целевые и общие. Выборочные инвентаризации, например проводят, как правило, по товарам, по которым предъявляют претензии  на недовложение; по товарам, уценённым  и переведённым в пониженные сорта; оказавшимся без ярлыков; морально устаревшим и испорченным; а также  в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна. [15, с. 371]

Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском  обществе.

По способу организации  инвентаризационной работы инвентаризации могут делиться на постоянно действующие  или на осуществляемые рабочими инвентаризационными  комиссиями.

По мнению многих экономистов  инвентаризация является общим элементом  метода хозяйственного контроля и бухгалтерского учёта, благодаря чему её контрольные  функции в деле сохранности имущества  существенно усиливается. [13, с. 269]

Во-первых, кругом решаемых задач. Если главная задача инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учёта состоит в установлении соответствия учётных и фактических  данных о наличии и состоянии  имущества и создании наиболее эффективного обеспечения для принятия управленческих решений, то основная цель инвентаризации как элемента метода хозяйственного контроля заключается в осуществлении контроля за сохранностью имущества, подтверждением или опровержением выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений.

Во-вторых, составом субъектов  осуществления. Инвентаризации в целях  внутрифинансового контроля проводят на предприятиях инвентаризационные комиссии. Инвентаризацию в процессе ревизий и проверок осуществляют ревизионные комиссии или специальные инвентаризационные комиссии под руководством ревизора.

В-третьих, составом нормативных  документов, регулирующих право и  необходимость проведения инвентаризации.

В-четвёртых, охватом объектов. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта осуществляется, в основном, в сложном порядке, всего имущества и в обязательном и плановом порядке, в установленные  сроки. Инвентаризации, проводимые в  ходе ревизии, относят к частным, выборочным, а сроки проведения зависят  от плана проведения ревизий, проверок и других обстоятельств.

В-пятых, широтой охвата решаемых вопросов. Инвентаризации, проводимые в целях финансового контроля, носят характер инструктирования, оказания квалифицированной помощи материально ответственным лицам в налаживании учётной работы, выявляют естественную убыль имущества и реальность годовых производственно-финансовых показателей. В период же ревизии инвентаризации выполняют в основном узкую функцию контроля за наличием и сохранностью собственности, характеризуют качество проводимой ранее инвентаризационной работы. [11, с. 193]

Важное место занимает инвентаризация в процессе осуществления  экономического анализа.

Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что  её осуществляют сами работники предприятия.

Поэтому она выступает  одним из методов контроля трудящихся за деятельностью предприятия, служит действенным средством контроля за работой материально-ответственных  лиц, помогает не только вскрыть, но и  предупреждать возможные недостачи  и хищения товарно-материальных ценностей.

Значительная часть должностных  хищений в торговле совершается  упрощёнными способами, то есть путём  присвоения выручки или товара. Данные хищения продолжаются сравнительно недолго, сопровождаются примитивными маскировочными действиями и выявляются при своевременном проведении инвентаризации. Наряду с этим в торговле возникает  небольшое количество квалифицированных  должностных хищений, наносящих  ей большой ущерб. Эти хищения  совершаются при соучастии других работников предприятия и посторонних  лиц. Характерной особенностью хищений  этой группы являются создание неучтённых излишков ценностей, с последующей  реализацией их без отражения  в учёте или крупные растраты, скрываемые путём подлогов в первичных  документах и учётных регистрах. Выявление таких хищений затруднено и требует от ревизоров и инвентаризаторов глубокое знание бухгалтерского учёта, методов ревизий и организации  торговли. [19, с. 361]

Информация о работе Расчеты с покупателями и заказчиками и управление дебиторской задолженностью