Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:04, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе существующих методов управления рисками для предприятий – участников внешнеэкономической деятельности и выборе наилучших решений в условиях риска и существующих альтернатив на примере компании ООО «ДЕЛКОМ».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Анализ полного спектра возможных рисков рассматриваемой компании, уделяя одинаковое внимание и рискам, которые можно измерить количественно, и рискам, не подлежащим количественному описанию.
Составление карты возможных рисков компании, их систематизация, расстановка приоритетов, разбиение на группы для поиска комплексного решения.
Анализ финансовых рисков компании на основе данных бухгалтерской отчетности.
Поиск оптимальных путей минимизации наиболее приоритетных рисков рассматриваемого предприятия.
Введение……………………………………………………………….…………
Глава 1. Место и роль рисков во внешнеэкономической деятельности………....8
Понятие риска…………………………………………………………………....8
Классификация рисков внешнеэкономической деятельности………………13
Общие принципы управления рисками…………………………………….....23
Методы оценки экономических рисков……………………………………….32
Выводы……………………………………………………………………………....40
Глава 2. Выявление риско во внешнеэкономической деятельности организации ООО «ДЕЛКОМ»…………………………………………………………………...42
2.1. Общая характеристика организации ООО «ДЕЛКОМ»………………….…42
2.2. Анализ рисков финансового состояния организации……………………….51
Выводы……………………………………………………………………………...63
Глава 3. Пути минимизации рисков для организации ООО «ДЕЛКОМ»………65
3.1. Анализ дебиторской задолженности…………………………………………65
3.2. Управление риском коммерческого кредита………………………………...72
Выводы……………………………………………………………….……………...78
Заключение …………………………………………………………………….…...80
Список использованной литературы………………………………………….…...
По результатам анализа видно, что за прошедший год коэффициент рентабельности активов снизился на 4,8 единицы, что составило 27,7% по отношению к началу года. За счет увеличения рентабельности продаж он вырос на 1,2 (или на 6,9 %), а за счет снижения оборачиваемости активов упал на 6 единиц, т.е. на 34,6%.
Таким
образом, для повышения эффективности
работы компании, необходимо найти пути
повышения оборачиваемости капитала и
сокращения финансового цикла.
Выводы
Организация ООО «ДЕЛКОМ» занимается продвижением копировальной техники марки Ricoh на российском рынке.
а) по оценке платежеспособности предприятие находится в зоне допустимого риска;
б) наблюдается негативная тенденция снижения показателей ликвидности;
в) структура капитала приближена к нормативным показателям финансовой устойчивости;
г) по результатам анализа риска финансовой несостоятельности методом Э.Альтмана риск банкротства ничтожно мал;
д)
показатели деловой активности компании
свидетельствуют об увеличении финансового
цикла и падении
е)
наблюдается негативная тенденция
падения показателей
ж) резкое снижение рентабельности активов происходит за счет падения оборачиваемости капитала;
З)
необходимо найти решение для
повышения оборачиваемости и
сокращения финансового цикла.
Анализ финансового состояния нашего предприятия, проведенного во второй части данной работы, также привел нас к выводу о необходимости сокращения финансового цикла и увеличения оборачиваемости капитала. Также в подразделе 2.2 было отмечено, что для компании «ДЕЛКОМ» необходимо найти комплексное решение для рисков снижения ликвидности, падения продаж, неоплаты счетов и для обеспечения хороших отношений склиентами. Оптимальным способом решения этой ситуации является коммерческий кредит.
Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения дел, предложение кредитных услуг является орудием конкуренции при привлечении клиентов. Наша организация также предоставляет своим наиболее важным партнерам возможность отгрузки техники в кредит.
Коммерческий кредит наша организация предоставляет, начиная с 1 октября 2007. Как видно, на данный момент мы обладаем совсем небольшими статистическими материалами, но тем не менее уже можно и нужно провести их анализ и выбрать оптимальную кредитную политику.
Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с "вышибанием" долга. Главная задача предприятия в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).
Организация должна постоянно пересматривать свою кредитную политику из-за изменения рыночных условий. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита. Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.
По мере того как наша организация растет, проблема организации денежных потоков становится все более насущной. И в настоящее время требуется инструмент, с помощью которого можно этими потоками эффективно управлять. Инструментом является кредитная политика, а первым шагом к ее созданию - анализ оборачиваемости дебиторской задолженности.
Несмотря на то, что банковский кредит все чаще используется для покрытия дефицита оборотных средств, по-прежнему широко распространен и коммерческий кредит (отсрочка платежа контрагенту). Это объясняется как минимум двумя причинами. Во-первых, трудностями, с которыми сталкиваются небольшие компании при получении банковского кредита. Во-вторых, маркетинговой природой коммерческого кредита, которая заключается в том, что предоставление отсрочки платежа является дополнительным конкурентным преимуществом.
Сегодня практически все компании вынуждены кредитовать своих покупателей, вследствие чего большинство функционирует за счет перекредитования. Поэтому крайне важно, чтобы организации выбирали оптимальные для себя способы кредитования покупателей, тем самым, поддерживая всю цепочку прямо или косвенно взаимозависимых компаний. А начать следует с анализа дебиторской задолженности, к образованию которой приводит выданный коммерческий кредит. Затем результаты анализа будут положены в основу кредитной политики компании, которая должна стать инструментом управления дебиторской задолженностью.
Основная задача анализа - определить оптимальный срок кредитования покупателей. Это важно для того, чтобы впоследствии своевременно погашать обязательства перед кредиторами. В анализе дебиторской задолженности используется коэффициентный метод.
По
собранной на сегодняшний день статистической
информации по продажам в кредит рассчитаем
оборачиваемость дебиторской задолженности
(Receivables turnover) и оборачиваемость дебиторской
задолженности в днях
(Average collection period) [23].
(3.1)
(3.2)
Расчеты с покупателями по основному виду деятельности отражаются на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и вся дебиторская задолженность является краткосрочной. Нас интересует средняя за период дебиторская задолженность. Обычно она определяется как суммарное дебетовое сальдо по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на начало и конец периода, деленное пополам. Средние данные необходимы для того, чтобы нивелировать изменения деловой активности в течение рассматриваемого периода.
Выручка от продаж по основному виду деятельности отражается по кредиту счета 90 "Продажи". Тогда для расчета нужно взять кредитовый оборот счета 90, причем только ту его часть, которая появилась в результате продажи товаров в кредит. Поэтому, мы сформируем в бухгалтерской программе 1С отчет, содержащий только контрагентов, которым предоставляется возможность отгрузок в кредит по условиям договора. Этот отчет представлен в таблице 15.
Заметим, что мы намеренно берем выручку-брутто (со всеми налогами и сборами), чтобы она была сопоставима со средней за период дебиторской задолженностью.
Таблица 15
Долги контрагентов с 01.10.07 по 28.02.08
Контрагент | Вал. | Нач. долг клиента | Увеличение долга | Уменьшение долга | Долг клиента на конец периода |
ДэЛЗ/ТехкомплектИнвест Энерго | Руб. | 0,00 | 56 241 389,10 | 55 194 290,42 | 620 176,81 |
ЮНИТ-КОПИР | Руб. | 0,00 | 10 434 171,84 | 6 020 446,07 | 4 388 197,01 |
Юмакс | Руб. | 0,00 | 11 065 428,62 | 8 338 257,35 | 2 720 429,27 |
КМ | Руб. | 0,00 | 14 689 686,39 | 12 435 506,88 | 2 217 140,69 |
САН СПб ООО | Руб. | 0,00 | 6 286 121,76 | 5 444 203,91 | 841 917,85 |
Копия Экселент (Техника) | Руб. | 3 014 474,81 | 18 060 116,49 | 14 881 689,07 | 6 192 902,23 |
РЕМПРОМСЕРВИС | Руб. | 0,00 | 18 510,55 | 10 500,18 | 8 010,37 |
Сандартинвест | Руб. | 0,00 | 901 322,71 | 704 055,50 | 197 267,21 |
ИТГО | 3 014 474,81 | 117 696 747,46 | 103 028 949,38 | 17 186 041,44 |
По формулам 3.1 и 3.2 рассчитываем показатели оборачиваемости по каждому из контрагентов. Результаты расчета представлены в таблице 16.
Таблица 16
Анализ оборачиваемости активов по контрагентам
Контрагент | Вал. | Средняя за период дебиторская задолженность | Среднедневная выручка от продаж в кредит | Оборачиваемость дебиторской задолженности | Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях |
ДэЛЗ/ТехкомплектИнвестЭнерго | Руб. | 310 088,41 | 365 525,10 | 178,00 | 0,85 |
ЮНИТ-КОПИР | Руб. | 2 194 098,51 | 39 870,50 | 2,74 | 55,03 |
Юмакс | Руб. | 1 360 214,64 | 55 220,25 | 6,13 | 24,63 |
КМ | Руб. | 1 108 570,35 | 82 354,35 | 11,22 | 13,46 |
САН СПб ООО | Руб. | 420 958,93 | 36 054,33 | 12,93 | 11,68 |
Копия Экселент (Техника) | Руб. | 1 589 213,71 | 98 554,23 | 9,36 | 16,13 |
РЕМПРОМСЕРВИС | Руб. | 4 005,19 | 69,54 | 2,62 | 57,60 |
Сандартинвест | Руб. | 98 633,61 | 4 662,62 | 7,14 | 21,15 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает, насколько эффективно организация собирает долги покупателей за свою продукцию. Мы будем ее использовать для того, чтобы отследить динамику развития и сравнить показатели по каждому контрагенту. Аналогичный показатель в днях показывает, на какой срок, в среднем, организация кредитует покупателей. Чем выше первый показатель и соответственно меньше второй, тем эффективнее управление дебиторской задолженностью. Однако надо быть осторожными и, пытаясь улучшить показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, не навредить объемам продаж.
Ухудшение показателей не всегда свидетельствует о снижении эффективности управления. Это может быть следствием осуществления более мягкой политики кредитования покупателей. Такое решение может быть принято в качестве стимулирования продаж или как ответный шаг на действия конкурентов.
Для
оценки результаты анализа обычно сравниваются
со среднеотраслевыми или
Прежде всего, посмотрим, насколько оборачиваемость в днях соответствует срокам кредитования, установленным в договорах с покупателями. Как было отмечено во второй части работы, наша предприятие отпускает товары в кредит со сроком оплаты 60 дней, для ключевых клиентов. Все они перечислены в табл. 15, 16. Итак, оборачиваемость в днях не превышает сроков коммерческих кредитов, предоставляемых нашим партнерам. Но все же из табл. 16 видно, что оборачиваемость в днях очень велика. К тому же и анализ бухгалтерской отчетности за предыдущий год показывает что оборачиваемость дебиторской задолженности в днях имеет тревожную тенденцию резкого роста с 7, 354 до 17, 086 дней. (см. приложение 3 «Оценка финансово-хозяйственной деятельности», подраздел «Оценка деловой активности»), т.е. в течении прошлого года оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 9,73 дня.
Подсчитаем, какие потери данное изменение приносит нашей компании. Для этого нам нужно вычислить среднедневную выручку от продаж в кредит.
(3.3)
Таким образом, если мы полученную среднедневную выручку умножим на количество дней, на которые у нас замедлилась оборачиваемость, мы получим, что дополнительно привлечено в оборот 6 638 876 рублей. Если принять во внимание большие значения оборачиваемость в днях получившиеся в таблице 16, то можно прийти к выводу, что именно введение коммерческого кредита в практику продаж компании стало причиной таких негативных изменений. Экономический же эффект в результате ускорения оборачиваемости будет выражаться в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы прибыли.
Поэтому необходимо найти решения по оптимизации процедуры предоставления коммерческого кредита и минимизации рисков связанных с ним.
Для этого дадим оценку методом математической статистики (формулы 1.5, 1.6, 1.7) каждому дебитору на основе статистических данных имеющихся на данный момент. Среднеквадратическое отклонение характеризует отклонение от среднего срока оплаты, коэффициент вариации – однородность статистических данных. Сводные данные приведены в табл. 17, а данные в более развернутом виде – в приложении 4. Как видно из таблицы оплата отгруженного в кредит товара производится крайне неравномерно, наблюдается очень большой разброс в сроках оплаты. Также налицо крайне недисциплинированные клиенты, нарушающие сроки оплаты по договору.
Таблица 17
Статистическая оценка сроков погашения задолженностей по коммерческому кредиту.
Контрагент | Средний срок оплаты Хср | Дисперсия | Среднеквадратическое отклонение | Коэффициент вариации |
ДэЛЗ/ТехкомплектИнвестЭнерго | 21,11 | 128,67 | 11,34 | 53,73 |
ЮНИТ-КОПИР | 17,54 | 85,82 | 9,26 | 52,81 |
Юмакс | 34,70 | 147,14 | 12,14 | 34,99 |
КМ | 16,08 | 86,53 | 9,3 | 57,85 |
САН СПб ООО | 21,48 | 150,44 | 12,27 | 57,13 |
Копия Экселент (Техника) | 30,38 | 24,65 | 4,9 | 16,13 |
РЕМПРОМСЕРВИС | 93,00 | 5 168,85 | 71,98 | 77,40 |
Стандартинвест | 82,50 | 4 275,56 | 65,39 | 79,26 |
Таким
образом, очевидно, что по контрагентам
«Ремпромсервис» и «
Так же необходимо разработать
систему контроля оплаты
Важным элементом всей системы мероприятий по коммерческому кредитованию является процедура получения денег по счетам, подлежащим оплате. Специалисты в этой области советуют не позднее, чем за 10 дней до срока платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминается число и доля остатков, подлежащих оплате.
Если остаток остается неоплаченным в срок, то полезно связаться или лично встретиться с клиентом, чтобы точно выяснить причину правонарушения. Как можно скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с поставкой товара (качество, ассортимент и т.д.), спорными вопросами по предоставленным платежным документам или финансовыми трудностями клиента.
В
то же время нужно иметь в виду, что важно
избежать испорченных отношений с клиентами.
Тем не менее, для того, чтобы предотвратить
необоснованное затягивание денежного
цикла и свести к нулю уровень несобранных
средств с последующим списанием со счетов
безнадежных долгов, менеджеру по продажам
необходима твердость и хладнокровие.
3.2
Управление риском
коммерческого кредита.
Рассмотрим
также варианты различных способов
минимизации риска
Как видно практически все
из рассматриваемых нами
Таблица 19
Комиссия за выданные поручительства, %
Максимальный размер установленного лимита поручительства на дебитора, USD | Число постоянных покупателей | |||||
<10 | 10 - 30 | 30 - 60 | 60 - 100 | 100 - 200 | > 200 | |
<10 000 | 1,25 | 1,1 | 1 | 0,9 | 0,75 | 0,6 |
10 001-50 000 | 1,35 | 1,25 | 1,1 | 1 | 0,85 | 0,65 |
50 001-150 000 | 1,55 | 1,45 | 1,35 | 1,25 | 1,1 | 1 |
150 001- 500 000 | 1,75 | 1,65 | 1,5 | 1,4 | 1,25 | 1,15 |
> 500 000 | 1,85 | 1,75 | 1,65 | 1,55 | 1,45 | 1,35 |
Таблица 20
Комиссия за факторинговое обслуживание, %
Объем продаж клиента дебиторам, задолженнеость которых уступается фактору, USD | Число постоянных покупателей | |||||
<10 | 10 - 30 | 30 - 60 | 60 - 100 | 100 - 200 | > 200 | |
30001 - 50 000 | 2,3 | 2,2 | 2,1 | 1,9 | 1,7 | 1,35 |
50 001-100 000 | 2,1 | 2 | 1,9 | 1,7 | 1,4 | 1,2 |
100 001 - 250 000 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,5 | 1,2 | 1,05 |
250 001- 500 000 | 1,7 | 1,6 | 1,5 | 1,3 | 1,1 | 1 |
500 001- 1 000 000 | 1,5 | 1,45 | 135 | 1,15 | 0,95 | 0,85 |
1 000 001- 5 000 000 | 1,3 | 1,25 | 1,2 | 1,1 | 0,9 | 0,8 |
> 5 000 000 | 1 | 0,9 | 0,85 | 0,75 | 0,65 | 0,6 |
Таблица 21
Комиссия за предоставление денежных ресурсов Фактором (Финансирование) за каждый день
Средневзвешенная оборачиваемость за предыдущий месяц | < 15 | 16 - 30 | 31 - 60 | > 61 |
Комиссия, % от суммы финансирования | 0,042 | 0,044 | 0,046 | 0,048 |
На основании тарифных данных предложения факторинговой компании рассчитаем какую суммарную комиссию должна будет платить наша организация в случае поручительства с финансированием (табл. 22) и поручительства без финансирования (табл. 23)
Таблица 22
Стоимость факторинга без регресса (поручительство +финансирование), %
Размер финансирования, USD | 90% стоимости отгруженных товаров | ||
Число дней финансирования до дня оплаты покупателем фактору | |||
15 | 30 | 60 | |
50 001-150 000 | 3,916 | 4,537 | 5,887 |
150 001- 500 000 | 3,896 | 4,517 | 5,867 |
Таблица 23
Стоимость поручительства (без финансирования), %
Максимальный размер установленного лимита поручительства на дебитора, USD | 90% стоимости отгруженных товаров |
на 80 день после дня оплаты | |
50 001-150 000 | 2,345 |
150 001- 500 000 | 2,425 |
Для
того чтобы понять насколько нам
подходят данные условия рассмотрим
их на примере: поставка товара на 10 000 000
руб., отсрочка платежа до 60 дней, период
использования денег фактора 15 – 45 дней,
при финансировании и гарантии на 90 % от
стоимости отгруженного товара. Результаты
расчета представлены в табл. 24 – для случая
поручительства и финансирования и в табл.
25 для случая поручительства без финансирования.
Таблица 24
Стоимость факторингового финансирования с поручительством, руб
Число покупателей <10 | Логика расчета | Число дней финансирования
до
дня оплаты покупателем фактору | |||
1. Фиксированный сбор за обработку каждого денежного требования | 65 RUR | 15 | 30 | 45 | 60 |
2. Комиссия за факторинговое обслуживание | 1,7%*10000000 | 170000 | 170000 | 170000 | 170000 |
3. Поручительство | 1,75%*0,9*10000000 | 157500 | 157500 | 157500 | 157500 |
4. Стоимость финансирования | 0,046%*15*0,9*10000000 | 62100 | 124200 | 186300 | 259200 |
Общая стоимость факторинга без регресса | 389600 | 451700 | 513800 | 586700 | |
% за
переуступленную дебиторскую |
3,896 | 4,517 | 5,138 | 5,867 |
Таблица 25
Стоимость поручительства без финансирования, руб
Для числа клиентов менее 10 | Логика расчета | Результат |
1. Фиксированный сбор за обработку каждого денежного требования | 65 RUR | 65 |
2. Комиссия за факторинговое обслуживание | 1,7%*0,5*10000000 | 85000 |
3. Поручительство | 1,75%*0,9*10000000 | 157500 |
4. Стоимость финансирования | ||
Общая стоимость факторинга без регресса | 242500 | |
% за
переуступленную дебиторскую |
2,425 |
Результаты проведенных расчетов говорят о том, что использование факторинга имеет достаточно высокую стоимость для компании с одной стороны, но также является эффективным способом минимизации риска коммерческого кредитования, дает дополнительные возможности для развития отношений с дилерами, позволяет увеличить финансовый рычаг и перейти к более оптимальному соотношению собственного и заемного капитала.
Таким
образом, использование факторинга для
компании ООО «ДЕЛКОМ» можно назвать оптимальным
методом управления для выделенной группы
наиболее приоритетных рисков компании:
риска неоплаты коммерческого кредита,
снижения ликвидности, падения продаж.
Таблица 26
Сравнительная характеристика методов минимизации риска коммерческого кредита
Таким образом, в результате выполнения дипломной работы, можно сформулировать следующие выводы:
Управление рисками – это фактор конкурентоспособности, обеспечения жизнестойкости фирмы, снижения уязвимости и ее способности противостоять неблагоприятному развитию событий. Отлаженная система риск-менеджмента во всем мире служит основой стабильности бизнеса. Постепенно она внедряется и в российских организациях.
Современный уровень риск-
Выявлять риски целесообразно по нескольким направлениям, тогда картина получится всеохватывающей. Сначала определяется среда, генерирующая риск: производство, природа, экономическая конъюнктура, социально-политическая ситуация, люди. Потом риски делятся на группы - по тяжести последствий, по частоте возникновения и т. п. Составив такую классификацию, уже можно определиться с денежной оценкой рисков. Ее осуществляют как по каждому риску в отдельности, так и по различным сочетаниям рисков, при этом следует учитывать вероятность каждого из этих событий.
После того как мы выявили и оценили все риски, необходимо выделить из них наиболее приоритетные для принятия решений на данный момент. Среди ведущих мировых компаний все больше распространяется практика составления карт рисков, построенные на шкале «влияние-вероятность» и позволяющие расставлять приоритеты. Для компании «ДЕЛКОМ» мы выявили такие риски как падение продаж, риски нарушения взаимоотношений с дилерами, неоплаты счетов по отгруженным в кредит товарам, падения ликвидности, как первостепенные.
Для принятия решений по управлению рисками был проведен всесторонний, глубокий анализ экономического положения компании и выявлены ее финансовые риски и неиспользованные резервы. Такой анализ нам показал негативные тенденции снижения оборачиваемости активов и увеличения финансового цикла компании, а анализ задолженностей контрагентов привел к выводу о необходимости поиска решения для минимизации риска коммерческого кредита и повышения оборачиваемости дебиторской задолженности.
Способами
решения для повышения
Как видно из приведенной ниже таблицы, оптимальным решением по управлению комплекса выявленных приоритетных рисков является использование факторинга. Так как он страхует от неоплаты счетов дебиторами, позволяет увеличить оборачиваемость и сократить финансовый цикл и дает возможности для развития отношений с дилерами.
Проведенное в данной выпускной работе исследование позволяет заключить, что кроме уже описанных рекомендаций по минимизации конкретных рисков, непрерывно должен проводиться мониторинг рискового профиля. Составляющими этой работы явлется диагностика, выявление сокрушительных рисков, общая профилактическая диагностика, картографирование рисков, изменение внутренних правил, четкое разграничение ответственности сотрудников, налаживание системы быстрого информирования о сбоях в работе, мониторинг внешней среды компании, обучение ключевого персонала по поведению при возникновении рисковой ситуации, бюджетирование системы управления риском, макроэкономическая адаптация.
Правильная интегративная политика по управлению рисками обеспечит компании стабильное, устойчивое функционирование и сохранение конкурентного преимущества в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
http://www.riskofficer.ru/
Бухгалтерская
отчетность компании
ООО «ДЕЛКОМ» за 2006
г.
Показатели
оценки финансово-хозяйственной
деятельности
Тарифы
по услугам факторинга
«Рациональной Факторинговой
Компании»