Пути минимизации рисков для организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в анализе существующих методов управления рисками для предприятий – участников внешнеэкономической деятельности и выборе наилучших решений в условиях риска и существующих альтернатив на примере компании ООО «ДЕЛКОМ».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Анализ полного спектра возможных рисков рассматриваемой компании, уделяя одинаковое внимание и рискам, которые можно измерить количественно, и рискам, не подлежащим количественному описанию.
Составление карты возможных рисков компании, их систематизация, расстановка приоритетов, разбиение на группы для поиска комплексного решения.
Анализ финансовых рисков компании на основе данных бухгалтерской отчетности.
Поиск оптимальных путей минимизации наиболее приоритетных рисков рассматриваемого предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………
Глава 1. Место и роль рисков во внешнеэкономической деятельности………....8
Понятие риска…………………………………………………………………....8
Классификация рисков внешнеэкономической деятельности………………13
Общие принципы управления рисками…………………………………….....23
Методы оценки экономических рисков……………………………………….32
Выводы……………………………………………………………………………....40
Глава 2. Выявление риско во внешнеэкономической деятельности организации ООО «ДЕЛКОМ»…………………………………………………………………...42
2.1. Общая характеристика организации ООО «ДЕЛКОМ»………………….…42
2.2. Анализ рисков финансового состояния организации……………………….51
Выводы……………………………………………………………………………...63
Глава 3. Пути минимизации рисков для организации ООО «ДЕЛКОМ»………65
3.1. Анализ дебиторской задолженности…………………………………………65
3.2. Управление риском коммерческого кредита………………………………...72
Выводы……………………………………………………………….……………...78
Заключение …………………………………………………………………….…...80
Список использованной литературы………………………………………….…...

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.92 Мб (Скачать)
 

     По  результатам анализа видно, что  за прошедший год коэффициент  рентабельности активов снизился на 4,8 единицы, что составило 27,7% по отношению к началу года. За счет увеличения рентабельности продаж он вырос на 1,2 (или на 6,9 %), а за счет снижения оборачиваемости активов упал на 6 единиц, т.е. на 34,6%.

     Таким образом, для повышения эффективности  работы компании, необходимо найти пути повышения оборачиваемости капитала и сокращения финансового цикла.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  

    1. Организация ООО  «ДЕЛКОМ» занимается продвижением копировальной  техники марки Ricoh на российском рынке.

        1. Уже в течение полугода предприятие «ДЕЛКОМ» предоставляет опцию коммерческого кредита на 60 дней своим ключевым клиентам.
        2. Спектр возможных рисков компании состоит из четырех сегментов (рис. 5):  а) сегмента рисков с низкой вероятностью и незначительными последствиями (риски связанные с трудовыми ресурсами, появление новых продуктов или конкурентов, изменение бухгалтерского учета или налогового законодательства) б) сегмент рисков с высокой вероятностью и незначительными последствиями (задержки груза при транспортировке, проблемы с таможенным оформлением, валютный риск, сбой IT систем) в) риски с небольшой вероятностью событий и тяжелыми последствиями для компании (потеря ключевого персонала, неэффективное планирование, возникновении пожаров и.др.) г) риски с большой вероятностью событий и серьезными последствиями (падение продаж, снижение ликвидности, нарушение отношений с клиентами, неоплата дебиторов, потеря груза при транспортировки и др.)
        3. Риски сектора с высокой вероятностью событий и тяжелыми последствиями являются приоритетными. Риски с низкой вероятностью и незначительными последствиями целесообразно принять. Риски с высокой вероятностью и невысоким влиянием должны управляться  менеджерами среднего звена и специалистами конкретных отделов в рабочем порядке. Риски с серьезными последствиями и небольшой вероятностью, в основном, учитываются топ-менеджментом компании.
        4. Риски с наибольшим приоритетом объеденены в две группы: транспортно-логистические и риски связанные с организацией продаж.
        5. По результатам проведенного анализа финансовых рисков компании мы пришли к выводу, что:

          а) по оценке платежеспособности предприятие  находится в зоне допустимого  риска;

          б) наблюдается негативная тенденция  снижения показателей ликвидности;

          в) структура капитала приближена к  нормативным показателям финансовой устойчивости;

          г) по результатам анализа риска  финансовой несостоятельности методом  Э.Альтмана риск банкротства ничтожно мал;

          д) показатели деловой активности компании свидетельствуют об увеличении финансового  цикла и падении оборачиваемости капитала;

          е) наблюдается негативная тенденция  падения показателей рентабельности;

          ж) резкое  снижение рентабельности активов  происходит за счет падения оборачиваемости  капитала;

          З) необходимо найти решение для  повышения оборачиваемости и  сокращения финансового цикла. 
           
           
           
           
           
           

      Глава 3. Пути минимизации  рисков для компании ООО «ДЕЛКОМ»

       

                Анализ финансового  состояния нашего предприятия, проведенного во второй части данной работы, также привел нас к выводу о необходимости сокращения финансового цикла и увеличения оборачиваемости капитала. Также в подразделе 2.2 было отмечено,  что для компании «ДЕЛКОМ»  необходимо найти комплексное решение для рисков снижения ликвидности, падения продаж, неоплаты счетов и для обеспечения хороших отношений склиентами. Оптимальным способом решения этой ситуации является коммерческий кредит.

      3.1 Анализ дебиторской  задолженности.

       

           Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения дел, предложение кредитных услуг является орудием конкуренции при привлечении клиентов. Наша организация также предоставляет своим наиболее важным партнерам возможность отгрузки техники в кредит.

          Коммерческий  кредит наша организация предоставляет, начиная с 1 октября 2007. Как видно, на данный момент мы обладаем совсем небольшими статистическими материалами, но тем не менее уже можно и нужно провести их анализ и выбрать оптимальную кредитную политику.

          Из-за этой тенденции к увеличению покупки  в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной  кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с "вышибанием" долга. Главная задача предприятия в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

          Организация должна постоянно пересматривать свою кредитную политику из-за изменения рыночных условий. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита. Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

           По  мере того как наша организация растет, проблема организации денежных потоков  становится все более насущной. И  в настоящее время требуется  инструмент, с помощью которого можно  этими потоками эффективно управлять. Инструментом является кредитная политика, а первым шагом к ее созданию - анализ оборачиваемости дебиторской задолженности.

           Несмотря  на то, что банковский кредит все  чаще используется для покрытия дефицита оборотных средств, по-прежнему широко распространен и коммерческий кредит (отсрочка платежа контрагенту). Это объясняется как минимум двумя причинами. Во-первых, трудностями, с которыми сталкиваются небольшие компании при получении банковского кредита. Во-вторых, маркетинговой природой коммерческого кредита, которая заключается в том, что предоставление отсрочки платежа является дополнительным конкурентным преимуществом.

           Сегодня практически все компании вынуждены  кредитовать своих покупателей, вследствие чего большинство функционирует  за счет перекредитования. Поэтому  крайне важно, чтобы организации выбирали оптимальные для себя способы кредитования покупателей, тем самым, поддерживая всю цепочку прямо или косвенно взаимозависимых компаний. А начать следует с анализа дебиторской задолженности, к образованию которой приводит выданный коммерческий кредит. Затем результаты анализа будут положены в основу кредитной политики компании, которая должна стать инструментом управления дебиторской задолженностью.

           Основная  задача анализа - определить оптимальный  срок кредитования покупателей. Это важно для того, чтобы впоследствии своевременно погашать обязательства перед кредиторами. В анализе дебиторской задолженности используется коэффициентный метод.

           По  собранной на сегодняшний день статистической информации по продажам в кредит рассчитаем оборачиваемость дебиторской задолженности (Receivables turnover) и оборачиваемость дебиторской задолженности в днях 
      (Average collection period) [23].

          (3.1)

      (3.2)

           Расчеты с покупателями по основному виду деятельности отражаются на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и вся дебиторская задолженность является краткосрочной. Нас интересует средняя за период дебиторская задолженность. Обычно она определяется как суммарное дебетовое сальдо по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на начало и конец периода, деленное пополам. Средние данные необходимы для того, чтобы нивелировать изменения деловой активности в течение рассматриваемого периода.

           Выручка от продаж по основному виду деятельности отражается по кредиту счета 90 "Продажи". Тогда для расчета нужно взять кредитовый оборот счета 90, причем только ту его часть, которая появилась в результате продажи товаров в кредит. Поэтому, мы сформируем в бухгалтерской программе 1С отчет, содержащий только контрагентов, которым предоставляется возможность отгрузок в кредит по условиям договора. Этот отчет представлен в таблице 15.

           Заметим, что мы намеренно берем выручку-брутто (со всеми налогами и сборами), чтобы  она была сопоставима со средней за период дебиторской задолженностью.

           Таблица 15

           Долги контрагентов с 01.10.07 по 28.02.08

      Контрагент Вал. Нач. долг клиента Увеличение  долга Уменьшение  долга Долг  клиента на конец  периода
      ДэЛЗ/ТехкомплектИнвест  Энерго Руб. 0,00 56 241 389,10 55 194 290,42 620 176,81
      ЮНИТ-КОПИР Руб. 0,00 10 434 171,84 6 020 446,07 4 388 197,01
      Юмакс Руб. 0,00 11 065 428,62 8 338 257,35 2 720 429,27
      КМ Руб. 0,00 14 689 686,39 12 435 506,88 2 217 140,69
      САН СПб ООО Руб. 0,00 6 286 121,76 5 444 203,91 841 917,85
      Копия  Экселент (Техника) Руб. 3 014 474,81 18 060 116,49 14 881 689,07 6 192 902,23
      РЕМПРОМСЕРВИС Руб. 0,00 18 510,55 10 500,18 8 010,37
      Сандартинвест Руб. 0,00 901 322,71 704 055,50 197 267,21
      ИТГО   3 014 474,81 117 696 747,46 103 028 949,38 17 186 041,44

            По формулам 3.1 и 3.2 рассчитываем показатели оборачиваемости по каждому из контрагентов. Результаты расчета представлены в таблице 16.

           Таблица 16

           Анализ  оборачиваемости  активов по контрагентам

      Контрагент Вал. Средняя за период дебиторская  задолженность Среднедневная выручка от продаж в кредит Оборачиваемость дебиторской задолженности Оборачиваемость дебиторской задолженности  в днях
      ДэЛЗ/ТехкомплектИнвестЭнерго Руб. 310 088,41 365 525,10 178,00 0,85
      ЮНИТ-КОПИР Руб. 2 194 098,51 39 870,50 2,74 55,03
      Юмакс Руб. 1 360 214,64 55 220,25 6,13 24,63
      КМ Руб. 1 108 570,35 82 354,35 11,22 13,46
      САН СПб ООО Руб. 420 958,93 36 054,33 12,93 11,68
      Копия  Экселент (Техника) Руб. 1 589 213,71 98 554,23 9,36 16,13
      РЕМПРОМСЕРВИС Руб. 4 005,19 69,54 2,62 57,60
      Сандартинвест Руб. 98 633,61 4 662,62 7,14 21,15

           Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает, насколько эффективно организация собирает долги покупателей за свою продукцию. Мы будем ее использовать для того, чтобы отследить динамику развития и сравнить показатели по каждому контрагенту. Аналогичный показатель в днях показывает, на какой срок, в среднем, организация кредитует покупателей. Чем выше первый показатель и соответственно меньше второй, тем эффективнее управление дебиторской задолженностью. Однако надо быть осторожными и, пытаясь улучшить показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, не навредить объемам продаж.

           Ухудшение показателей не всегда свидетельствует о снижении эффективности управления. Это может быть следствием осуществления более мягкой политики кредитования покупателей. Такое решение может быть принято в качестве стимулирования продаж или как ответный шаг на действия конкурентов.

           Для оценки результаты анализа обычно сравниваются со среднеотраслевыми или собственными показателями за предыдущие периоды. Первое не всегда доступно, а если и доступно, то может быть недостоверно, поэтому лучше полагаться на аналогичные показатели этой же компании за предыдущие периоды [23]. К сожалению, мы имеем только  данные за последние полгода. Поэтому отправной точкой для текущего и последующих анализов становятся коэффициенты, рассчитанные нами сейчас. Однако даже они скажут многое, так как отражают те условия, в которых фактически работает организация. Эти условия можно сравнить с теми, в которых она должна функционировать, в соответствии с действующими договорами. Для такого сравнения лучше всего подойдет показатель оборачиваемости дебиторской задолженности в днях.

           Прежде  всего, посмотрим, насколько оборачиваемость  в днях соответствует срокам кредитования, установленным в договорах с покупателями. Как было отмечено во второй части работы, наша предприятие отпускает товары в кредит со сроком оплаты 60 дней, для ключевых клиентов. Все они перечислены в табл. 15, 16. Итак, оборачиваемость в днях не превышает сроков коммерческих кредитов, предоставляемых нашим партнерам. Но все же из табл. 16 видно, что оборачиваемость в днях очень велика. К тому же и анализ бухгалтерской отчетности за предыдущий год показывает что оборачиваемость дебиторской задолженности в днях имеет тревожную тенденцию резкого роста с 7, 354 до 17, 086 дней. (см. приложение 3 «Оценка финансово-хозяйственной деятельности», подраздел «Оценка деловой активности»), т.е. в течении прошлого года оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась  на 9,73 дня.

           Подсчитаем, какие потери данное изменение приносит нашей компании. Для этого нам  нужно вычислить среднедневную  выручку от продаж в кредит.

                    (3.3)

           

       руб.

           Таким образом, если мы полученную среднедневную выручку умножим на количество дней, на которые у нас замедлилась оборачиваемость, мы получим, что дополнительно привлечено в оборот 6 638 876 рублей. Если принять во внимание большие значения оборачиваемость в днях получившиеся в таблице 16, то можно прийти к выводу, что именно введение коммерческого кредита в практику продаж компании стало причиной таких негативных изменений. Экономический же эффект в результате ускорения оборачиваемости будет выражаться в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы прибыли.

           Поэтому необходимо найти решения по оптимизации  процедуры предоставления коммерческого  кредита и минимизации рисков связанных с ним.

           Для этого дадим оценку методом математической статистики (формулы 1.5, 1.6, 1.7) каждому дебитору на основе статистических данных имеющихся на данный момент. Среднеквадратическое отклонение характеризует отклонение от среднего  срока оплаты, коэффициент вариации – однородность статистических данных. Сводные данные приведены в табл. 17, а данные в более развернутом виде – в приложении 4. Как видно из таблицы оплата отгруженного в кредит товара производится крайне неравномерно, наблюдается очень большой разброс в сроках оплаты. Также налицо крайне недисциплинированные клиенты, нарушающие сроки оплаты по договору.

           Таблица 17

           Статистическая  оценка сроков погашения задолженностей по коммерческому кредиту.

      Контрагент Средний срок оплаты Хср Дисперсия Среднеквадратическое  отклонение Коэффициент вариации
      ДэЛЗ/ТехкомплектИнвестЭнерго 21,11 128,67 11,34 53,73
      ЮНИТ-КОПИР 17,54 85,82 9,26 52,81
      Юмакс 34,70 147,14 12,14 34,99
      КМ 16,08 86,53 9,3 57,85
      САН СПб ООО 21,48 150,44 12,27 57,13
      Копия  Экселент (Техника) 30,38 24,65 4,9 16,13
      РЕМПРОМСЕРВИС 93,00 5 168,85 71,98 77,40
      Стандартинвест 82,50 4 275,56 65,39 79,26
       

           Таким образом, очевидно, что по контрагентам «Ремпромсервис» и «Стандартинвест» необходимо принять срочные меры по предотвращению задержек с оплатой  товара. Одним из решений может  стать ужесточение условий договора, применение штрафных санкций или процентов, не менее банковской ставки, за неоплаченные в срок счета.

             Так же необходимо разработать  систему контроля оплаты товара, отгруженного в кредит, для отдела  продаж. Как только корпорация  начинает предоставлять кредит своему клиенту, менеджер, ответственный за данную сделку, обязан тщательно контролировать итоги дебиторской задолженности. Система должна быть развита так, чтобы дать менеджеру возможность вычислить соответствие остатка дебиторской задолженности кредитным условиям корпорации.

           Важным  элементом всей системы мероприятий  по коммерческому кредитованию является процедура получения денег по счетам, подлежащим оплате. Специалисты в этой области советуют не позднее, чем за 10 дней до срока платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминается число и доля остатков, подлежащих оплате.

           Если  остаток остается неоплаченным в  срок, то полезно связаться или  лично встретиться с клиентом, чтобы точно выяснить причину правонарушения. Как можно скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с поставкой товара (качество, ассортимент и т.д.), спорными вопросами по предоставленным платежным документам или финансовыми трудностями клиента.

           В то же время нужно иметь в виду, что важно избежать испорченных отношений с клиентами. Тем не менее, для того, чтобы предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла и свести к нулю уровень несобранных средств с последующим списанием со счетов безнадежных долгов, менеджеру по продажам необходима твердость и хладнокровие.  

      3.2 Управление риском  коммерческого кредита. 

           Рассмотрим  также варианты различных способов минимизации риска коммерческого  кредита. В настоящее время в  российской практике широко используются такие способы минимизации рисков коммерческого кредитования как банковская гарантия, факторинг, страхование, поручительство третьих лиц. Положительные и отрицательные стороны данных методов представлены в виде сравнительной характеристики в табл. 18.  Также в эту таблицу включены  конкретные предложения по факторингу и страхованию от ведущих в этих областях российских компаний: Национальной факторинговой компании и страховых фирм Росно и Ингосстрах. Различные тарифы, рассмотренных нами предложений, по услугам в рамках факторингового обслуживания и договора поручительства представлены приложении 5.

       
       
       
       

              Как видно практически все  из рассматриваемых нами способов  минимизации риска коммерческого  кредита имеют множество негативных факторов, как для нашей компании,  так и для наших клиентов. И только для факторинга в сравнительной характеристике, приведенной в табл. 18 мы не нашли отрицательных факторов, это дает нам основание более детально рассмотреть предложение «Национальной факторинговой компании» как одной из самых крупных Восточно-Европейский фирм в этой области. Тарифные условия представлены в таблицах 19, 20 и 21. Условия, которым удовлетворяет наша организация выделены жирным шрифтом.

      Таблица 19

      Комиссия  за выданные поручительства, %

      Максимальный  размер установленного лимита поручительства на дебитора, USD Число постоянных покупателей
      <10 10 - 30 30 - 60 60 - 100 100 - 200 > 200
      <10 000 1,25 1,1 1 0,9 0,75 0,6
      10 001-50 000 1,35 1,25 1,1 1 0,85 0,65
      50 001-150 000 1,55 1,45 1,35 1,25 1,1 1
      150 001- 500 000 1,75 1,65 1,5 1,4 1,25 1,15
      > 500 000 1,85 1,75 1,65 1,55 1,45 1,35
       

            Таблица 20

      Комиссия  за факторинговое обслуживание, %

      Объем продаж клиента дебиторам, задолженнеость которых уступается фактору, USD Число постоянных покупателей
      <10 10 - 30 30 - 60 60 - 100 100 - 200 > 200
                   
      30001 - 50 000 2,3 2,2 2,1 1,9 1,7 1,35
      50 001-100 000 2,1 2 1,9 1,7 1,4 1,2
      100 001 - 250 000 1,9 1,8 1,7 1,5 1,2 1,05
      250 001- 500 000 1,7 1,6 1,5 1,3 1,1 1
      500 001- 1 000 000 1,5 1,45 135 1,15 0,95 0,85
      1 000 001- 5 000 000 1,3 1,25 1,2 1,1 0,9 0,8
      > 5 000 000 1 0,9 0,85 0,75 0,65 0,6
       
       
       
       
       
       

      Таблица 21

      Комиссия  за предоставление денежных ресурсов Фактором (Финансирование) за каждый день

        Средневзвешенная  оборачиваемость за предыдущий месяц < 15 16 - 30 31 - 60 > 61
        Комиссия, % от суммы финансирования 0,042 0,044 0,046 0,048
       

            На  основании тарифных данных предложения  факторинговой компании рассчитаем какую суммарную комиссию должна будет платить наша организация в случае поручительства с финансированием (табл. 22) и поручительства без финансирования (табл. 23)

            Таблица 22

      Стоимость факторинга без регресса (поручительство +финансирование), %

        Размер  финансирования, USD 90% стоимости  отгруженных товаров
        Число дней финансирования до дня оплаты покупателем фактору
        15 30 60
        50 001-150 000 3,916 4,537 5,887
        150 001- 500 000 3,896 4,517 5,867
       

      Таблица 23

      Стоимость поручительства (без финансирования), %

      Максимальный  размер установленного лимита поручительства на дебитора, USD 90% стоимости отгруженных  товаров
      на 80 день после дня оплаты
      50 001-150 000 2,345
      150 001- 500 000 2,425
       

            Для того чтобы понять насколько нам  подходят данные условия рассмотрим их на  примере: поставка товара на 10 000 000 руб., отсрочка платежа до 60 дней, период использования денег фактора 15 – 45 дней, при финансировании и гарантии на 90 % от стоимости отгруженного товара. Результаты расчета представлены в табл. 24 – для случая поручительства и финансирования и в табл. 25 для случая поручительства без финансирования. 
       

      Таблица 24

      Стоимость факторингового финансирования с поручительством, руб

      Число покупателей <10 Логика расчета Число дней финансирования до

      дня оплаты покупателем  фактору

      1. Фиксированный  сбор за обработку каждого  денежного требования 65 RUR 15 30 45 60
      2. Комиссия  за факторинговое обслуживание 1,7%*10000000 170000 170000 170000 170000
      3. Поручительство 1,75%*0,9*10000000 157500 157500 157500 157500
      4. Стоимость  финансирования 0,046%*15*0,9*10000000 62100 124200 186300 259200
      Общая стоимость факторинга без регресса   389600 451700 513800 586700
      % за  переуступленную дебиторскую задолженность   3,896 4,517 5,138 5,867
       

            Таблица 25

      Стоимость поручительства без финансирования, руб

      Для числа клиентов менее 10 Логика расчета Результат
      1. Фиксированный  сбор за обработку каждого  денежного требования 65 RUR 65
      2. Комиссия  за факторинговое обслуживание 1,7%*0,5*10000000 85000
      3. Поручительство 1,75%*0,9*10000000 157500
      4. Стоимость  финансирования    
      Общая стоимость факторинга без регресса   242500
      % за  переуступленную дебиторскую задолженность   2,425
       

            Результаты  проведенных расчетов говорят о  том, что использование факторинга имеет достаточно высокую стоимость  для компании с одной стороны, но также является эффективным способом минимизации риска коммерческого кредитования, дает дополнительные возможности для развития отношений с дилерами, позволяет увеличить финансовый рычаг и перейти к более оптимальному соотношению собственного и заемного капитала.

            Таким образом, использование факторинга для компании ООО «ДЕЛКОМ» можно назвать оптимальным методом управления для выделенной группы наиболее приоритетных рисков компании: риска неоплаты коммерческого кредита, снижения ликвидности, падения продаж. 

        Выводы

        1. По результатам проведенного анализа приоритетными рисками для компании являются риск снижения ликвидности, риск падения продаж, риск неоплаты счетов клиентами, риск нарушения отношений с дилерами.
        2. Решение о предоставлении коммерческого кредита привело к увеличению продаж и улучшению отношений с дилерами, но вместе с тем стало причиной увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности в днях с 7,35 дней в начале года до 17,08 дней в конце.
        3. Способами минимизации рисков коммерческого кредита могут быть банковская гарантия, факторинг, страхование, поручительство третьей стороны.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

          Таблица 26

          Сравнительная характеристика методов минимизации  риска коммерческого кредита

        1. Факторинг является оптимальным способом минимизации  группы рассматриваемых рисков. Он страхует нас от неоплаты счетов дебиторами, позволяет увеличить оборачиваемость и сократить финансовый цикл, увеличить финансовый рычаг и дает возможности для развития отношений с дилерами.

      Заключение

       
       

           Таким образом, в результате выполнения дипломной работы, можно сформулировать следующие выводы:

           Управление  рисками – это фактор конкурентоспособности, обеспечения жизнестойкости фирмы, снижения уязвимости и ее способности  противостоять неблагоприятному развитию событий. Отлаженная система риск-менеджмента во всем мире служит основой стабильности бизнеса. Постепенно она внедряется и в российских организациях.

             Современный уровень риск-менеджмента  требует комплексного подхода  к вопросам минимизации рисков, поэтому в данной работе мы  рассматривали риски компании ООО «ДЕЛКОМ» в соответствии с подходом программ построения интегративного риск-менеджмента.  Нашей компании приходится сталкиваться с различными рисками, возникающими в процессе развития бизнеса, - это увеличение горизонтов планирования, возрастание непредсказуемости внешней среды, рост конкуренции. Комплексная система управления рисками компании - система риск-менеджмента - как раз и является одним из эффективных способов преодоления этих трудностей. Система риск-менеджмента призвана не только снизить чувствительность предприятия к ударам судьбы и минимизировать их финансовые последствия, но и повысить конкурентоспособность фирмы на рынке.

           Выявлять  риски целесообразно по нескольким направлениям, тогда картина получится  всеохватывающей. Сначала определяется среда, генерирующая риск: производство, природа, экономическая конъюнктура, социально-политическая ситуация, люди. Потом риски делятся на группы - по тяжести последствий, по частоте возникновения и т. п. Составив такую классификацию, уже можно определиться с денежной оценкой рисков. Ее осуществляют как по каждому риску в отдельности, так и по различным сочетаниям рисков, при этом следует учитывать вероятность каждого из этих событий.

           После того как мы выявили и оценили  все риски, необходимо выделить из них наиболее приоритетные для принятия решений на данный момент. Среди ведущих мировых компаний все больше распространяется практика составления карт рисков, построенные на шкале «влияние-вероятность» и позволяющие расставлять приоритеты. Для компании «ДЕЛКОМ» мы выявили такие риски как падение продаж, риски нарушения взаимоотношений с дилерами, неоплаты счетов по отгруженным в кредит товарам, падения ликвидности, как первостепенные.

           Для принятия решений по управлению рисками  был проведен всесторонний, глубокий анализ экономического положения компании и выявлены ее финансовые риски и неиспользованные резервы. Такой анализ нам показал негативные тенденции снижения оборачиваемости активов и увеличения финансового цикла компании, а анализ задолженностей контрагентов привел к выводу о необходимости поиска решения для минимизации риска коммерческого кредита и повышения оборачиваемости дебиторской задолженности.

           Способами решения для повышения оборачиваемости  и  минимизации рисков коммерческого  кредита могут быть банковская гарантия, факторинг, страхование, поручительство третьей стороны.

           Как видно из приведенной ниже таблицы, оптимальным решением по управлению комплекса выявленных приоритетных рисков является использование факторинга. Так как он страхует от неоплаты счетов дебиторами, позволяет увеличить оборачиваемость и сократить финансовый цикл и дает возможности для развития отношений с дилерами.

           Проведенное в данной выпускной работе исследование позволяет заключить, что кроме  уже описанных рекомендаций по минимизации конкретных рисков, непрерывно должен проводиться мониторинг рискового профиля. Составляющими этой работы явлется диагностика, выявление сокрушительных рисков, общая профилактическая диагностика, картографирование рисков, изменение внутренних правил, четкое разграничение ответственности сотрудников, налаживание системы быстрого информирования о сбоях в работе, мониторинг внешней среды компании, обучение ключевого персонала по поведению при возникновении рисковой ситуации, бюджетирование системы управления риском, макроэкономическая адаптация.

           Правильная  интегративная политика по управлению рисками обеспечит компании стабильное, устойчивое функционирование и сохранение конкурентного преимущества в постоянно  меняющихся условиях внешней среды.

      Список  использованной литературы:     

       
       
      1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (в ред. от 10.01.2005  №15-ФЗ).
      2. Федеральный  Закон  от  02.12.1990 г.  №394-1О «Центральном  Банке  Российской  Федерации ( Банке  России)» - ФЗ  с  изм.  и  доп.//  Консультант Плюс.
      3. Инструкция Центрального Банка Российской Федерации от 01.10.1997 года №1 «О  порядке регулирования деятельности банков».
      4. Банки и банковские операции. Под ред. Жукова Е.Ф. М.: Банки и Биржи, Юнити, 1997.
      5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2 CD, 1998.
      6. Волков И.М. Грачева М.В. Проектный анализ. М.: Банки и Биржи, Юнити, 1998.
      7. Гамза В. А., Ткачук И. Б. Безопасность коммерческого банка. — М.: Изд-вo И. И. Шумилова, 2000.
      8. Бородецкий Г.В. Моделирование логистических систем в условиях риска. – М.: Вершина, 2006.
      9. Донцова Л.В. Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и сервис, 2006.
      10. Маршалл Д. Ф., Бансал В. К. Финансовая инженерия.  —  М.: Инфра-М, 1998.
      11. Питере Т., Уптермен Р. В поисках эффективного управления. — М.: Прогресс, 2002.
      12. Рубенчик А., Словарь терминов риск-менеджмента. Депозитариум, №7(16) август-сентябрь 1999.
      13. Словарь иностранных слов и выражений. М.:Олимп, 1998.
      14. Управление рисками фирмы: программы интегративного риск-менеджмента / В.Н. Вяткин, В.А. Гамза, Ю.Ю. Екатеринославский и др. – М.: «Финансы и статистика», 2006.
      15. Четыркин Е.М. Финансовая математика. – М.: 2006.
      16. Чиненов М.В. Страхование внешнеэкономической деятельности. – М.: Омега-Л 2007.
      17. Йосси Шеффи.: Жизнестойкое предприятие.: Пер.с англ. - М.: Альпина Бизнес букс, 2006.
      18. Вьюков М.Л., Ермошин С. Н. Управление портфельными рисками в России. www.citforum.ru.
      19. Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег, www.ek-lit.agava.ru
      20. Классификация инвестиционных рисков. http://www.sez.donetsk.ua/.
      21. Риски при осуществлении сделок на рынке ценных бумаг. http://stat.bashedu.ru/konkurs/bakirov/aug/index.htm.
      22. Русское сообщество управления рисками http://www.rrms.ru/.
      23. Сайт журнала финансовый директор http://www.fd.ru/.
      24. Сообщество риск-менеджеров:

        http://www.riskofficer.ru/archive/index.php/t-707.html.

      1. Ронова Г.Н., Попова С.Е., В.Л. Слепунин, Финансовый анализ: Учебно-практическое пособие. – М.: Московкий государственный университет экономики, статистики и информатики,  2007г.
      2. Волков А.Г. Контроль и ревизия: Учебное пособие. – М.: Московкий государственный университет экономики, статистики и информатики,  2005г.
      3. Чернышева Е.Н. Бухгалтерский учет в кредитных организациях: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, тесты, учебная программа, план семинарских занятий по дисциплине. – М.: Московкий государственный университет экономики, статистики и информатики,  2004г.
      4. Бебнева Е.В.Учет, анализ и аудит ВЭД: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, тесты, учебная программа. – М.: Московкий государственный университет экономики, статистики и информатики,  2004г.
      5. Шадрина Г.В. Теория экономического анализа: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, тесты, учебная программа. – М.: Московкий государственный университет экономики, статистики и информатики,  2005г.
      6. Ронова Г.Н., Ронова Л.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, тесты, учебная программа. – М.: Московкий государственный университет экономики, статистики и информатики,  2005г.
      7. Черкасова В.Е., Финансовый менеджмент в кредитных организациях: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, тесты, учебная программа. – М.: Московкий государственный университет экономики, статистики и информатики,  2005г.
      8. Вергилес Э.В., Давтян А.В., Ларионов А.С., Матвиенко М.Ю., Стратегическое управление: Практикум. – М.: Московкий государственный университет экономики, статистики и информатики,  2005г.
      9. Сиротина Т.П. Экономика и статистика предприятия: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, итоговые тесты, методические указания и варианты контрольных работ, учебная программа. – М.: Московкий государственный университет экономики, статистики и информатики,  2005г.
      10. Максимова В.Ф., Портфельные инвестиции: Учебно-практическое пособие. – М.: Московкий государственный университет экономики, статистики и информатики,  2005г.
       

        
       
       
       

      Приложение 2

      Бухгалтерская отчетность компании ООО «ДЕЛКОМ» за 2006 г. 

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Приложение 3

      Показатели  оценки финансово-хозяйственной  деятельности 

      Приложение 4

      Тарифы  по услугам факторинга  «Рациональной Факторинговой  Компании» 

       
       
       
       

       
       
       
       
       
       

Информация о работе Пути минимизации рисков для организации