Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение деятельности профессиональных участников на рынке ценных бумаг. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть характеристику участников фондового рынка;
- изучить виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, порядок ее лицензирования;
- проанализировать деятельность профессиональных участников российского фондового рынка;
- выявить основные направления совершенствования деятельности профессиональных участников на рынке ценных бумаг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг…………5
1.1.Сущность и классификация профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг………………………...5
1.2 Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг………...10
1.3 Государственное регулирование профессиональной деятельности……...16
2.Анализ профессиональных участников рынка ценных бумаг России……..21
2.1.Кличественная и качественная характеристика финансовых посредников, действующих на российском фондовом рынке ………………………………21
2.2.Количественная и качественная характеристика финансовых посредников, составляющих инфраструктуру ценных бумаг………………...30
3.Основные направления совершенствования деятельности профессиональных участников на рынке ценных бумаг. ………………….…33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………………………………..……41

Файлы: 1 файл

Курсовая РЦБ, Иванских.docx

— 485.54 Кб (Скачать)

     Изменение  налогообложения НПФ, дилеров,  кредитных и страховых организаций.  Предлагается освобождение от  налога на прибыль доходов  от операций с ценными бумагами  и финансовыми инструментами,  доходов в виде дивидендов  и процентов; освобождение от  налога на прибыль средств,  направляемых на развитие.

Изменение налогообложения  посредников и управляющих компаний. Предлагается освобождение от НДС услуг  брокеров и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов подобно тому, как это сделано для банков.

Изменение налогообложения  средств, направляемых на капитализацию  инфраструктурных организаций. Предлагается исключение из налогооблагаемой базы средств, направляемых на собственное  развитие инфраструктурными организациями - клиринговых организаций и организаций, выполняющих функции центральных  контрагентов, а также расчетных  депозитариев.

Российским инвесторам (как  гражданам, так и юридическим  лицам) должна быть обеспечена возможность  инвестировать в зарубежные активы из России (т.е. заключать сделки с  иностранными финансовыми активами на российском финансовом рынке), что  в сочетании с запретом на оказание трансграничной поставки услуг, предполагает осуществление такого инвестирования через российских брокеров и управляющих. При этом для неквалифицированных  инвесторов может быть разрешено  инвестирование только в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, обращающиеся на признаваемых иностранных биржах. Помимо защиты национальных посредников, данная мера должна обеспечить условия  для формирования сильных национальных ответственных хранителей, оказывающих  услуги российским инвесторам по хранению иностранных финансовых инструментов .

Совершенствование инфраструктуры. Ключевая роль организации системы  расчетов по сделкам с финансовыми  активами должна быть отведена созданию комплекса условий, позволяющих, в  частности, реализовывать механизм «поставки против платежа» как на внутреннем рынке России, так и  при расчетах за пределами Российской Федерации и прочие условия, действующие  на развитых рынках. Обеспечение таких  условий устраняет многие причины  для того, чтобы российские ценные бумаги и связанные с ними финансовые инструменты торговались за рубежом.

Одним из наиболее важных векторов развития можно считать предпринимаемые  Банком России усилия по созданию системы  расчетов в режиме реального времени (RTGS), именуемой системой электронных  срочных платежей (БЭСП). Эта система  должна обеспечивать процесс непрерывной  обработки и исполнения платежей в режиме реального времени. Традиционно  такие системы используются для  крупных срочных переводов, что  особенно актуально для сделок с  финансовыми активами. Принципы, на которых функционирует система RTGS, позволят поддерживать ликвидность (в  том числе внутридневную) участников системы со стороны Банка России как кредитора последней инстанции [29].

Для внутреннего рынка  важно недискриминационное включение  в эту систему расчетных организаций, обслуживающих все инфраструктурные группы в качестве участников прямых расчетов. В систему БЭСП должны быть включены наиболее крупные инфраструктурные организации, в том числе, расчетные  депозитарии для ускорения и  повышения эффективности расчетов, в частности, по технологии «поставка  против платежа».

Особое внимание также  должно быть уделено перспективам интеграции национальной RTGS (БЭСП) в международные  платежные системы. Примерами такого рода являются европейская система TARGET, TARGET-2, система CLS (непрерывных связанных  расчетов), специализирующаяся на обеспечении  принципа «платеж против платежа» при  международной торговле валютой. Это  является принципиальным для обеспечения  расчетов в рублях, поскольку защищает участников от расчетного риска при  международной торговле валютой .

Необходимым является обеспечение  свободного доступа инфраструктурных институтов — депозитариев на международные  рынки, в том числе обеспечение  свободного открытия банковских счетов с возможностью использования этих счетов для получения доходов  для клиентов, а также для расчетов по сделкам. В настоящее время  в валютном законодательстве устранены  все ограничения, которые препятствуют этому. В частности, закон устанавливает исчерпывающий перечень операций, в том числе осуществляемых с участием резидентов за пределами Российской Федерации, денежные средства, от осуществления которых могут зачисляться на данные счета. К числу этих операций не относятся ни доходы по ценным бумагам, ни расчетные операции. Это, по сути, ограничивает свободу операций между резидентами и нерезидентами, а также между резидентами (в части разрешенных операций). Важным является разработка механизмов доступа крупных зарубежных институтов, осуществляющих хранение финансовых инструментов, к учету российских ценных бумаг и финансовых инструментов. Такой доступ должен быть постепенным и зависеть от усмотрения ФСФР. Без этого удовлетворительное решение задачи по привлечению зарубежных портфельных инвесторов невозможно.

Совершенствование регулирования  клиринговой деятельности. Наиболее крупные международные клиринговые  организации (LCH, UREX Clearing AG, NSCC) выполняют роль центрального контрагента. Для организованных рынков с большой емкостью обособление и централизация клиринговых услуг, включающих гарантии завершения расчетов, создание полноценной системы управления рисками обусловливают развитие института центрального контрагента. Именно клиринг сделок с участием центрального контрагента является наиболее прозрачной моделью многостороннего клиринга.

Необходимым является установление правовых основ и формирование правовых моделей создания гарантийных и  иных фондов центрального контрагента, для того чтобы обеспечить клиринговым  организациям возможность управления типичными для их деятельности рисками  — кредитным и риском ликвидности, и основным — риском завершения расчетов.

В рамках действующего законодательства термин «центральный контрагент» не используется, и с точки зрения гражданского, банковского, налогового и иных отраслей законодательства центральный  контрагент по сделке будет рассматриваться как обычный участник сделки. Это существенно увеличивает риски центрального контрагента, который выполняет роль стороны по сделке лишь как прием управления рисками.

Создание центрального депозитария  является самостоятельной задачей, которая должна решаться и в том  случае, если не будет осуществлена консолидация биржевой инфраструктуры. На первом этапе может быть создана  централизованная учетная система, включающая крупнейшие в России расчетные  депозитарии, с тем чтобы обеспечить на не дискриминационной основе взаимодействие между ними и фондовыми биржами независимо от места совершения сделок. Создание центрального депозитария или централизованной учетной системы, связанной с международными центральными депозитариями и крупными зарубежными ответственными хранителями, обеспечит возможность доступа на российский рынок тех инвестиционных институтов, для которых их национальные регуляторы предусматривают соответствующее требование. Чрезвычайно важным это является также и для привлечения иностранных портфельных инвесторов к участию в первичных размещениях на российском фондовом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для того чтобы фондовый рынок эффективно функционировал и  выполнял возложенные на него функции, необходимо создание инфраструктуры рынка  ценных бумаг, наличие специализированных организаций, участвующих в том  или ином виде деятельности на фондовом рынке. Эти организации осуществляют свою деятельность на фондовом рынке  как исключительную, вследствие чего их называют профессиональными участниками  фондового рынка

В соответствии с «Законом о рынке ценных бумаг» к профессиональным видам деятельности на этом рынке  относятся: брокерская деятельность; дилерская  деятельность; деятельность по управлению ценными бумагами; клиринговая деятельность; депозитарная деятельность; деятельность по ведению реестров владельцев ценных бумаг; деятельность по организации  торговли на рынке ценных бумаг.

Доступ организаций и  физических лиц на фондовый рынок  РФ в основном осуществляется не напрямую, а  опосредовано, через профессиональных участников рынка ценных бумаг (их еще  называют финансовыми посредниками) поскольку через них осуществляется перераспределение свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам  ценных бумаг.

Оценивая тенденции рынка, важно отметить их разнонаправленность. При этом рост оборотов свидетельствует  о том, что участники торгов, как  профессиональные, так и частные  инвесторы, подвержены влиянию внешних  информационных факторов.

Сегодня растет доля людей, для которых фондовый рынок становится альтернативной попыткой защитить собственные  накопления от растущей инфляции. Однако, зачастую, не желая доверять собственные  накопления инвестиционным или управляющим  компаниям, или не желая платить  комиссию, частные инвесторы рассматривают  интернет-трейдинг, как способ заработать. Однако, рассматривая статистику таких  вложений, важно отметить, что лишь малая доля «интернет-игроков» действительно выигрывают - подавляющая часть остаются в проигрыше.

Причин, объясняющих данную тенденцию, довольно много: от отсутствия качественной информации в доступных  источниках о ситуации на рынке до отсутствия практики у инвесторов.

Анализируя результаты работы рынка коллективных инвестиций за первое полугодие 2008 года, мы получили подтверждение  не самой хорошей тенденции. Сегмент  коллективных инвестиций, в теории призванный обеспечивать мелким инвесторам доход в средне - и долгосрочном периоде, у нас пока в значительной степени представлен спекулянтами.

Проведенный анализ показал, что инфраструктура российского  фондового рынка представляет собой  сложную, затратную и не самую  надежную систему. Финансовые посредники неравномерно распределены по территории России и сконцентрированы преимущественно  в московском регионе. Сложность  инфраструктуры заключатся и в большом  количестве расчетных центров - в  настоящее время используется как  минимум три крупных депозитария. Опыт же зарубежных стран показывает эффективность централизованного  клиринга. Поэтому существует проблема развития и консолидации биржевой, расчетно-депозитарной, клиринговой, учетной  инфраструктуры российского финансового  рынка, решение которой видится  в усилении конкурентоспособности  российского финансового рынка  и формирование в России мирового финансового центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года

     № 39-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

  1. Приказ «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бума» (с изменениями на 7 октября 2008 года) утвержденный Постановлением ФСФР от 6 марта 2007 года N 07-21/пз-н.
  2. Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг.-М.:Юрайт,2011.- 536с.
  3. Волгина Ю.А. Российский фондовый рынок продолжает активно расширятся.// Коммерсантъ. - № 6.-2008- с. 58-62
  4. Галанова В.А. Рынок ценных бумаг: теория и практика.-М.:Финансы и статистика,2008.-328
  5. Зак М.С. Фондовый рынок: итоги второго и прогноз на третье полугодие 2008 г. // БИНО.- № 8.-2008- с. 70-74.
  6. Киселев М. Проблемы профессиональных участников рынка ценных бумаг и пути их решения.// Финансовая газета.- № 14.-2008- с.5.
  7. Клещева Н.Т. Рынок ценных бумаг.- М.: Экономика, 2007. - 559с
  8. Корчагин Ю.А. Рынок ценных бумаг.-М.:Феникс, 2007.-496с.
  9. Крушвиц Л.А Финансирование инвестиций. - СПб.: ПИТЕР, 2006.-357с
  10. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки.-М.:ЮРАЙТ, 2004.-230с
  11. Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг.-СПб.: Питер, 2007.-256с
  12. Митин Б.М. Брокерско-дилерские услуги на рынке ценных бумаг// Российский налоговый курьер. -№ 4.-2008 -с.26-28.
  13. Павлова Н.Д. Профессиональная деятельность  на рынке ценных бумаг. – М.: ИНФРА-М, 2007.-328с
  14. Рубцов Б.Б. Фондовые рынки: современное состояние и перспективы развития.//Рынок ценных бумаг.- № 8. –2008- с. 27-32.
  15. Рудская Е.Н. Финансы и кредит.-М.: Феникс, 2008.- 570с
  16. Саркисянц А.Г. Профессиональные участники рынка ценных бумаг: конкуренция растет.// Коммерсантъ-деньги. 2008. № 4. С. 60-65.
  17. Ческидов В.Н. Банки на фондовом рынке //Финансы. – 2008. - №4. С. 25-28.
  18. www.naufor.ru.
  19. www.cbr.ru
  20. www.rts.ru
  21. www.fcsm.ru
  22. www.minfin.ru
  23. www.consultant.ru
  24. www.micex.ru

Информация о работе Профессиональные участники рынка ценных бумаг