Системные финансовые риски финансовых посредников – профессиональных участников рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:26, реферат

Краткое описание

Финансовый рынок – рынок, на котором происходит перераспределение временно свободных денежных ресурсов через финансовых посредников на основе использования финансовых инструментов (ценных бумаг, финансовых и товарных деривативов, валюты, финансовых контрактов (репо, свопы и т.п.)) и представления финансовых услуг, объединенных в форме финансовых продуктов, являющихся товаром на финансовом рынке1.

Файлы: 1 файл

Эссе риски финансовых посредников.docx

— 666.01 Кб (Скачать)

 

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при правительстве  Российской федерации»


 КАФЕДРА «ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ФИНАНСОВЫЙ ИНЖИНИРИНГ»

Эссе ПО ДИСЦИПЛИНЕ «иНСТИТУТЫ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ»

НА ТЕМУ

 

«Системные финансовые риски финансовых посредников – профессиональных участников рынка ценных бумаг»

 

Выполнила:

студентка группы РЦБ5-1 
Бахтина О.В.

Проверила:

доц., к.э.н. Андрианова Л.Н.

 

 

 

Москва, 2012 год

 

Финансовый рынок –  рынок, на котором происходит перераспределение временно свободных денежных ресурсов через финансовых посредников на основе использования финансовых инструментов (ценных бумаг, финансовых и товарных деривативов, валюты, финансовых контрактов (репо, свопы и т.п.)) и представления финансовых услуг, объединенных в форме финансовых продуктов, являющихся товаром на финансовом рынке1. Данное определение позволяет подчеркнуть важность роли финансовых посредников в перераспределении денежных ресурсов, соответственно именно их поведение в условиях конкретного рынка позволяет судить об эффективности финансового рынка в целом.

Основоположниками теории финансового посредничества были такие ученые, как Д.У. Блэкуэлл, Д.Д. Ван-Хуз, Э.Дж. Долан, Р.Дорнбуш, Д.С. Кидуэлл,  Р.Л. , Миллер, Р.Л. Петерсон, П. Роуз, Дж. Синки, С.  Фишер,  У. Шарп, Р. Шмалензи и другие авторы.  Они рассматривали финансовое посредничество как совокупность институтов, инструментов и рынков, удовлетворяющих потребности различных экономических субъектов2.

По-моему мнению наиболее общая классификация финансовых посредников на основе ранжирования по степени их специализации представлена в Приложении 1.

Как мне кажется, наиболее точное определение финансовых посредников, действующих в России, дано в книге «Основы регулирования финансового рынка» через призму «профессиональных посредников»3.  Таким образом, финансовых посредники - это профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Доступ к деятельности профессионального посредника ограничен определенными условиями.  В международной практике такими условиями являются: необходимость лицензии; достаточность капитала; репутация, опыт, квалифицированность руководства и персонала; операционная способность; правильная организация учета и др. В России используются аналогичные обязательные критерии для допуска на рынок профессиональных участников, закрепленные законодательно. Наличие данных условий позволяет во многом ограничивать финансовые риски профессиональных  участников рынка ценных бумаг4.  Классификация финансовых рисков представлена в Приложении 2. Мною будет рассмотрен системный риск, который лежит на участниках рынка.

Источниками системного риска  являются концентрации различных видов  риска на финансовом рынке5. Концентрация рисков может возникать по многим направлениям (Приложение 3). Количественное определение уровня системного риска производится, как правило, на основе шкалы, представленной в Приложении 4. Количественная оценка уровня системного риска России на финансовых рынках представлена в аналитическом докладе НИР «Мониторинг системного риска Российской Федерации на финансовых рынках» 2011г. (Приложение 5). Данное приложение характеризует текущее состоянии системного риска финансового рынка России. Наибольшие риски объясняются зависимостью России от динамики мировых цен на сырье и мировой финансовой системы. Подтверждением этого является то, что финансовый рынок России повторяет фундаментальные тенденции глобальных финансов (Приложение 6) и высокой корреляцией между развитием экономики и мировым ценами на нефть (Приложение 7).

Сравнительный анализ системного риска по финансовым продуктам представлен  в Приложении 8. Таким образом у нас наблюдается сверхконцентрация в продуктовом сегменте акций.

Специфика российского финансового  рынка во многом отражает финансовые риски, с которыми работают профессиональные участники рынка. Финансовые посредники работают в условиях большой  волатильности, вызванной низкой финансовой глубиной экономики, открытостью капитала при фиксированном валютном курсе, зависимостью от иностранных инвесторов при отсутствии расширенной базы внутреннего спроса на финансовые активы. Помимо того усугубляет ситуацию сама архитектура финансового рынка: низкая капитализация финансовых институтов, чрезмерная концентрация денежных ресурсов в Москве, олигополистическая структура финансового рынка с его концентрацией на небольшом количестве участников и финансовых инструментов, сверхконцентрация в структуре институциональных инвесторов отсутствие мониторинга потоков  иностранных портфельных инвестиций в архитектуре торговых систем, недостаточная ликвидность рынка для поддержания устойчивости, ограниченный круг финансовых инструментов для поддержания финансовых потоков, слабость систем управления рисками и отсутствие надзора за финансовым состоянием профессиональных участников рынка ценных бумаг, информационная асимметрия и др.

На улучшение состояние  финансового рынка, противодействие системным рискам должны быть направлены административные и экономические меры:

1) продолжение реструктуризации отрасли ценных бумаг, деривативов, институциональных инвесторов (рост капитализации, снижение системных рисков), поддержание конкурентной рыночной среды на финансовом рынке;

2) расширение «периметра»  финансового регулирования, переход к регулированию и надзору финансовых конгломератов/ финансовых холдинговых компаний/ пулов инвестиционных активов и их агрегированных рисков, независимо от того, какие типы финансовых институтов являются ядром;

3) исключение возможности не лицензируемой финансовой деятельности (финансового посредничества);

4) создание системы мониторинга  финансового рынка и необходимого  правового поля с целью выявления,  квалификации и предупреждения  безлицензионной деятельности на финансовом рынке ( «финансовые пирамиды», безлицензионные управляющие компании, брокеры и т.п.);

5) устранение возможностей  регулятивного арбитража, сохранение  сниженной регулятивной нагрузки  для небанковских институтов;

6) оптимизация регулятивной  нагрузки на финансовые институты  (брокерско-дилерские компании, управляющие компании, обеспечивая инвестиции в быстро растущие должны принимать на себя более высокие риски и действовать с более высоким левериджем при сокращенных требованиях к пруденциальному надзору и собственному капиталу в сравнении с кредитными организациями, являющимися основой национальной платежной система );

7) расширение требований к системам управления рисками и публичного раскрытия информации брокерско-дилерских компаний и институциональных инвесторов, внедрение практики стресс-тестирования профессиональных участников рынка ценных бумаг;

8) противодействие экстенсивному  наращиванию корпоративных и  банковских долгов при ограниченном  росте капиталов в позитивных  периодах циклов, рост капиталов и создание «подушек безопасности» в годы экономического подъема, адаптация требований по Базелю для банков к применению в брокерско-дилерских компаниях, управляющих компаниях, использование специальных резервов – буферов, требований к структуре баланса (леверидж, ликвидность и т.п.);

9) расширение информационной  прозрачности забалансовых операций банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг и институциональных инвесторов, их операций на внебиржевом рынке, в сфере внебиржевых продуктов, деривативов, в области секьюритизации и других форма финансового инжиниринга, в процессе андеррайтинга и первичного размещения всех видов финансовых продуктов, рисков, принимаемых участниками6.

В настоящее время на стадии рассмотрения в Государственной  думе РФ находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный  закон  «О рынке ценных бумаг» и  иные законодательные акты Российской федерации».  Законопроект предусматривает развитие пруденциального надзора за профессиональными участниками на рынке ценных бумаг. В частности, расширяются надзорные полномочия органа-регулятора на рынке ценных бумаг: предлагается предоставить федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг право требовать замены руководителя профессионального участника рынка ценных бумаг, назначить для осуществления деятельности в профессиональном участнике рынка ценных бумаг своего представителя. Однако в данный момент все еще отсутствуют меры, направленные на создание  комплексного надзора, включающего мониторинг системного риска, присущего всему рынку.

Особенно интересной мне  показалась модель управления рисками  на основе международно признанных принципов разработки системы макропруденциального надзора. Она представлена в Приложении 9. Классификация методов оценки рисков финансовых кризисов представлена в Приложении 10.

Актуальным вопросом является и то, как изменятся системные  риски в связи созданием единого  мегарегулятора, потому что основной идеей являлось то, ч то в условиях консолидации компаний финансового сектора в группы надзор и регулирование ФСФР и ЦБ является фрагментарным и не позволяет увидеть целостную картину состояния финансового рынка и правильно оценить системные риски. "Сама природа ЦБ как жесткого регулятора для крупных банков накладывает обязательства на тех, кто должен бегать и прыгать - участников финансового рынка, связанных с высокими рисками7", - полагает Я.М. Миркин. Это приведет к общему сокращению брокеров, дилеров, инвестфондов., потому что в случае создания мегарегулятора брокеры, не имеющие банковских лицензий, уйдут в другие юрисдикции изчезнут и региональные брокеры. В данный момент профучастники предложили правительству создать «Твин Пикс»8, чтобы разграничить государственное регулирование для крупных компаний, банков и небольшие финансовые компании.

  Выявив основные проблемы и пути их решения, я рассмотрела стратегию развития финансового рынка РФ на период до 2020 года. Рассматривается возможность на обеспечения независимости служб внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также ввод требований к управлению финансовыми рисками, возникающими у финансовых посредников (в частности, закрепление обязанностей участников финансового рынка определять лицо, ответственное за организацию управления указанными рисками или создавать самостоятельное структурное подразделение по управлению рисками.; для специалистов по управлению рисками внутри организации установление соответствующих квалификационных требований)9, рассматривается снижение рисков непосредственно клиринговых, учетных институтов, унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, развитие системы пруденциального надзора.

Таким образом, я попыталась рассмотреть финансовые риски посредников на макроуровне, а именно систематические риски, пути их снижения в связи с текущим состоянием российского финансового рынка.

Использованная литература:

  1. Абрамов  А. «Перспективы и риски», Вестник НАУФОР №3, март 2010 – представлен цифровой материал по фискам финансовых посредников
  2. Аналитический доклад «Мониторинг системного риска Российской Федерации на финансовых рынках», НИР, Москва 2011 – проведен глубокий анализ источников системного риска в России, возможные пути регулирования системного риска
  3. Аналитический доклад «Стратегия развития финансовой системы России: блок «Финансовые рынки, инвестиции в инновационный рост» // под рук-вом Миркина Я.М. – Москва. - 2011. – наиболее комплексно рассмотрены существующие проблемы российского финансового рынка, их решения , объединенные в стратегию развития
  4. Власенкова Ю.Б. Развитие интегрированных финансовых посредников в условиях глобализации финансовых рынков// Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. – 2007. - Автореферат на соискание ученой степени к.э.н. – работа систематизирует основные понятия финансового посредничества и описывает тенденции развития интегрированных финансовых посредников
  5. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок // «Перспектива». / Москва. – 1995. –представлены основные теоретические аспекты данной темы
  6. Помогаева Е.А. О модификации функций финансовых посредников // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2010. - №1. – стр. 17 -26. – представлены перспективы развития института финансового посредничества, связанные с выполнением ими определенных функций
  7. Рот А., Захаров А., Златкис Б., Миркин Я.М., Борн Б., Бернард Р., Баренбойм П., Хит А. Основы государственного регулирования финансового рынка // Юридический дом «Юстицинформ». – 2003. – Глава 5 – в рамках государственного регулирования определено само понятие финансовых посердников, как профессиональных посредников
  8. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года./ от 29 декабря 2008 г. – раскрывает основные направления развития финансового рынка в России
  9. Naufor.ru – представлены свежий материал о перспективах внедрения мегарегулятора в России, реакция непосредственно профессиональных участников рынка ценных бумаг

 

 

 

 

 

Приложение 1. Классификация  финансовых посредников по степени  специализации10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Классификация  финансовых рисков11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Концентрации рисков, ведущие к вероятности  финансового кризиса, могут возникать  относительно12:

  • видов рисков (кредитный, процентный, ликвидности, рыночный, валютный, операционный, страновой);
  • регионов (мира как внешней среды, внутри страны);
  • макроэкономических агентов (государство, финансовый сектор, корпоративный сектор домашние хозяйства);
  • стран-контрагентов;
  • отдельных отраслей;
  • видов финансовых продуктов, финансовых активов;
  • сегментов финансового рынка;
  • групп финансовых институтов, имеющих 
  • макроэкономическое (системообразующее) значение;
  • крупнейших институтов и инфраструктурных организаций;
  • природных катастроф и бедствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4. Количественное определение системного риска13

Шкала системного риска

Код

Уровень системного риска

Краткосрочный (до 1 года)

Среднесрочный (от 1 года до 3 лет)

Долгосрочный (от 3 до 10 лет)

1

AAA+

Сверхнизкий

-

+

+

2

AAA

Сверхнизкий

+

+

-

3

AA+

Сверхнизкий

+

+

+

4

AA

Низкий

-

+

+

5

A+

Низкий

+

+

-

6

A

Низкий

+

+

+

7

BBB+

Средний

-

+

+

8

BBB

Средний

+

+

-

9

BB+

Средний

+

+

+

10

BB

Высокий

-

+

+

11

B

Высокий

+

+

-

12

CCC

Высокий

+

+

+

13

CC

Сверхвысокий

-

+

+

14

C

Сверхвысокий

+

+

-

15

D

Сверхвысокий

+

+

+

Информация о работе Системные финансовые риски финансовых посредников – профессиональных участников рынка ценных бумаг