Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:26, реферат
Финансовый рынок – рынок, на котором происходит перераспределение временно свободных денежных ресурсов через финансовых посредников на основе использования финансовых инструментов (ценных бумаг, финансовых и товарных деривативов, валюты, финансовых контрактов (репо, свопы и т.п.)) и представления финансовых услуг, объединенных в форме финансовых продуктов, являющихся товаром на финансовом рынке1.
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
«Финансовый университет при правительстве Российской федерации»
КАФЕДРА «ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ФИНАНСОВЫЙ ИНЖИНИРИНГ»
Эссе ПО ДИСЦИПЛИНЕ «иНСТИТУТЫ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ»
НА ТЕМУ
«Системные финансовые риски финансовых посредников – профессиональных участников рынка ценных бумаг»
Выполнила:
студентка группы РЦБ5-1
Бахтина О.В.
Проверила:
доц., к.э.н. Андрианова Л.Н.
Москва, 2012 год
Финансовый рынок – рынок, на котором происходит перераспределение временно свободных денежных ресурсов через финансовых посредников на основе использования финансовых инструментов (ценных бумаг, финансовых и товарных деривативов, валюты, финансовых контрактов (репо, свопы и т.п.)) и представления финансовых услуг, объединенных в форме финансовых продуктов, являющихся товаром на финансовом рынке1. Данное определение позволяет подчеркнуть важность роли финансовых посредников в перераспределении денежных ресурсов, соответственно именно их поведение в условиях конкретного рынка позволяет судить об эффективности финансового рынка в целом.
Основоположниками теории финансового посредничества были такие ученые, как Д.У. Блэкуэлл, Д.Д. Ван-Хуз, Э.Дж. Долан, Р.Дорнбуш, Д.С. Кидуэлл, Р.Л. , Миллер, Р.Л. Петерсон, П. Роуз, Дж. Синки, С. Фишер, У. Шарп, Р. Шмалензи и другие авторы. Они рассматривали финансовое посредничество как совокупность институтов, инструментов и рынков, удовлетворяющих потребности различных экономических субъектов2.
По-моему мнению наиболее общая классификация финансовых посредников на основе ранжирования по степени их специализации представлена в Приложении 1.
Как мне кажется, наиболее точное определение финансовых посредников, действующих в России, дано в книге «Основы регулирования финансового рынка» через призму «профессиональных посредников»3. Таким образом, финансовых посредники - это профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Доступ к деятельности профессионального посредника ограничен определенными условиями. В международной практике такими условиями являются: необходимость лицензии; достаточность капитала; репутация, опыт, квалифицированность руководства и персонала; операционная способность; правильная организация учета и др. В России используются аналогичные обязательные критерии для допуска на рынок профессиональных участников, закрепленные законодательно. Наличие данных условий позволяет во многом ограничивать финансовые риски профессиональных участников рынка ценных бумаг4. Классификация финансовых рисков представлена в Приложении 2. Мною будет рассмотрен системный риск, который лежит на участниках рынка.
Источниками системного риска являются концентрации различных видов риска на финансовом рынке5. Концентрация рисков может возникать по многим направлениям (Приложение 3). Количественное определение уровня системного риска производится, как правило, на основе шкалы, представленной в Приложении 4. Количественная оценка уровня системного риска России на финансовых рынках представлена в аналитическом докладе НИР «Мониторинг системного риска Российской Федерации на финансовых рынках» 2011г. (Приложение 5). Данное приложение характеризует текущее состоянии системного риска финансового рынка России. Наибольшие риски объясняются зависимостью России от динамики мировых цен на сырье и мировой финансовой системы. Подтверждением этого является то, что финансовый рынок России повторяет фундаментальные тенденции глобальных финансов (Приложение 6) и высокой корреляцией между развитием экономики и мировым ценами на нефть (Приложение 7).
Сравнительный анализ системного риска по финансовым продуктам представлен в Приложении 8. Таким образом у нас наблюдается сверхконцентрация в продуктовом сегменте акций.
Специфика российского финансового рынка во многом отражает финансовые риски, с которыми работают профессиональные участники рынка. Финансовые посредники работают в условиях большой волатильности, вызванной низкой финансовой глубиной экономики, открытостью капитала при фиксированном валютном курсе, зависимостью от иностранных инвесторов при отсутствии расширенной базы внутреннего спроса на финансовые активы. Помимо того усугубляет ситуацию сама архитектура финансового рынка: низкая капитализация финансовых институтов, чрезмерная концентрация денежных ресурсов в Москве, олигополистическая структура финансового рынка с его концентрацией на небольшом количестве участников и финансовых инструментов, сверхконцентрация в структуре институциональных инвесторов отсутствие мониторинга потоков иностранных портфельных инвестиций в архитектуре торговых систем, недостаточная ликвидность рынка для поддержания устойчивости, ограниченный круг финансовых инструментов для поддержания финансовых потоков, слабость систем управления рисками и отсутствие надзора за финансовым состоянием профессиональных участников рынка ценных бумаг, информационная асимметрия и др.
На улучшение состояние финансового рынка, противодействие системным рискам должны быть направлены административные и экономические меры:
1) продолжение реструктуризации отрасли ценных бумаг, деривативов, институциональных инвесторов (рост капитализации, снижение системных рисков), поддержание конкурентной рыночной среды на финансовом рынке;
2) расширение «периметра» финансового регулирования, переход к регулированию и надзору финансовых конгломератов/ финансовых холдинговых компаний/ пулов инвестиционных активов и их агрегированных рисков, независимо от того, какие типы финансовых институтов являются ядром;
3) исключение возможности не лицензируемой финансовой деятельности (финансового посредничества);
4) создание системы мониторинга
финансового рынка и
5) устранение возможностей
регулятивного арбитража,
6) оптимизация регулятивной
нагрузки на финансовые
7) расширение требований к системам управления рисками и публичного раскрытия информации брокерско-дилерских компаний и институциональных инвесторов, внедрение практики стресс-тестирования профессиональных участников рынка ценных бумаг;
8) противодействие экстенсивному
наращиванию корпоративных и
банковских долгов при
9) расширение информационной прозрачности забалансовых операций банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг и институциональных инвесторов, их операций на внебиржевом рынке, в сфере внебиржевых продуктов, деривативов, в области секьюритизации и других форма финансового инжиниринга, в процессе андеррайтинга и первичного размещения всех видов финансовых продуктов, рисков, принимаемых участниками6.
В настоящее время на стадии рассмотрения в Государственной думе РФ находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской федерации». Законопроект предусматривает развитие пруденциального надзора за профессиональными участниками на рынке ценных бумаг. В частности, расширяются надзорные полномочия органа-регулятора на рынке ценных бумаг: предлагается предоставить федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг право требовать замены руководителя профессионального участника рынка ценных бумаг, назначить для осуществления деятельности в профессиональном участнике рынка ценных бумаг своего представителя. Однако в данный момент все еще отсутствуют меры, направленные на создание комплексного надзора, включающего мониторинг системного риска, присущего всему рынку.
Особенно интересной мне показалась модель управления рисками на основе международно признанных принципов разработки системы макропруденциального надзора. Она представлена в Приложении 9. Классификация методов оценки рисков финансовых кризисов представлена в Приложении 10.
Актуальным вопросом является
и то, как изменятся системные
риски в связи созданием
Выявив основные проблемы и пути их решения, я рассмотрела стратегию развития финансового рынка РФ на период до 2020 года. Рассматривается возможность на обеспечения независимости служб внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также ввод требований к управлению финансовыми рисками, возникающими у финансовых посредников (в частности, закрепление обязанностей участников финансового рынка определять лицо, ответственное за организацию управления указанными рисками или создавать самостоятельное структурное подразделение по управлению рисками.; для специалистов по управлению рисками внутри организации установление соответствующих квалификационных требований)9, рассматривается снижение рисков непосредственно клиринговых, учетных институтов, унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, развитие системы пруденциального надзора.
Таким образом, я попыталась рассмотреть финансовые риски посредников на макроуровне, а именно систематические риски, пути их снижения в связи с текущим состоянием российского финансового рынка.
Использованная литература:
Приложение 1. Классификация финансовых посредников по степени специализации10
Приложение 2. Классификация финансовых рисков11
Приложение 3. Концентрации рисков, ведущие к вероятности финансового кризиса, могут возникать относительно12:
Приложение 4. Количественное определение системного риска13
Шкала системного риска |
Код |
Уровень системного риска |
Краткосрочный (до 1 года) |
Среднесрочный (от 1 года до 3 лет) |
Долгосрочный (от 3 до 10 лет) |
1 |
AAA+ |
Сверхнизкий |
- |
+ |
+ |
2 |
AAA |
Сверхнизкий |
+ |
+ |
- |
3 |
AA+ |
Сверхнизкий |
+ |
+ |
+ |
4 |
AA |
Низкий |
- |
+ |
+ |
5 |
A+ |
Низкий |
+ |
+ |
- |
6 |
A |
Низкий |
+ |
+ |
+ |
7 |
BBB+ |
Средний |
- |
+ |
+ |
8 |
BBB |
Средний |
+ |
+ |
- |
9 |
BB+ |
Средний |
+ |
+ |
+ |
10 |
BB |
Высокий |
- |
+ |
+ |
11 |
B |
Высокий |
+ |
+ |
- |
12 |
CCC |
Высокий |
+ |
+ |
+ |
13 |
CC |
Сверхвысокий |
- |
+ |
+ |
14 |
C |
Сверхвысокий |
+ |
+ |
- |
15 |
D |
Сверхвысокий |
+ |
+ |
+ |