Проблемы совершенствования казначейской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования дипломной работы являются органы федерального казначейства по Алтайскому краю.
Предмет исследования - это казначейское исполнение местного бюджета.
Для достижения указанных целей в работе необходимо решить следующие задачи:
провести теоретическое обоснование деятельности Федерального казначейства как единой централизованной системы исполнения бюджета;
проанализировать существующее положение дел по исполнению местного бюджета на примере УФК по Алтайскому краю, Отделения по *** району УФК по Алтайскому краю;
предложить некоторые пути совершенствования в данной области.

Оглавление

Введение
1. Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета: теоретический и практический аспекты
1.1 Сущность казначейского исполнения бюджетов
1.2 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений
1.3 Пути реализации реформы местного самоуправления казначейскими органами
2. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами федерального казначейства
2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета
2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов
2.3 Казначейская система исполнения местного бюджета на примере района алтайского края
3. Проблемы совершенствования казначейской системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета 2009.rtf

— 1.19 Мб (Скачать)

Еще одно направление, связанное с перспективами управления общественными финансами, по моему убеждению, связано с реализацией национальных проектов. В настоящий момент финансирование, выделяемое из федерального бюджета на их реализацию, идет различными путями: в виде субсидий, выделяемых региональным бюджетам; через выделение средств Территориальным Фондам Обязательного Медицинского Страхования на денежные выплаты врачам; а также министерствам на проведение централизованных закупок. Таким образом, нарушается целостность единого подхода к процедуре управления, расходования и контролю за средствами федерального бюджета.

В случае передачи функций по кассовому исполнению национальных проектов органам федерального казначейства проблемы предварительного и текущего контроля отпадают сами собой, так как основной контроль за движением финансовых потоков государства будет вестись и на стадии выделения средств, и на стадии их использования через территориальные органы Федерального казначейства, а кроме того значительно увеличиться оперативность доведения средств до конечных получателей.

Развитие казначейской системы исполнения региональных и местных бюджетов, внедрение передовых технологий управления расходами не самоцель, а средство повышения эффективности общего процесса управления государственными финансами.

Кассовое исполнение бюджета органами Федерального казначейства способствует предотвращению неэффективного и ненормативного расходования денежных средств. В результате дополнительные ресурсы местного бюджета остаются в распоряжении органа местного самоуправления.

В целом по итогам работы можно сделать вывод о том, что никаких непреодолимых трудностей при переводе бюджетов на кассовое исполнение в системе Федерального казначейства не существует в принципе. Технологическая часть разработана в достаточной степени хорошо. Технические и материальные вопросы могут и должны быть решены в короткие сроки. Кадровые проблемы всегда были и будут основными, но они носят уже субъективный характер.

Возможно ли в течение короткого срока осуществить перевод бюджетов на кассовое исполнение в системе федерального казначейства? Безусловно, можно. Для этого требуется только одно - добрая воля и желание работать.

Органы местного самоуправления находятся ближе всех к конкретным людям и именно они должны решать повседневные вопросы жизнеобеспечения на той или иной территории. А роль финансистов заключается в том, чтобы максимально использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства информационных и коммуникационных технологий, использовать их как действенные инструменты управления местными финансами.

За последнее время бюджетное законодательство нашей страны претерпело существенные изменения как в части процесса исполнения федерального бюджета, так и в значительной части на уровне региональных и местных бюджетов.

Все изменения бюджетного законодательства, направленные на повышение эффективности расходования финансовых ресурсов государства, безусловно, влекут возникновение множества проблем, требующих безотлагательного решения. Существуют проблемы как технического характера, связанные с ходом реализации поставленных задач по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, так и проблемы более масштабные, затрагивающие структурные особенности экономики регионального и местного уровня. Среди текущих проблем, возникающих на территории Алтайского края, хотелось бы выделить следующие:

  • с одной стороны, нехватка грамотных специалистов в финансовых органах на местном уровне, с другой стороны, слабое техническое обеспечение, препятствующее эффективной работе;
  • в некоторых сельских поселениях нашего региона отсутствуют утвержденные в установленном порядке бюджеты, что создает препятствия для реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации;
  • определенные сложности возникают при составлении и предоставлении отчетности как на уровне сельских поселений, так и на уровне Алтайского края;
  • проблема по повышению качества администрирования налогов (налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц) на местном уровне.

Затрагивая более масштабные проблемы, возникающие при кассовом обслуживании исполнения бюджетов, имеет смысл остановиться на тех, разрешение которых способствовало бы более эффективному использованию финансовых средств.

В частности, переход к среднесрочному финансовому планированию на региональном уровне, при этом субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставлено право выбора: либо остаться в годовом планировании, утверждая среднесрочный финансовый план на три года, либо принимать бюджет на три года, внося при необходимости ежегодные корректировки.

Кроме того, в Алтайском крае, являющимся высокодотационным регионом, остро стоит проблема несбалансированности как местных бюджетов, так и в целом бюджета края по доходам и расходам. Следствием этого является дефицит бюджетов и недофинансирование, либо отказ от финансирования многих расходных полномочий.

Одним из вариантов решения вышеозначенной проблемы является ориентация муниципалитетов на самостоятельную реализацию собственных доходных и расходных полномочий. Так при применении методики выравнивания уровня бюджетной обеспеченности на местном уровне необходимо увеличивать удельный вес неналоговых доходов (арендная плата и часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, подлежащая зачислению в муниципальный бюджет), при этом при расчете объема дотаций неналоговые доходы не учитываются. Методика выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в свою очередь, имеет ряд недостатков, в частности, в связи с существенным различием экономического потенциала территорий удельный вес неналоговых доходов в бюджетах городских поселений выше, чем в бюджетах муниципальных районов.

Перспективными направлениями реформирования региональных и местных финансов следует отметить:

  • переход к среднесрочному бюджетному планированию на региональном и местном уровне;
  • как следствие вышеозначенного направления повышение эффективности управления финансовыми ресурсами на региональном и муниципальном уровне;
  • полномасштабное внедрение системы электронного документооборота между всеми участниками бюджетного процесса, включая получателей бюджетных средств.

В заключении хотелось бы отметить, что на данный момент реформа бюджетных отношений в Российской Федерации находится в решающей стадии, в ходе которой предстоит завершить переход к эффективной системе взаимодействия между всеми уровнями бюджетной системы, которая в конечном итоге позволит повысить уровень благосостояния населения. На пути решения столь масштабных задач возникает множество проблем, благополучное разрешение которых будет являться залогом успешного развития как Алтайского края, так и страны в целом.

 

 

 

Заключение

 

В ходе дипломного исследования была проделана работа по изучению казначейской системы исполнения местного бюджета. Были найдены ответы на основные поставленные в начале работы вопросы. Вследствие чего было выяснено, что в условиях рыночной экономики казначейская система исполнения бюджета на сегодняшний день наиболее эффективная, и альтернативы такой системе не существует. Контроль, осуществляемый органами федерального казначейства, позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но и предотвратить эти нарушения. Казначейство является одним из главных инструментов экономической безопасности страны.

Федеральному казначейству как субъекту управления бюджетной собственностью принадлежит ключевая роль в финансовой системе страны, что позволит сосредоточить на его основе основные рычаги по регламентации бюджетных пропорций в государстве.

С целью обеспечения комплексного подхода к управлению государственными финансами, они должны быть полностью сосредоточены в одном месте, т.е. в системе органов федерального казначейства, включая не только бюджетные средства, но и внебюджетные фонды, все внебюджетные средства государственных организаций и учреждений, таможенные платежи и средства государственных бюджетных фондов.

Казначейская система исполнения бюджетов позволяет: повысить эффективность использования бюджетных средств путем обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования; ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечных получателей.

Принимая во внимание ведущую роль бюджета в экономической и социальной жизни общества, требуется существенно повысить роль федерального казначейства в исполнении бюджета. Поэтому необходимо расширить функции его территориальных органов, сделав их главными проводниками средств федерального и территориальных бюджетов.

К числу важнейших стратегических задач развития российской казначейской системы следует отнести:

- совершенствование законодательной и нормативной базы функционирования казначейской системы РФ;

- существенное расширение выполняемых функций органами федерального казначейства по управлению бюджетом, регулированию долговых отношений и активов, финансированию капитальных расходов, федеральных целевых программ, участию в банковско-кредитной сфере, на фондовом рынке.

Стабилизирующая роль органов казначейства в Алтайском крае значительно возросла. УФК создает ту систему норм и правил, рычагов и инструментов, которая заставляет финансовые и налоговые органы стремиться к стандартам казначейства как общенационального рыночного института, к ритмичности и точности исполнения доходной составляющей государственного бюджета России. Органы казначейства эффективно решают задачи, для реализации которых они и были созданы. На настоящий момент казначейская система достигла реального экономического влияния на территории края.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Тандем, 2005. - 112 с.
  2. Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 гг.» // Финансы, 2007, №3, - с. 3-11
  3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в российской Федерации в 2006-2008 годах // Финансы, 2006, №5, - с. 15-21
  4. Приказ Минфина России от 31.12.2002 №142н «Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета» и изменений, утвержденных приказами Минфина России от 22.01.2004 №9н и от 27.08.2004 №73н;
  5. Приказ Минфина России от 24.11.2004 №106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;
  6. Приказ Минфина России от 21.09.2004 №85н «О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  7. «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденного Центральным Банком Российской Федерации от 03.10.2002 №2-П;
  8. «Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации», утвержденного Центральным Банком Российской Федерации №257-П, Минфином России №46н от 20.05.2004;
  9. Приказ Федерального казначейства от 22.03.2005 №1н «Об утверждении порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства»;
  10. Приказ Минфина России от 24.02.2005 №26н «Об утверждении методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 №70н»
  11. Приказ Федерального казначейства от 08.08.2005 №9 «Об утверждении Правил составления и предоставления бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кассовому исполнению федерального бюджета»;
  12. Приказ Минфина России от 30.07.2004 №57н «Об утверждении Положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование»;
  13. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. Пособие/ И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М.:Финансы и статистика, 2005. - 352 с.: ил.
  14. Бежаев О. Основные задачи финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по формированию межбюджетных отношений и местных бюджетов в 2006 году // Бюджет, 2005, №8, - с. 42-51
  15. Безденежных А.В., Начинкин Д.Б. Особенности казначейской системы исполнения бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2004, №15, - с. 28-30
  16. Бюджет района // Районная газета Светлый путь, 2008, №4, с. 1-4
  17. Вартапетов К.С., Чернявский А.В. Подготовка бюджетов поселений на 2006 год: проблемы и пути решения // Финансы, 2005, №7, - с. 11-14
  18. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. -340 с.
  19. Ермилов В.Г. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации // Финансы, 2005, №8, - с. 17-21
  20. Завьялов Д.Ю. Реформа местного самоуправления: межбюджетный аспект разграничения расходных полномочий // Финансы, 2007, №10, - с. 38-41
  21. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с.
  22. Калиниченко О. Новое в электронных расчетах // Бюджет, 2006, №6, - с. 44-45
  23. Король Е. О сущности понятий «бюджет», «исполнение бюджета», «казначейское исполнение бюджета» // Бюджет, 2007, №1, - с. 68-71
  24. Костюченко В.Ф. Пути реализации реформы местного самоуправления казначейскими органами // Финансы, 2005, №9, - с. 24-28
  25. Киреева Е.В. О финансовых основах местного самоуправления // Финансы, 2005, №12, - с. 66-68
  26. Крохина Ю.А. Конституционные основы казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ // Финансы, 2007, №11, - с. 25-29
  27. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы, 2005, №9, - с. 3-12
  28. Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство в 2007 году // Финансы, 2007, №3, - с. 12-18
  29. Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации // Финансы. - 2004, №3. - с. 3-8
  30. Панов О.А. Технологии кассового обслуживания местного бюджета // Финансы, 2007, №9, - с. 11-12
  31. Пантелеев А.Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления // Финансы, 2006, №11, - с. 8-10
  32. Прокофьев С.Е. Методологические и организационные основы развития казначейской системы исполнения бюджетов в России: Автореф. дис. докт. эк. наук. - Саратов, 2003. - 35 с.
  33. Пронина Л.И. Местные финансы: проблемы и пути решения // Финансы, 2006, №12, - с. 25-27
  34. Пронина Л.И. О расширении полномочий органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении // Финансы, 2005, №6, - с. 15-18
  35. Рыбакова Р.Ю. Переход на казначейское исполнение бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2003, №8
  36. Седова М.Л. Некоторые вопросы организации бюджетов в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях. - 2004, №1, - с. 7-10
  37. Силуанов А.Г. Межбюджетные отношения-2008: регионы получат больше денег // Финансы, 2007, №9, - с. 3-6
  38. Силуанов А.Г. Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами в 2006-2008 годах // Финансы, 2006, №1, - с. 3-9

 

 

Приложение

 

Соглашение

 

24.10.2008 г.

Об осуществлении Отделением по району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю отдельных функций по исполнению бюджета Муниципального образования «*** район» Алтайского края при кассовом обслуживании исполнения бюджета Отделением по *** району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.

В соответствии с положениями статей 166.1, 168, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 №1н (далее - Порядок), Отделение по *** району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - Отделение) в лице руководителя _****************, действующего на основании Положения, и Муниципального образования «*** район» Алтайского края (далее - Администрация) в лице главы района ********************, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1

Администрация поручает Отделению осуществление определенных настоящим Соглашением функций по исполнению бюджета Муниципального образования «*** район» Алтайского края (далее бюджет).

При выполнении функций по исполнению бюджета Стороны руководствуются Порядком, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти Алтайского края, регулирующими бюджетные правоотношения, возникающие при исполнении бюджета, в условиях выполнения Отделением отдельных функций по исполнению бюджета.

Полномочия Отделения по кассовому обслуживанию исполнения бюджета определяются настоящим Соглашением.

 

Статья 2

Отделение осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета во взаимодействии с финансовым органом, уполномоченным осуществлять отдельные бюджетные полномочия по исполнению бюджета (далее финансовый орган), администраторами доходов бюджета, подлежащих зачислению на счет Отделения, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (далее - администратор дохода бюджета), администраторами источников финансирования дефицита бюджета, распорядителями и получателями средств бюджета.

 

Статья 3

Учет операций со средствами бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета осуществляется Отделением на счете, открытом Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю (далее - Банк), на балансовом счете №40204 «Средства местных бюджетов» (далее - счет №40204).

Информация о работе Проблемы совершенствования казначейской системы