Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:08, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и ее совершенствование.
Для реализации поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
1) выявить структуру и динамику налоговой системы;
2) выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
3) раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ;
4) изучить концептуальные основы действующей в России налоговой системы.
Введение
3
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов
4
1.1 Налоговая система, понятие, цели, содержание, роль
4
1.2 Принципы построения налоговой системы
11
Глава 2. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации
16
2.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
16
2.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы
Приложение
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Налоговая система
как инструмент регулирования социально- |
4 |
1.1 Налоговая система, понятие, цели, содержание, роль |
4 |
1.2 Принципы построения налоговой
системы |
11 |
Глава 2. Основные направления
развития налоговой системы Российской
Федерации |
16 |
2.1 Проблемы и ограничения
развития современной |
16 |
2.2 Перспективы развития налоговой системы РФ Заключение Список литературы Приложение |
22 27 29 31 |
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с возникновением государства. Развитие и изменение форм государственного устройства сопровождаются преобразованием налоговой системы. Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому они являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе.
Целью исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и ее совершенствование.
Для реализации поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
1) выявить структуру и динамику налоговой системы;
2) выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
3) раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ;
4) изучить концептуальные основы действующей в России налоговой системы.
Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.
Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в РФ.
В первой главе будут рассмотрены теоретические основы налоговой системы и методики её совершенствования. Во второй главе будет сделан анализ особенностей совершенствования налоговой системы в РФ.
В ходе работы автором будут изучены источники литературы, как учебного, так и законодательного характера, а также публикации в научных журналах по тематике работы.
Налоги — важная экономическая категория, которая исторически связана с появлением государства, его существованием, функционированием и развитием. Метод, специфика, характер и масштабы мобилизации и аккумуляции денежных ресурсов, а также их расходования напрямую зависят от текущей стадии экономического развития общества и от сложившейся в государстве рыночной конъюнктуры.
Юридическое определение налогов и сборов декларировано в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно Налоговому кодексу РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)»1.
Содержание и сущность налогов в экономическом смысле состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по сбору денежных средств государством за те услуги, которое оно оказывает субъектам хозяйствования, гражданам и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности как на локальном, так и государственном уровне, экономической и социальной стабильности и других общественных благ, и сбор платежей за данные услуги реализуется в виде установленной доли национального дохода, которая является инструментом для реализации функций и задач государства.
Чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо выявить фундаментальные теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
В настоящее время в теории налогов термин «налоговая система» регламентируется по-разному. Оно часто отождествляется с такими понятиями как «система налогообложения», «система налогов», и «система законодательства о налогах и сборах», что является не совсем корректным. Это объясняется тем, что в Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах РФ на данный момент отсутствует нормативное понятие «налоговая система», что и приводит к таким разнообразным по смыслу формулировкам.
Поэтому среди ученых, занимающихся разработкой проблемы и приоритетов налоговой системы отсутствует конкретное разъяснение, устраивающих всех научных деятелей в определении термина “налоговая система”.
В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее определение налоговой системы - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами». 2
Алиев Б. Х. дает
следующее определение: «
А вот в зарубежной научной литературе и в нормативных актах Европейского Сообщества понятие налоговой системы как таковой, также не определяется, а в научной литературе о налогах она трактуется как наиважнейший источник формирования "собственных ресурсов" Европейского Сообщества (в оксфордских словарях понятие «налоговая система» вовсе отсутствует).
К системообразующим условиям функционирования, формирования и использования налоговых систем также можно отнести: правовую базу для построения идеальной налоговой системы; механизм установления и введение в действие налогов и сборов; порядок и пути распределения налогов по уровням бюджетной системы; система налоговых органов и т.д.
Современная налоговая система, которая разработана на основе как отечественного, так и зарубежного опыта отвечает тем требованиям, которые и должны быть в современной рыночной экономике. И были введены прямые и косвенные налоги, налоги с физических и с юридических лиц. Но также есть особенность, отличающая налоговую системы России от других стран — это ее структура. В Российской Федерации превалирует косвенное обложение (как в консолидированном, так в и федеральном бюджете), а в общей сумме налоговых доходов объем поступлений выше с физических лиц.
Первая и основная задача, которую должна решить современная налоговая система и при этом использовать дополнительные средства для финансирования тех или иных нужд государства, это стимулировать развитие отечественного производства. «Международный опыт свидетельствует: главное в экономическом росте состоит в том, чтобы создать благоприятный климат для инвестирования в производство для национальных и международных товаропроизводителей, уловить и эффективно использовать международные экономические тенденции. Это касается, прежде всего, более полного учета в Налоговом кодексе интернализации и глобализации экономических процессов».4
Вторая задача налоговой системы – это создание благоприятных условий для продуктивных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве страны, проведение мероприятий в решении социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах.
И третьей задачей является создание условий для адекватного осуществления внешнеэкономической деятельности.
По своей экономической сущности и структуре налоговая система является совокупностью сложных, связанных между собой и развитых социально-экономических отношений между теми или иными странами, между государством и его налогоплательщиками, а также между иными налогоплательщиками по вопросам финансового обеспечения и функционирования государства, его регионов и муниципальных образований, и непосредственно принимающих участие в нем как юридических, так и физических лиц.
И чем гармоничнее и эффективнее эти взаимоотношения, тем выше влияние налоговой системы на такие показатели, как развитость и эффективность экономической политики страны.
Для описания содержания налоговой системы необходимо охарактеризовать классификацию налогов.
Классификация налогов — это разделения налоговых платежей на определённые виды по конкретным признакам. В анализе научных исследований учёных-экономистов, занимающихся проблемой налогообложения, отмечено, что в классификации налогов лежат разные виды подходов. Однако, если их сложить, то можно выдвинуть множество характерных признаков, которые довольно полно и подробно характеризуют систему налогообложения и определяют налоги как элементы системы.
1) По уровням власти налоги в Российской федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные;
2) По назначению налоги подразделяют на общие и специальные (целевые).
3) По объекту обложения налоги также можно разделить по признаку реализации товаров (работ, услуг), которые также могут делиться на земельный налог, налог на наследование и дарение, акцизы и др.;
4) По источнику уплаты налоги делятся на взимаемые с дохода, выручки, себестоимости продукции и т. д. Основой лежит признак дохода субъекта, из которого, в свою очередь, вносится оклад налога в бюджет.
5) По способу изъятия налога налоги могут подразделяться на прямые и скрытые (косвенные).
6) По методу обложения налоги можно разделить на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые.
7) По способу обложения налоги делят на кадастровые, налично-денежные и безналичные, декларационные.
8) По использованию налоговых сумм по полноте прав налоги можно подразделить на два вида: закрепленные и регулирующие.
Налоговый кодекс РФ предусматривает только одну классификацию налогов и сборов: «В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные»5. В налоговых законодательствах разных стран можно встретить различные трактовки этих налогов.
Кроме Налогового кодекса классификация налогов Российской Федерации регламентировалась ещё и таким юридическим документом, как Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», который утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ. Их классификация представлена в виде таблиц в приложении А и Б.
Сущность, специфика налогов и их содержание налогов проявляется в их функциях, в их работе, которую они и выполняют.
В настоящее время существуют множество научных споров о функциях системы налогообложения среди учёных – экономистов. В научной экономической литературе прописано множество различных трактовок налоговых функций. Выделим основные функции в виде схемы:
Распределительная
Система льгот
Подфункция стимулирующего назначения
Регулирующая
Функции налогов
Фискальная
Контрольная
Подфункция
Социальная
Механизм реализации
Реализуется через налоги
Рисунок 1 – Взаимоувязка функций налогов
Сформулируем сущность каждой функции.
1) Фискальная функция является доминирующей среди других функций налогообложения. Данная функция работает на основе налогового контроля и правовых санкций, которые и обеспечивают максимальную собираемость налогов, установленных в государстве и создают барьеры от их уклонения. Также с помощью данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Остальные же функции налогообложения являются производными от фискальной.
2) Контрольная функция - позволяет государству оценивать эффективность налогового механизма, отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств, а также сопоставлять их величину финансовых ресурсов.